Краткая систематика отряда Hymenoptera = Перепончатокрылые:
Надсемейство: Chalcidoidea = Хальциды
Семейство: Andrenidae = Андрениды, короткохоботные пчелы
Вид: Melitturga clavicornis = Булавоусая мелиттурга
Семейство: Anthophoridae = Антофориды, пчелы-цветочницы
Вид: Xylocopa violacea = Фиолетовая пчела плотник
Семейство: Aphelinidae Thomson, 1876 = Афелиниды, афелины
Семейство: Aphidiidae = Тлевые наездники, афидииды
Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие пчелы
Семейство: Braconidae = Бракониды
Семейство: Chalcididae = Хальцидиды, хальцидовые
Семейство: Chrysididae = Осы-блестянки, золотые осы
Семейство: Colletidae = Коллетиды, (пчелы-)коллеты
Семейство: Cynipidae = Орехотворки
Семейство: Eumenidae = Осы одиночные
Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие
Семейство: Halictidae = Галиктиды, галикты
Вид: Rophitoides canus = Серый рофитоидес
Семейство: Masaridae = Цветочные осы, мазариды
Семейство: Megachilidae = Мегахилиды, пчелы-листорезы
Вид: Megachile rotundata = Округлая мегахила
Семейство: Megaspilidae = Мегаспилиды
Семейство: Melittidae = (Пчелы-)мелиттиды
Семейство: Mutillidae = (Осы-)немки
Семейство: Mymaridae = Мимариды, осы-крошки
Семейство: Pompilidae = Осы дорожные, помпилиды
Семейство: Scoliidae = (Осы-)сколии
Вид: Scolia hirta = Сколия степная
Семейство: Sphecidae = Осы роющие, осы-землерои, осы-пескорои
Семейство: Stephanidae = Стефаниды
Семейство: Vespidae = Осы настоящие [общественные, складчатокрылые]
Семейство: Cephidae = Пилильщики злаковые [стеблевые]
Семейство: Cimbicidae = Пилильщики булавоусые, цимбициды
Семейство: Diprionidae = Пилильщики гребнеусые, сосновые
Семейство: Siricidae = (Настоящие) рогохвосты
Семейство: Tenthredinidae = Пилильщики настоящие
Семейство: Xiphydriidae = Рогохвосты остробрюхие, ксифидрии

