Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В переводе с древнегреческого языка катарсис дословно означает «очищение », «освобождение », телесное и душевное оздоровление .

Википедия трактует это понятие, как трагическое переживание, несущее в себе воспитательный элемент, что вызывает непременное изменение состояния сознания в лучшую сторону. Этакая стрессовая терапия, после которой все ваши проблемы покажутся «цветочками».

В поисках более точного смысла читателю необходимо обратиться к философии античного периода и психологии.

Катарсис в философии

Первым о катарсисе заговорил Аристотель – античный философ. Он использовал этот термин в своем произведении «Поэтика», обозначая им процесс освобождения от отрицательных эмоций , в основе которых страх и сострадание.

Главные герои в трагедии мыслителя переживают процесс очищения души, направленный к достижению внутренней гармонии. Апогеем катарсиса является вытеснение психического аффекта, после которого человек испытывает облегчение, приятное опустошение и спокойствие.

Аристотель применял это понятие в контексте искусства и говорил о том, что любой зритель, наблюдающий драму, испытывает отрицательно заряженный аффект, который сходит на нет к концу представления.

Но также это слово использовалось в других жизненных сферах все в той же Греции:

  1. в медицине катарсис – это освобождение тела от мучительной болезни (выздоровление);
  2. религия трактует его как очищение души от скверны и страданий;
  3. древнегреческое этическое учение подразумевало возвышение духа и разума.
    Философская литература насчитывает более 1500 интерпретаций катарсиса.

Понятие катарсиса в психологии

Психологи используют катарсис в качестве метода, основанного на способностях человека воссоздавать беспокоящие их образы, чтобы заново прокрутить в голове сложные моменты в своей жизни, которые привели к психологической проблеме.

Это в конце концов (при правильном поведении) позволяет клиенту избавляться от негативных состояний , сопровождающихся переживанием отрицательных эмоций в связи с определенными жизненными событиями.

По сути, с помощью катарсиса человек завершает свои гештальты ( ?), которые остались открытыми и вызывали дискомфорт (старые конфликты, запреты). Таким же образом можно избавиться и от фобий.

В результате применения метода достигаются следующие благоприятные изменения в психике :

  1. чувство тревоги ослабевает или уходит насовсем;
  2. негативные эмоции теряют свой заряд;
  3. человек начинает лучше понимать свой внутренний мир: слышать свои желания и потребности;
  4. общее позитивное влияние на индивида: улучшается эмоциональный фон, что влечет за собой изменение жизни в лучшую сторону.

Катарсис (переживание проблемы) протекает в остро негативной форме (крики, слезы и прочее выплескивание негатива, но со «спасательным кругом» в виде психотерапевта) и в самой высшей своей точке негатив трансформируется в положительное восприятие. Как улучшение настроения после того как вы поплакали.

Чтобы было более понятно приведу несколько отвеченный пример. Вас сильно обидели (вы сами обиделись) и вы идете в спортзал, где дубасите грушу до изнеможения, при этом выплескивая на нее весь негатив (в том числе и словами). После этого вам становится легче и вы даже готовы простить обидчика.

К сожалению, состояния катарсиса очень трудно добиться из-за внутреннего запрета многих людей на выражение эмоций. Способен на это только опытный психолог.

Откуда ведет свои истоки этот метод

Данный термин возник в психологии благодаря Зигмунду Фрейду, который являлся родоначальником психоанализа. Он полагал, что не осознаваемые личностью мотивы рождают различные эмоции, под влиянием которых человек испытывает психические расстройства и, как следствие, психосоматику – телесные симптомы.

Достичь осознания вытесненных представлений, чтобы избавить клиента от страданий, он предлагал следующими методами:

  1. метод ассоциаций;
  2. с помощью интерпретаций слов;
  3. оговорки.

Специалисты, придерживающиеся парадигмы психоанализа, убеждены, что излечить душевную болезнь можно только через переживание катарсиса .

Как достичь катарсиса

Чтобы самостоятельно испытать подобное состояние, прежде всего, необходимо время и старательная практика. Также не менее главным условием является искреннее желание человека разрешить свою проблему.

