Святослав и его походы

Святослав (один из Рюриковичей, сын князя Игоря и Ольги) был одним из крупнейших полководцев в истории человечества (Святослав умер в 972 г. Он был убит печенегами по пути в Киев, куда он возвращался из Болгарии после войны с болгарами и византийцами ).

По меткому и образному замечанию проф. В. В. Мавродина, «Княжение Святослава - это последний взмах меча, создавшего основу Киевского государства. Недолгое, продолжавшееся менее десяти лет, княжение Святослава наполнено шумом битв. Русские дружины прошли от Оки до Кавказа и от Волги до Адрианополя, вписав славную страницу в великую книгу истории русского народа.

Венчанное победой и славой овеянное русское оружие проложило Руси дорогу на восток и на юг и в бесчисленных битвах вселило в «ворогов» Руси убеждение в ее могуществе и монолитности» (В. В. Мавродин - Древняя Русь. Происхождение русского народа и образование Киевского государства, М., Госполитиздат, 1946 ).

Военная деятельность Святослава, серьезно задуманные им крупные походы на юг были тесно связаны с замыслами его как крупного государственного деятеля и патриота русской земли.

Известно, например, что, освободив от осады печенегов Киев, Святослав не остался жить в нем. «Не любо мне в Киеве, - говорил Святослав, - хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что там середина моей земли. Там все хорошее сходится: из Греции поступают: золото, шелк, вина и фрукты, из Чехии и Венгрии - серебро и лошади, из Руси же - меха, воск и челядь». В этих словах Святослава запечатлено страстное желание закрепить за Русью экономически выгодные придунайские области, получить выход в Черное море, укрепить свои позиции в борьбе с притязаниями Византийской империи на политическое и экономическое господство в бассейне Черного моря. Святослав упорно стремился создать сильную славянскую русско-болгарскую державу у самых стен Византии, и был непрочь завоевать последнюю.

Греческому историку X века Льву Диакону мы обязаны описанием внешнего облика великого русского полководца древности:

«Прибыл он (Святослав) на простой скифской лодке и, взяв в руки весло, греб наравне с прочими, как простой воин. Вот какой он был по внешности он был умеренного роста, ни слишком высок, ни слишком мал; брови густые, голубые глаза, плоский нос, редкая борода, верхняя губа его была обильно покрыта густыми и вниз спускающимися волосами. Голова была совсем голая, лишь на одной стороне висел локон волос - знак благородного происхождения, шея толстая, плечи широкие и все сложение очень стройное. Взгляд его был мрачный и суровый. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посреди. На нем была белая одежда, только чистотой отличная от других. Поговорив немного… сидя на лавке лодки он отправился к себе».

Все годы своего княжения Святослав провел в походах и войнах, опираясь на боевую дружину, составленную из отборных воинов-смельчаков (При чем надо иметь в виду, что в больших походах Святослава участвовала не только княжеская дружина, но и многочисленные русские «вои» - вооруженный народ. О качествах воинов Святослава свидетельствует Лев Диакон: «говорят, что побежденные тавроскифы (русские - Б. Л.) никогда живыми не сдаются неприятелям… что сей народ отважен до безумия, храбр, силен» ). Дружина Святослава славилась своими большими и быстрыми переходами. Дружинники были вооружены длинными копьями, а еще чаще - мечами, лукам и высокими щитами. Они имели также засапожные ножи, которыми действовали в рукопашных схватках, когда длинные копья и мечи теряли свои преимущества, становясь неудобным, малоподвижным оружием

Каково было вооружение русских дружинников в X веке?

На этот вопрос хорошо отвечают данные археологических раскопок древних курганных погребений. Находки оружия в этих курганах показывают, что дружинники имели мечи с прямой крестовиной и, обычно, полукруглым набалдашником. Мечи были массивными, свыше 90 сантиметров длиною. Иногда встречается наряду с мечами так называемый скрамасакс - большой боевой нож. В X веке были также распространены на Руси копья и боевые топоры. Наконечники стрел изготовлялись ромбовидные. Шлемы дружинников были вытянуты кверху. Такие шлемы в более позднее время называли шишаками. Имели дружинники и щиты. Широко применялись в X столетии кольчуги - железные рубахи. В этом отношении русская дружина опережала западных воинов (Скандинавии, Франции, Германии), у которых доспехи были кожаные, часто покрытые металлическими нашивками, в том числе и кольцами, но у которых настоящего кольчужного плетения до XII века не было.

В X веке от печенегов, торков и половцев проникла на Русь и сабля. Лук и стрелы применялись дружинниками очень широко и с большим успехом.

Таким образом, как правильно отмечает проф. А. В. Арциховский, «русские дружинники X-XIII веков были настоящими профессиональными воинами, не уступавшими по вооружению своим западным современникам. Военная отсталость Руси - явление позднейшее».

Вступая в бой, дружинники представляли собой сплошной и глубокий строй, составленный из двадцати, а то и больше шеренг и включавший в себя несколько тысяч человек, надвигавшихся на врага, сомкнув щиты и выставив копья, могучей и несокрушимой стеной.