Краткая характеристика отряда

Перепончатокрылые - один из самых крупных отрядов насекомых, возможно, самый крупный. Описано более 100 тыс. видов, но, вероятно, число еще неописанных втрое больше. По предварительным подсчетам, только в европейской части СНГ обитают около 10 тыс. видов перепончатокрылых из 1250 родов. Их размеры от 0,2 мм до 6 см.
У взрослых перепончатокрылых две пары перепончатых, прозрачных крыльев, из которых передние крупнее задних. Во время полета задний край переднего крыла прикрепляется за зацепки на переднем крае задних крыльев, соединяясь в единую плоскость. Крылья могут быть с немногочисленными жилками и ячейками или совсем без них. У большинства видов крылья имеют своеобразный радужный переливчатый оттенок. Существуют бескрылые перепончатокрылые, например, рабочие муравьи, осы-немки, самки некоторых наездников.
Нижние челюсти и нижняя губа у перепончатокрылых сливаются в единое образование, которое нередко вытягивается в хоботок для питания жидкой пищей, чаще всего нектаром цветков.
Яйцеклады бывают: пильчатый (у пилильщиков), сверлообразный (у рогохвостов), игловидный (у паразитических перепончатокрылых и некоторых пилильщиков). У ос, пчел и муравьев он преобразован в жало, хотя функция жаления может быть утрачена, в первую очередь, у муравьев. Куколки свободные.
Перепончатокрылые - насекомые с полным превращением. Личинки пилильщиков и рогохвостов похожи на гусениц чешуекрылых, за что получили название ложногусениц. Личинки паразитических перепончатокрылых, как правило, веретеновидной формы, лишены ног. На теле развиваются разные выросты или поперечные ряды щетинок.
Многие перепончатокрылые живут обществами, которые являются потомством одной матки. У многих общественных перепончатокрылых наблюдается полиморфизм. Их семьи состоят из одной или нескольких самок (маток), некоторого количества самцов и многих рабочих особей (бесплодных самок). Этим насекомым свойственна сложная нервная деятельность, в которой преобладают инстинктивные действия.
Наездники в фазе личинки паразитируют в других насекомых. Многие перепончатокрылые характеризуются сложным поведением, связанным с заботой о потомстве (строительные инстинкты, заготовление пищи для личинок и т. п.). Высшие формы Hymenoptera образуют семьи. Для общественных перепончатокрылых характерен ярко выраженный полиморфизм особей.
Перепончатокрылые играют важную роль в природе . Среди них имеется много опасных вредителей растений. Имеются хищные и растительноядные формы. Растительноядные насекомые - пилильщики, рогохвосты, орехотворки, галлообразующие хальциды и семееды, наносят существенный вред, повреждая различные растения. Но всего 0,5% описанных перепончатокрылых наносят человеку ущерб. Большинство их наши друзья и союзники. Хозяйственное значение имеют многие наездники, которые используются для борьбы с вредными насекомыми. Домашняя пчела поставляет мед, воск, прополис, маточное молочко, опыляет культурные растения. Дикие пчелы и шмели - основные опылители культурных и диких цветковых растений.
Всего отряд перепончатокрылых насчитывает свыше 150000 видов .
Пчелы. Наибольший интерес представляет медоносная пчела (Apis mellifera ), которая встречается в диком состоянии и разводится в пчеловодческих хозяйствах. Дикие пчелы живут в дуплах деревьев, трещинах скал и других убежищах. Домашних пчел содержат в ульях различной конструкции. Пчелиная семья состоит из матки, самцов - трутней и многих бесплодных самок - рабочих пчел. Зимой в улье остаются только матка и некоторое число рабочих пчел, народившихся в конце лета. Весной рабочие пчелы начинают строить соты с шестигранными ячейками; материалом для их постройки служит воск, выделяемый особыми железами, расположенными снизу брюшка. Часть ячеек рабочие пчелы заполняют пищевыми продуктами - медом и цветочной пыльцой, часть же служит камерами, в которые матка откладывает яйца. Большинство ячеек мелкие и тонкостенные, в них матка кладет оплодотворенные яйца, из которых при особом режиме кормления развиваются рабочие пчелы. Некоторые ячейки, более крупные и толстостенные, предназначены для выведения трутней из неоплодотворенных яиц. Наконец, в сотах устраивается несколько особо крупных, сначала чашеобразных, а позднее желуденодобных ячеек - маточников, в которых выводятся матки. В такую ячейку старая матка откладывает оплодотворенное яйцо, из него выходит личинка. Рабочие пчелы выкармливают ее особой питательной смесью - "пчелиным молочком", а затем медом и пыльцой, что и обусловливает превращение личинки (после стадии куколки) в молодую матку. За день матка откладывает до 1 тыс. яиц и более. Летом рабочие пчелы собирают нектар и пыльцу с цветков различных растений. Нектар перерабатывается в расширенном отделе пищевода - медовом желудочке - в мед. Когда из маточника появляется первая молодая матка, старая вместе с частью рабочих пчел обычно покидает улей и образовавшийся рой ищет нового убежища. Молодая же матка и выведшиеся к этому времени трутни вскоре совершают брачный полет, во время которого происходит спаривание. Сперма, введенная в спермоприемник матки, сохраняется весьма долго и служит для оплодотворения многих тысяч яиц. Поело брачного полета матка возвращается в улей, а трутни вскоре погибают.
Пчеловодство - важная отрасль сельского хозяйства СНГ. При хорошей организации дела от одной семьи пчел можно получить до 300 кг меда и много воска. Пчелы приносят также огромную пользу, совершая опыление сельскохозяйственных растений.
Шмели (сем. Bombidae ) отличаются от пчел более крупными размерами и относительно толстым телом, густо покрытым волосками. Зиму переживают только матки шмелей, которые весной строят гнездо в земле, под мхом пли в другом укромном месте, делают там небольшие соты и выводят первых рабочих особей. В дальнейшем же работы в гнезде - постройку сотов, выкармливание молодняка и др.- выполняют только рабочие шмели, а матка занята откладкой яиц. К осени в гнезде появляются трутни и молодые самки. После спаривания трутни погибают, а матки с приближением холодов забиваются в укрытые места на зимовку. Шмели относятся к числу важнейших опылителей растений, особенно клевера. Поэтому часто по краям клеверищ ставят небольшие ящички для привлечения шмелей, которые устраивают в них гнезда.
Наездники (сем. Ichneumonoidea ) - стройные насекомые с брюшком, сидящим обычно на длинном стебельке. У самок имеется длинный яйцеклад, которым они вводят яйца в тело жертвы (чаще всего гусениц бабочки). Личинки паразитируют в теле насекомых, вызывая их гибель. Поскольку многие наездники откладывают яйца в тело вредителей растениеводства, они приносят большую пользу сельскому хозяйству.
Яйцееды (сем. Scelionidae и др.) близки к наездникам. Это мелкие перепончатокрылые, откладывающие яички в яйца других насекомых. Выведшиеся личинки яйцеедов поедают личинок хозяев. Яйцеед трихограмма откладывает яички в яйца различных бабочек, а теленомус - в яйца клопа-вредной черепашки.
В нашей стране работает ряд биофабрик, выводящих ежегодно миллиарды этих яйцеедов, которые затем выпускаются на поля для истребления вредителей.
Муравьи (сем. Formicidae ) живут в сложных постройках - муравейниках. У некоторых видов муравьев это сложные лабиринты подземных ходов, у других муравейник имеет еще и надземную часть, обычно в виде конуса из хвои и иных материалов. В больших муравейниках обитает много тысяч муравьев. В отдельных камерах их находятся яйца, личинки и куколки в коконах (неправильно именуемые муравьиными яйцами). Подавляющее большинство обитателей муравейников составляют неспособные к размножению бескрылые самки - рабочие муравьи.
Они строят муравейник, добывают пищу себе, матке и личинкам, защищают гнездо от врагов. В середине лета на муравейниках появляются крылатые особи - стройные самцы и более массивные самки. После брачного полета самки освобождаются от крыльев и начинают строить новое гнездо, а затем приступают к откладке яиц, из которых развиваются рабочие особи. Возникает новый муравейник. Крупные лесные муравьи, строящие конусовидные муравейники, весьма полезны истреблением многих вредителей леса