Понимание механизма катарсиса, что такое он представляет собой в реальности, может немного снизить страх перед проживанием данного опыта.

Ведь прежде, чем испытать освобождение от негативных эмоций, придется их усилить в сто крат и прожить .

Для достижения эмоциональной разрядки необходимо пройти 3 шага:

  1. Усиленно думайте о том, что вас беспокоит: это должна быть какая-то конкретная проблема или ситуация. Мысленно воспроизведите ее во всех красках, не упуская даже малейших деталей. Постарайтесь полностью погрузиться в созданный образ-ситуацию.
  2. Вместе с образом придут негативные чувства и телесные ощущения. Задача второго шага – усилить их максимально.
  3. Сосредоточьтесь на самых сильных, пиковых переживаниях и проживайте их искренне, с полной самоотдачей. Постепенно интенсивность эмоций начнет снижаться, и вскоре вы почувствуете огромное облегчение, а вместе с ним светлую радость.

Возможно, что на третьем этапе вас посетит чувство страха, поддавшись которому вы отдалите себя от состояния катарсиса. Испуганный ярким эмоциональным аффектом человек, как правило, выпадает из настроя и после придется начинать все заново.

Именно поэтому готовность и решительность человека избавиться от гнетущего состояния являются важными.

Способы освобождения от проблем

Существуют два вида катарсиса:

  1. Бытовой заключается в эмоциональной разрядке от гнева, обид или ненависти путем страдания, слез, крика. Например, если направить злость, адресованную конкретному обидчику, на боксерскую грушу, то через некоторое время наступает облегчение и желание простить человека, поступившего с вами плохо.
  2. Высокий катарсис – это духовное очищение с помощью искусства. Яркое сопереживание драматическим героям книги, фильма или театральной постановки способствует сгоранию собственных аффектов через сострадание.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое развитие: определение, характеристика и виды Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Детерминированный - что это означает, а так же что такое детерминизм и детерминант(а) Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя

Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).

Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.

Подходы к понятию в психологии

Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.

Пример из жизни . Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.

В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.

Психоанализ и катарсис

Зигмунд Фрейд отводил понятию катарсиса большое значение. Он говорил, что все психологические проблемы произошли из-за аффекта. Но, ряд аффектов были вытеснены нашей психикой в подсознание и теперь управляют нами «исподволь». Если нас это не устраивает, и мы хотим решить свою психологическую проблему, мы должны найти этот самый неразрешённый аффект. Но, так как находится вне зоны влияния осознанного, мы должны его каким-то образом «извлечь». Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, когда человек вербализирует первые возникшие образы в ответ на предлагаемый стимул. И таким образом, в психоанализе катарсис – это, в том числе, и метод «отреагирования», и само очищение с помощью него.

История и современность

Несмотря на длительную историю существования понятия, сейчас катарсис, как психотерапевтический приём, применяется во многих современных методах. Человек «вспоминает» травмирующую ситуацию, переживает что-то в своих иллюзиях, телесных реакциях, или определённым образом вербализирует эмоции.

Возобновление негативных, травмирующих событий, переживаний, эмоций, которые были с ними связаны, являются центральным значением для дальнейшего очищения психики человека. Можно сравнить метод с вскрытием внутреннего нарыва. Ведь без болезненного хирургического вмешательства, полное исцеление невозможно. То же происходит и в психике человека. Восстановление травмирующих событий часто бывает крайне болезненно. И происходит крайне медленно, ведь сознание стремится оградить личность от этого. Поэтому завершение переживания зачастую ощущается понятием «как гора с плеч». Настолько мощной и значимой становится разрядка.

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.

Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.

Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.

К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.

Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

КАТАРСИС

от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

КАТАРСИС

Cathersis; Katharsis) - исповедь, признание; черная (из четырех) стадия юнговской аналитической терапии; исповедальный подход к лечению некроза, использующий эмоций, связанных с

"Начало психоанализа фактически является не чем иным, как научным первоткрытием древней истины: даже само имя, данное древнему метолу - катарсису, или очищению. является изначальным в классических ритуалах инициации (посвящения). Изначально китарсичсекнй метод состоял в том. что нацист в состоянии гипноза или без оною включался но взаимодействие со своими умственными "тылами", в то состояние, которое системы йоги на Востоке описывают как медитацию или созерцание. Однако, в отличие от йоги, целью катарсиса является достижение спорадическою возникновения в форме образов или чувств тех смутных изображении, которые отделились во мраке от невидимого царства бсссознаюльного и маячат, словно тени, перед внутренним взором. этим путем возвращаются назад вещи подавленные и забытые. Само по себе что то же приобретение, хотя подчас и болезненное, поскольку и низменное, неполноценное, и даже вовсе ничего не стоящее, никудышное все равно принадлежат мне в виде моей тени и также составляют мою суть и содержательную "массу". Разве я могу быть вполне сущностным. не прояснив свою тень? Я должен иметь и темную сторону, если претендую на целостность, - осознавая свою тень, я еще раз подтверждаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Во всяком случае, если такое персотрытие своей собственной целостности остается частным и скрытым, то оно воспроизводит изначальные условия, из которых проистек невроз, т. е. отщепленный комплекс (the split-off complex). Скрытность продлевает мою изоляцию, и ущерб удается исправить лишь отчасти. А пугем исповеди, признания я отдаю себя "в руки" людского рода, освобождаясь, наконец, от ноши морального изгнания. Цель катарсичсского метода - полное признание: не просто мысленное осознание самих фактов одной лишь головой, но их сердечное признание и подлинное освобождение подавленной эмоции" (CW К), par. 134; ЮПП, пар. 134).

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение) - психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАТАРСИС

катарзис) - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения. Согласно ей у человека, перенесшего психическую травму и не отреагировавшего на нее вспышкой аффекта, остаются комплексные переживания, подвергающиеся вытеснению из сознания. Такого рода аффективно-насыщенные неосознаваемые комплексные переживания, находясь в сфере подсознания, являются причиной болезненных отражений в сознании и соматике. Их символами становятся симптомы невроза, психосоматического заболевания. По мнению J. Breuer и S. Freud , путь лечения таких состояний - оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний, освобождение и отреагирование "ущемленного" аффекта.

С этой целью были разработаны специальные методы психокатартической терапии (см. Брейера метод гипнокатарзиса, S. Freud применял метод свободных ассоциаций.

Современные психотерапевты, даже не принимающие психоаналитических концепций, используют в своей практике отдельные методики и приемы психокатартического лечения.

КАТАРСИС

от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в "Поэтике" ввел сам термин "К." в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в "Психологии искусства" (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: "никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств"; "в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции".

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название "катартический метод" Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу. (Б. М.)

Катарсис

Catharsis) . Эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум "высвобождает" энергию агрессию либо посредством агрессивного действия, либо за счет воображаемой агрессии.

Катарсис

catharsis) Термин "К." употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. - в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало "очищение", в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), "совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств". В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства - часто, но не всегда травматические, - и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название - "отреагирование". Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан. В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. - центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. "выговариванием" ("talking out"), "отыгрыванием" ("acting out") или "вентилированием" ("ventilation"). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия Ф. Хансен

κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление).

Катарсис в традиции

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля . В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». (У Аристотеля учение о катарсисе является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии .)

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается в введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.
  • Аристотель. Поэтика; перев. Н. И. Новосадского. Л., 1927, стр. 111-113.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, с. 728-734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. в кн.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. М., Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991.

Ссылки

  • Катарсис в Литературной энциклопедии Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.]
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля. // В кн.: Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
  • Крушинский, Леонид Викторович

Смотреть что такое "Катарсис" в других словарях:

    катарсис - В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… … Большая психологическая энциклопедия

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

    Катарсис - Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

    Катарсис - (греч. кatharsis очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на … Энциклопедия культурологии

    Катарсис - «очищение», в греческом религиозном врачевании освобождение тела от какой нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е.… … Литературная энциклопедия

    КАТАРСИС - [гр. katharsis очищение] 1) введенный Аристотелем термин, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление зрителя, который пережил вместе с героем сценического произведения страдание и таким путем освободился от него; 2) психол. в… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАТАРСИС - (греческое katharsis очищение), 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии. Понятие катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии … Современная энциклопедия

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.