Любопытно, что во времена Святослава копье, брошенное в направлении войска противника, означало и сигнал к началу боя. Так, «Повесть временных лет» сообщает, что когда Ольга, собрав воинов, пошла в 946 году со своим сыном Святославом на древлян, то «суну копьем Святослав на древляны, и копье лете сквозь уши коневы и удари в ноги коневы, бе бодетек (ибо был Святослав дитя и не мог бросить копья далеко). И рече Свенелд и Асмолд: «Князь уже почал; потягнете, дружина, по князе».

У рядовых воинов Святослава копье было не только основным, но чаще всего и единственным оружием. Мечи и сабли были распространены реже и, очевидно, являлись принадлежностью знатных богатых воинов.

Византийский писатель Скилица, говоря о походах Святослава, добавляет, что славяне шли на войну в веселом, бодром настроении, с музыкой, свирелями, бубнами и с танцами, то есть сохраняя бодрое и увереннее расположение Духа.

Вот как проникновенно писал про Святослава поэт-декабрист Рылеев.

«По манию его руки Бесстрашный рос, пылая местью, На грозные врагов полки Летал - и возвращался с честью, Он на равнинах дальних сих, Для славы на беды готовой, Дивил и чуждых и своих Своею жизнию суровой. Ему свод неба был шатром И в летний зной, и в зимний холод, - Земля под войлоком одром, А пищею конина в голод. «Друзья, нас бегство не спасет! Гремел герой на бранном поле, Позор на мертвых не падет, Нам биться волей иль неволей… Сразимся ж, храбрые, смелей; Не посрамим отчизны милой - И груды вражеских костей Набросим над своей могилой!» И горсть славян на тьмы врагов Текла - вождя послышав голос - И у врагов хладела кровь И дыбом становился волос!..»

(«Святослав». Поэма К. Ф. Рылеева. Цит. по кн.: К. Рылеев. Стихотворения. Библиотека поэта, № 57, Издательство «Советский писатель», M., 1947 )

Своими военными подвигами Святослав и его войско вписали замечательные страницы в историю русского оружия.

Известны слова Святослава - «Иду на вы», которые часто посылались им врагу как грозное предупреждение. Талантливый полководец древней Руси никогда не нападал на противника без того, чтобы не быть уверенным в своих силах и победе, и лишь после того, как были тщательно заранее изучены сильные и слабые стороны врага и учтены свои собственные возможности «Иду на вы», «хочю на вы итти» - в устах такого непобедимого, покрывшего себя славой военачальника, как Святослав, звучало для противника серьезной и реальной угрозой, действовало на него устрашающе.

В своих походах Святослав на голову разбивал не только легкую восточную конницу. В известной войне с дунайскими болгарами и Византией Святослав наносил сокрушительные удары прославленной своей мощью тяжелой римской кавалерии.

В 966-967 гг. Святослав со своей дружиной выступил из Киева против волжско-камских болгар. Разбив армию болгар и овладев их столицей Болгаром (у устья реки Камы), Святослав продолжал свои боевые действия, спустился вниз по Волге к Каспийскому морю. По дороге он вышел победителем и в схватках с племенем бургасов.

Проплыв далее Каспийским морем на юг, Святослав достиг местности между реками Кумой и Тереком, разбив здесь ясов и касогов. Обратно в Киев Святослав возвращался через Северный Кавказ. По пути он на Азовском море завоевал и присоединил к Руси Тмуторокань (Таманский полуостров, составлявший тогда часть хазарских владений). После этого, окруженный ореолом бесстрашного победителя, Святослав вернулся в Киев.

В боях и сражениях Святослав прошел по малоизвестным местностям 3000 километров по суше и 1500 километров по воде.

Еще до похода 966-967 гг., в 965 году Святослав нанес сокрушительные удары по Хазарскому царству, овладев, в частности, известной нам крепостью на Дону - Саркелом.

Русская летопись XII века, рассказывающая нам «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить и как устроилась Русская земля», так сообщает о взятии Саркела Святославом:

«В лето 6473 иде Святослав на Козары Слыша же Козары изыдоша противу с князем своим каганом и соступиша бити; и бывши брани межи ими, одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя... Ясы победи и касоги» (Полное собрание русских летописей, том II, изд. 2-е, СПБ, 1908 ), т. е.:

«В лето 6473 (в 965 г) пошел Святослав на козар. Услышали козары, вышли против с князем своим - каганом и вступили в бой. Одолел Святослав козар и город их Белу Вежу взял. Ясов победил и касогов».

В чем смысл похода Святослава на Хазарию? Каган Хазарии подчинил себе и сделал своими данниками ряд славянских племен, и они ждали своего освобождения от вассальной зависимости. Без этого освобождения замедлялся процесс объединения русских племен под эгидой Киевского князя, тормозился рост русского государства. Хазарский барьер отсекал Русь от Волги, Дона, Кавказа, преграждал Святославу путь на юг и восток. Освобождая из-под ига хазарского кагана восточную ветвь славяно-русских племен, Святослав ставил своей целью обезопасить Русь с Востока и, выйдя на Кавказ, к берегам Азовского, Черного и Каспийского морей, завершить начатую еще до Святослава борьбу Руси за выход на Восток.