Перепончатокрылые - один из самых крупных отрядов насекомых. Описано более 100 тыс. видов. Их размеры от 0,2 мм до 6 см.

1) Полное превращение;

2) Ротовой аппарат грызущий, грызуще-лижущий, иногда редуцирован. Нижние челюсти и нижняя губа у перепончатокрылых сливаются в единое образование, которое нередко вытягивается в хоботок для питания жидкой пищей, чаще всего нектаром цветков. Усики нитевидные, коленчатые, иногда перистые и четковидные;

3) Ноги с 5-члениковыми лапками, реже 3-4-члениковые, ходильные (встречаются копательные и хватательные модификации у некоторых ос), имеют простые или двойные вертлуги;

4) Две пары однородных перепончатых крыльев, задние крылья обычно меньше передних. Во время полета задний край переднего крыла прикрепляется за зацепки на переднем крае задних крыльев, соединяясь в единую плоскость. Крылья могут быть с немногочисленными жилками и ячейками или совсем без них. У большинства видов крылья имеют своеобразный радужный переливчатый оттенок. Существуют бескрылые перепончатокрылые, например, рабочие муравьи, осы-немки, самки некоторых наездников.

5) Личинки у сидячебрюхих (пилильщики и рогохвосты) – чаще ложногусеницы, у стебельчатых – червеобразные. Куколка открытая, в кожистом или паутинистом коконе;

Многие перепончатокрылые живут обществами, которые являются потомством одной матки. У многих общественных перепончатокрылых наблюдается полиморфизм. Их семьи состоят из одной или нескольких самок (маток), некоторого количества самцов и многих рабочих особей (бесплодных самок). Этим насекомым свойственна сложная нервная деятельность, в которой преобладают инстинктивные действия.

Домашняя пчела поставляет мед, воск, прополис, маточное молочко, опыляет культурные растения. Дикие пчелы и шмели - основные опылители культурных и диких цветковых растений.

Отряд подразделяется на два подотряда - сидячебрюхие и стебельчатые.

Подотряд сидячебрюхие (Symphita) : отличаются брюшком сидячего типа и 2-члениковыми вертлугами ног, по пищевой специализации почти исключительно фитофаги. К ним относятся надсемейство рогохвосты, в составе которого много вредителей лесных насаждений, и надсемейство пилильщики, объединяющее многих вредителей сельскохозяйственных культур.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Перепончатокрылые; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Какая бабочка занесена в красную книгу?

Боярышница

Капустница

Павлиний глаз

2. Как бабочки опыляют цветы?

Пыльца попадает внутрь организма бабочки и выделяется на других цветах в результате естественной жизнедеятельности организма бабочки.

Пыльца от взмаха крыльев бабочки разлетается на соседние цветы.

Пыльца приклеивается к ним благодаря своим свойствам.

3. Как называется дневная бабочка из семейства белянок, имя которой образовано от овоща, растущего в огородах? Свое название она получила за то, что откладывает личинки гусениц в листьях этого растения.

Салатница

Капустница

Морковница

Огуречница

4. Как бабочки защищаются от врагов?

Отпугивают их своей окраской или маскируются.

Нападают на них первыми.

Большинство бабочек ядовиты или испускают очень неприятный и стойкий запах и хищники сами обходят их стороной.

5. Как называется красивая дневная бабочка с пятнами на крыльях, похожими на глаза ?

Павлиний глаз

Кошачий глаз

Рыбий глаз

6. Как бабочка связана с психологией?

В психологии определяют устойчивый негативный жизненный сценарий, название которого «Комплекс бабочки».

Одно из направлений психологии в своей основе имеет так называемый

Психологи настоятельно советуют относится к жизни легко и беззаботно, как это делают бабочки.

7. Название фильма, связанное с бабочкой, в котором американский актёр Эштон Катчер отправлялся в прошлое с целью изменить настоящее.

Эффект бабочки, 2004 г.

8. Куда бабочки деваются зимой?

Они теряют крылья и опять становятся гусиницами

Они все умирают

Они впадают в спячку или улетают в теплые края

9. Бабочка семейства парусников, имеющая жёлтый окрас крыльев с черными и синими узорами .

Крапивница

Махаон

10. К какому отряду насекомых относятся бабочки?

Чешуекрылые

Большекрылые

Сетчатокрылые

11. Почему полет бабочки бесшумен?

Потому что у них на крыльях находится пыльца, которая заглушает звуки.

Потому что человеческой ухо не улавливает звуков такой частоты.

Потому что он обладают способностью гипнотизировать человека и на время лишать его слуха.

12. Какая бабочка названа в честь своей травы кормилицы ?

Крапивница

Осочница

Хвощовка

13. Как называется наука, изучающая бабочек?

Колеоптерология

Лепидоптерология

Апиология

14. У какой бабочки прозрачные крылья?

Грета Ото

Тигровый парусник

15. Какая из бабочек может пролететь тысячу километров без остановок?

Монарх

Синий Карлик

16. Что такое «имаго» относительно бабочки ?

Гусеница

Взрослая бабочка

17. Где у бабочки находятся вкусовые рецепторы?

На усиках

На лапках

18. Как называется единственный материк, где не были обнаружены бабочки?

Антарктида

19. Чем является фраза «Руки работают, видят глаза. Порхай как бабочка, жаль как пчела!»?

Дивизом известного американского боксёра

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

2.Какие представители перепончатокрылых обитают в вашей местности?

Общая характеристика. Перепончатокрылые включают около 300 тыс. видов. К ним относятся пилильщики, муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники и другие насекомые (рис. 74). Длина тела этих насекомых колеблется от 0,2 мм до 6 см. Распространены они почти повсеместно, за исключением Антарктиды. У перепончатокры-лых две пары прозрачных крыльев, на которых жилок мало или поч-ти нет. Передние крылья больше задних. При этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно целое крыло. У многих перепончатокрылых крылья развиваются лишь в брачный период. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 про-стых глазка, а также ротовой аппарат — грызущий или лижущий.


Развитие перепончатокрылых с полным превращением . Они от-кладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из пер-вых развиваются только самцы, из вторых — самки или рабочие особи. Личинки похожи на гусениц, но отличаются расположением ложных ног. Самцы и самки легко различимы. У общественных видов (пчелы, муравьи) имеются бесплодные самки-рабочие.

Среди перепончатокрылых встречаются вредители растений, па-разиты, хищники.

У насекомых этого отряда, особенно у общественных, наиболее сложное поведение, порой напоминающее сознательную деятельность.

Наездники получили название за позу, в которой откладыва-ют яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например гусенице. Удивляет способность наездников отыскивать своих хо-зяев, даже скрытых в древесине на глубине 2—4 см.


Наездники: эфиальт, рисса, мегарисса

Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов.

Пчела медоносная обитает всюду, где встречаются цветковые растения

Пчелы — общественные насекомые, живущие семьями. Пчели-ная семья включает до 80 тыс. пчел. Подавляющее большинство чле-нов этой семьи — рабочие пчелы (бесплодные самки). В семье пчел обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, — это матка. Ее основная функция — ежедневно в теплое время года откладывать до 2—3 тыс. яиц. Летом в семье появляются несколько сотен самцов — трутней. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.


Рабочие пчелы строят из воска соты , в которых содержат личи-нок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела — за 20, а трут-ни — за 24 дня после яйцекладки. Развитие идет с превращением. Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчелово-ды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничто-жить лишних трутней или маток еще в личиночном состоянии.


Необходимость в трутнях появляется перед роением . Роение — это создание новой семьи. После выхода молодой матки старая мат-ка вместе с частью рабочих пчел покидает улей. Вылетевший рой вначале садится недалеко от родного улья, и в течение какого-то времени его можно снять и перенести в новый улей. Если пчеловод не успел снять рой, он может потерять эту семью навсегда, так как пчелы улетят на новое место. Трутни и часть рабочих пчел остаются. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари-вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво-ренная молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца. Роение может происходить несколько раз в году.

Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 °С. Высокий обмен веществ, необходимый для поддержания такого тепла, обеспечивает запас меда, который пчело-вод оставляет на зиму пчелиной семье.

Весной, летом и осенью пчелы усиленно запасают мед. За один раз пчела приносит в зобике 0,06 г нектара, собранного с многочис-ленных цветков. Причем польза от опыления пчелами цветковых растений значительно превышает пользу от произведенного меда. Для сбора нектара и пыльцы у пчелы есть особые приспособления. На задних ногах имеется специальная «корзиночка», в которую и собирается пыльца. Нектар пчела собирает с помощью хоботка, и он попадает в зобик. В улье пчелы перерабатывают нектар в мед, часть которого используют на питание, а часть запечатывают в соты и оставляют на зиму. Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требует-ся до 10 кг меда.

Информацию о месте нахождения источника нектара пчелы пе-редают с помощью танца, в котором каждое движение имеет свой смысл. С помощью танца рабочая пчела сообщает о направлении полета, расстоянии до объекта и т. д. Кроме танца, пчелы распозна-ют запах цветков, с которых были собраны пыльца и нектар.

С возрастом рабочая пчела меняет свою «профессию»: она по-очередно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших ли-чинок, кормилицы матки и молодых личинок, приемщицы корма, чистильщицы других пчел, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Деятельность пчел является врожденной или инстинктив-ной. Инстинкт — это последовательная цепь врожденных ответ-ных реакций на различные раздражители.

Мед, пчелиный клей прополис, пчелиный яд и другие продукты жизни пчелиной семьи имеют большое значение для человека.


Муравьи знакомы каждому человеку . Размеры тела — от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. Зрение у муравьев разви-то слабо, а обоняние, вкус и осязание — хорошо. У муравьев боль-шинства видов развиты жало и ядовитые железы, выделяющие мура-вьиную кислоту. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчел, семьи насчитывают до 500—800 тыс. и даже до 1 млн особей в муравейнике.

Известно около 10 тыс. видов муравьев.

Семья муравьев состоит из самцов, появляющихся на пери-од спаривания, и самок, большая часть которых является рабочи-ми, а одна или несколько глав-ных самок откладывают яйца. Рабочие муравьи выполняют раз-личные функции в процессе сво-ей жизни: собирателей пищи, солдат, хранителей жидкой пищи.

Один или два раза в году в гнезде муравьев появляется мно-го крылатых особей. Это основа-тели новых колоний — молодые самцы и самки (рис. 77 Б). В теп-лую безветренную погоду они отправляются в брачные полеты. После оплодотворения самцы погибают, а самочки, опустив-шись на землю, отгрызают кры-лья и ищут подходящее для гнез-да место. Самки некоторых видов могут не питаться в тече-ние года, выполняя при этом все работы по устройству гнезда, от-кладку яиц и уход за молодью. После появления первых рабо-чих самка занимается только от-кладкой яиц. Иногда это проис-ходит до 20 лет подряд. И за все это время самка больше не спа-ривается. Во время лета гибнет большая часть молодых самок и самцов, так как они являются легкой добычей птиц и других животных.

Большая часть муравейника скрыта от глаз любителей пола-комиться муравьями. В подземной его части поддержи-ваются чистота и порядок. Там муравьи зимуют, там же отклады-вают яйца, выкармливают личинок, прячут куколок и тлей от моро-зов. В муравейнике много различных насекомых и муравьев других видов.

Всех их муравьи не только не гонят, но и кормят. Правда, делает-ся это не без выгоды, так как эти «нахлебники» выделяют особые вещества, которые с удовольствием употребляют в пищу сами мура-вьи. Они так привыкают к своим «квартирантам», что при переселе-нии переносят их с собой.

Муравьи питаются различной пищей: живыми беспозвоночны-ми, их трупами или нектаром цветков, грибами или семенами расте-ний, выделениями тлей или червецов. Пищу добывают в почве, тра-ве, на деревьях и кустарниках.

Семья муравьев уничтожает много насекомых-вредителей и сдерживает рост их численности. Одного муравейника для этого достаточно на 0,5—1 га леса.

В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почво- образователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями рас-тений, разносят семена и распространяют растения некоторых ви-дов. Однако есть муравьи, приносящие вред жилью и здоровью человека, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запа-сы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам.

Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амазонок не по-зволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того чтобы не погибнуть, они нападают на чужие муравей-ники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышед-шие их них рабочие муравьи выполняют за амазонок всю необходимую работу. Муравьи, пасущие тлей, защищают их от златоглазок, божьих коровок, клещей, муравьев других видов. Для тлей нередко строят укрытия из земли и трухи, тщательно охраняют входы и выходы из них, а в случае опасности убегают, унося тлей.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

2.Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны дру-гим отрядам насекомых?

4.Из чего образуется мед?

5.Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений- медоносов?

6.Расскажите о значении деятельности муравьев.

Отряд Перепончатокрылые

Отряд перепончатокрылые - пчелы, муравьи, наездники. Класс Насекомые . Уроки Биологии

Отряд перепончатокрылые (наездники )

Пчела , матка , трутень

Как определить есть матка или нет (не открывая улей)

Тип Членистоногие . Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. род Муравьи

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Наездники. Шершень. Пчела медоносная. Муравьи

Имеют две пары прозрачных крыльев с крупными ячейками, вторая пара меньше, чем первая, при полете сцеплены в единую летательную поверхность при помощи крючочков. На голове кроме пары сложных фасеточных глаз обычно имеются три простых глазка.

Ротовой аппарат грызущего или грызуще-лижущего типа. Первый сегмент брюшка входит в состав груди. Второй и третий сегменты брюшка нередко образуют стебелек, который обеспечивает подвижность брюшка. У многих на конце тела имеется яйцеклад или жало. Для перепончатокрылых характерны сложное инстинктивное поведение и забота о потомстве. Многие виды строят гнезда.

Отряд Перепончатокрылые подразделяется на два подотряда: Сидячебрюхие (Symphyta) и Стебельчатобрюхие (Apocrita).

Подотряд Сидячебрюхие подразделяется на семейства: Пилильщики (Tenthredinidae), Рогохвосты (Siricidae).

Подотряд Стебельчатобрюхие подразделяется на надсемейства: Наездники (Ichneumonidae), Осообразные (Vespidae), Пчелиные (Apoidea), Муравьи (Formicoidea) и др.

рис. 1. Наездник
(Aphelinus sp.)


рис. 2. Шершень
(Vespa crabro)

Некоторые виды наездников (трихограммы) специально разводятся человеком и затем используются для уничтожения насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйств. Регуляция численности насекомых-вредителей посредством их естественных врагов называется биологическим методом борьбы.


рис. 3.

Самый крупный вид ос России. Шершни - общественные перепончатокрылые. В семьях имеются рабочие особи, самки и самцы. Внешние различия каст и разделение труда выражены не резко. Длина тела самки достигает 3,5 см. Оплодотворенная самка зимует, весной приступает к строительству нового гнезда (рис. 2, 3). Для построения гнезда шершни соскребают кору со стволов деревьев, частицы дерева с неокрашенных столбов. Выращенные этой самкой рабочие особи продолжают строительство гнезда и выкармливание новых партий рабочих особей. В конце лета в гнезде появляются самцы и самки. Происходит их спаривание. Самки уходят на зимовку, самцы с наступлением холодов погибают.

Живет семьями, насчитывающими десятки тысяч особей. В состав семьи входят матка, трутни (самцы) и рабочие особи. Длина тела матки достигает 25 мм, трутня - 16 мм, рабочей особи - 14 мм. Матка откладывает оплодотворенные диплоидные и неоплодотворенные (партеногенетические) гаплоидные яйца.


рис. 4.
А - разрез через соты, Б - матка,
В - трутень, Г - рабочая особь.

Яйца откладываются в специально построенные восковые ячейки - соты, в этих же ячейках происходит развитие личинок и куколок. Из неоплодотворенных яиц выходят самцы, половые железы трутней остаются гаплоидными, а клетки тела восстанавливают диплоидность. Из оплодотворенных яиц выходят рабочие особи или (при специальном кормлении) самки. Рабочие особи выполняют все виды работ, связанные со строительством сот, заботой о личинках, сбором нектара и пыльцы и пр. Трутни служат только для оплодотворения. Покинув улей во время роения, они больше в него не возвращаются. Оплодотворение происходит в полете, сперматозоиды вводятся в семяприемник, в котором сохраняются живыми несколько лет. Пчелиная матка после единственного брачного полета живет и откладывает яйца в течение 4-5 лет.


рис. 5.
А - яйца, Б - личинки, В - куколки,
заключенные в коконы, Г - самец, Д - самка,
не сбросившая крылья, Е - рабочая особь.

Муравьи - общественные насекомые с выраженным полиморфизмом и сложным поведением. Муравьи имеют грызущий ротовой аппарат, коленчатые усики, брюшной стебелек, состоящий из 1-2 сегментов. В состав семьи входят крылатые самки и самцы, бескрылые стерильные рабочие особи и солдаты. Строят гнезда-муравейники в земле, трухлявой древесине и пр. Большинство видов являются хищниками, питающимися насекомыми, есть растительноядные виды и сапрофаги. Многие муравьи находятся в симбиотических отношениях с тлями, поскольку питаются их сладкими выделениями.

Один раз в год из гнезда вылетают крылатые самки и самцы (роение), после оплодотворения самцы погибают, а самка основывает новое гнездо или остается в старом. У некоторых видов муравьев в гнезде может быть несколько «цариц». Как у всех общественных насекомых охрана гнезда, обслуживание «цариц» и личинок, обеспечение гнезда пищей и другие функции выполняются рабочими особями. В регуляции жизнедеятельности семьи исключительно большую роль играют феромоны.

Отряд перепончатокрылых насекомых насчитывает около 90 000 видов и по числу видов уступает лишь жукам и бабочкам. К этому отряду относятся как довольно примитивные пилильщики, ложногусеницы которых, похожие на гусениц бабочек, питаются на растениях, так и насекомые с наиболее высокоорганизованной нервной системой и крайне сложной биологией - муравьи, пчелы и осы.


Самое крупное перепончатокрылое - яванская головастая сколия (Scolia capitata)-достигает в длину 6 см, а самое мелкое - наездник-яйцеед алаптус (Alaptus magnanimus) - 0, 21 мм. Последний является вообще самым мелким из насекомых.



Взрослые насекомые имеют две пары перепончатых крыльев, покрытых сравнительно редкими жилками, а мелкие формы обычно почти или совершенно лишены жилкования. Задняя пара крыльев меньше и при полете имеет подчиненное значение. У живых насекомых обе пары крыльев обычно скрепляются при помощи крючков друг с другом и работают как одна плоскость. Некоторые виды (рабочие муравьи, самки дриинид, немок и некоторых бетилид и наездников) не имеют крыльев.


Ротовые части грызущие или лижущегрызущие. В последнем случае нижняя губа и нижние челюсти вытягиваются и образуют хоботок с язычком на конце. Такой ротовой аппарат служит для высасывания нектара из цветов. Жвалы хорошо развиты у всех видов и используются не только при питании, но и при строительстве гнезд, рытье почвы и т. д. У некоторых муравьев они имеют причудливую форму и превышают длину головы.


Усики простые, булавовидные, гребневидные, перистые, бывают как прямыми, так и коленчатыми. В последнем случае первый членик их удлинен и носит название рукояти, а остальные членики образуют жгутик. Число члеников усиков варьирует от 3 до 70. У большинства жалящих перепончатокрылых усики самок 12-, а самцов - 13-члениковые. На голове имеется пара сложных фасеточных глаз и 3 простых глазка, но некоторые муравьи совершенно слепы.


Ноги бегательные с 5-члениковой лапкой. Голень и лапка передней ноги иногда несут специальный аппарат для чистки усиков и лапок, образованный гребенчатой шпорой на конце голени и выемкой на первом членике лапки.

Интересной особенностью перепончатокрылых является то, что самки у них, как правило, откладывают яйца либо гаплоидные (т. е. с одинарным набором хромосом), либо диплоидные (т. е. с двойным набором хромосом). Из первых всегда развиваются самцы, все клетки тела которых гаплоидны, из вторых - только самки (или рабочие общественных перепончатокрылых). В типичных случаях гаплоидные яйца - это неоплодотворенные яйца, а диплоидные-оплодотворенные. В последнем случае диплоидный набор хромосом получается после слияния гаплоидного сперматозоида и гаплоидной яйцеклетки. Однако в ряде случаев наблюдается партеногенез. При этом при образовании яйцеклеток выпадает одно редукционное деление и неоплодотворенные яйца остаются диплоидными. Партеногенез отмечали у некоторых пилильщиков (у этих видов самцы отсутствуют или очень редки) и у рабочих некоторых видов муравьев.

Половой диморфизм хорошо выражен. Часто имеется полиморфизм, при котором бывает несколько форм самок. У орехотворок наблюдается чередование поколений с крылатыми и бескрылыми самками. У общественных перепончатокрылых (муравьев, пчел, ос ) развивается каста рабочих особей - бесплодных самок, выполняющих различные работы в гнезде. Наиболее резко полиморфизм выражен у муравьев, где рабочие всегда бескрылы. В пределах этой касты у некоторых муравьев наблюдается дальнейшее подразделение на под касты солдат, «медовых бочек» и т. д. У некоторых видов число резко обособленных подкаст рабочих достигает 6. Все это связано со сложным разделением функций в муравьиной семье.

В ископаемом состоянии перепончатокрылые известны с мезозоя. В настоящее время они распространены по всем материкам, кроме Антарктиды. Некоторые перепончатокрылые, например шмели, - одни из самых северных насекомых. Они же поднимаются в горы до вечных снегов.


Экономическое значение перепончатокрылых велико и разнообразно. Прежде всего следует сказать о медоносной пчеле - одном из немногих домашних насекомых, издавна дающем человеку мед, воск и пчелиный клей. Но сейчас стало известно, что наибольшую пользу это насекомое приносит, опыляя культурные растения. Важными опылителями являются и многие дикие пчелы. В последние годы началось одомашнивание еще одних насекомых - шмелей , причем разводятся они именно для того, чтобы с их помощью опылять красный клевер. Подробнее вопрос о роли насекомых в опылении растений рассматривался выше.


Среди сидячебрюхих перепончатокрылых имеется немало серьезных вредителей растений. Большой вред культурным зерновым злакам (ржи, пшенице, ячменю, овсу) причиняют стеблевые пилильщики (Cephidae), особенно хлебный (Cephus pygmaeus) и черный (Trachelus tabidus). Целый комплекс пилильщиков вредит плодовым садам. В плодах развиваются сливовый (Hoplocampa fulvicornis), грушевый (Н. brevis) и яблонный (Н. testudinea) пилильщики . Вишневый слизистый пилильщик (Caliroa cerasi) скелетирует листья вишен и других плодовых. Крыжовниковые пилильщики (Pristiphora pallipes, Pteronidea ribesii) объедают листья крыжовника. В садах Средней Азии немалый вред приносит урюковая толстоножка (Еиrytoma samsonovi).


Немало среди перепончатокрылых и вредителей леса. В сосновых лесах серьезными вредителями являются сосновый (Diprion pini) и рыжий (Neodiprion sertifer) пилильщики, общественный пилильщи-кткач (Lyda erythrocephala) и др. В годы массовых размножений этих вредителей сосновые леса часто совершенно лишаются хвои.


Вспышки массового размножения вредных насекомых возникают обычно как результат бесхозяйственного отношения к природе. Причинами их могут быть неправильное применение ядов, лесные пожары, сжигающие вместе с подстилкой зимующих в ней наездников, уничтожение подстилки и подлеска в лесах, неправильная агротехника и т. д. Кроме того, когда какое-нибудь животное или растение завозят в новый район, где у него нет естественных врагов, наблюдается его массовое размножение и вскоре такие животные и растения становятся настоящим бедствием. Примером может служить завоз непарного шелконряда или японского жука в Америку или завоз колорадского жука в Европу.


Для борьбы с вредными хрущами неоднократно применялись тифии и сколии . Так, завезенные в 1920-1936 годах в США из Японии и Китая для борьбы с японским жуком (Popillia japonica) два вида тифий (Tiphia vernalis и Т. popillivora) акклиматизировались в восточных штатах и сейчас являются там основными естественными врагами этого вредителя. На острове Маврикий численность вредящего кокосовым пальмам жука-носорога Oryctes tarandus сдерживается завезенной сюда в 1915 году с Мадагаскара сколией Scolia oryctophaga. Совсем недавно, в 1961 году, на Гавайские острова для борьбы с хрущом Anomala orientalis была завезена с Филиппин сколия Compsomeris marginella, успешно и непрерывно снижающая численность этого вредителя.



Жизнь животных: в 6-ти томах. - М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А.Гладкова, А.В.Михеева . 1970 .