Со взятием Святославом Саркела греки лишились важного опорного пункта своего влияния на, север Черного моря. После же побед Святослава над прикавказскими племенами ясов и касогов, в южно-русских степях преобладание хазар уступило место преобладанию русских. Черноморские владения Византийской империи были поставлены отныне под угрозу. Известно, что в 968 году Святослав предпринял успешные походы за Балканы. Его отряды появились в непосредственной близости к Константинополю.

Удары Святослава были тем больше чувствительны для хазар, что хазарская держава ко времени княжения Святослава находилась в состоянии междоусобных феодальных распрей и внутренней борьбы между отдельными племенами. С падением Хазарского царства прекратило свое существование и большинство его населенных пунктов, и лишь некоторые города, подобно Саркелу, устояли и продолжали свое дальнейшее существование.

Немалую роль в падении Хазарского царства сыграл и русский князь Мстислав Владимирович. В союзе с византийским императором Василием, который прислал греческий флот в Азовское море, Мстислав разбил хазар и взял в плен хазарского кагана Тузлу.

Как бы на развалинах Хазарского царства и возникло сильное русское государство - Киевская Русь.

«Киевская Русь, - говорит акад. Б. Д. Греков, - последнее звено древней исторической цепи и первое новой. Она унаследовала от великого прошлого города торговлю, культуру. Святослав борется за скифское наследство, прочищает пути восточных сношений».

Так «упрямой связью мертвых и живых» тянулись нити из древнего скифо-сарматского мира Подонья-Приазовья к славяно-русскому населению времен Святослава и через них - к русскому населению нашего края в последующий период - в лице бродников XII-XIII веков, а затем - донских казаков. Так уходит своими корнями в глубь веков история освоения Подонья-Приазовья великим русским народом.

В результате походов русских князей на Хазарию среднерусские оседлые племена отпали от хазарской власти. Разгром Святославом хазарского каганата и взятие Саркела усилили движение на юго-восток славяно-русского населения и, в частности, создали более благоприятные условия для роста славяно-русского населения в Подонье-Приазовье.

Святослав, двинув войско на восток, освободил вятичей от хазарской дани (964 г.). Перезимовав на Волге, на следующий год Святослав разгромил хазарское войско, взял Итиль и древнюю столицу Хазарии Семендер. Перейдя с войском на Дон, Святослав взял хазарскую крепость Саркел (Белую Ве­жу) и с триумфом двинулся дальше, покоряя ясов (осетин) икасогов (черкесов), и вышел к Азовскому морю. Тогда же он захватил крепость Тмутаракань на Таманском п-ове Азовского моря и вполне мог бы захватить и византийский Крым.

Византийцы переключили усилия Святослава, предложив ему повоевать на Балканах с досаждавшими Византии болгарами. Святослав двинулся на Балканы и разгромил болгар. Решив сам воспользоваться этой победой, князь стал закрепляться на Балканах, планируя даже перенести сюда столицу из Киева. Нетрудно догадаться, что Византии это очень не понравилось, и византийцы, привыкшие загребать жар чужими руками, натравили на Киев печенегов.

В осаждённом печенегами Киеве не хватало воды, и старая Ольга, находившаяся в городе вместе с внуками, послала гонца на Балканы сообщить Святославу, какая беда грозит его семье. Святослав вернулся в Киев и наголову разбил печенегов.

После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, среднему Олегу отдал древлянские земли, а новгородцы попросили себе в князья младшего - Владимира. Сам Святослав поспешил вернуться на Балканы. Русско-болгарская война на Балканах перешла в русско-византийскую, так как действия Святослава шли вразрез с интересами империи на этой территории. С 969 по 971 г. русские ожесточённо воевали с византийцами. Ведя своё войско в бой, Святослав обращался к воинам: «...не посрамим земли Русской, костьми за неё ляжем, мёртвые сраму не имут...» Воинство отвечало князю: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим».

Византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем и хорошим политиком. Доблесть русского воинства не помогла Святославу удержаться на Балканах. Святослав и

Цимисхий подписали почётный для русских мир. Дружина Святослава, нагруженная дарами, беспрепятственно покинула Балканы.

В походе Святослава сопровождал старый воевода Свенельд, служивший ещё его отцу. Он предложил Святославу ехать через степь, обойдя днепровские пороги, у которых могут стоять печенеги. Не вняв совету опытного воеводы, Святослав предпочёл отделиться от Свенельда и с частью ус­талого войска поплыл на ладьях. Предали Святослава жители Переяславля, предупредив печенегов, что Святослав возвращается с большими сокровищами и малой дружиной. В 972 г. у днепровских порогов печенеги разбили русских. В этом бою пал и великий воин Святослав. Печенежский вождь Куря по традиции кочевников сделал из черепа Святослава чашу, оправленную золотом и каменьями, и пил из неё на пирах.

С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Битва с древлянами

Впервые Великий князь Святослав Игоревич участвовал в сражении в мае 946 года, правда, возглавлял он войско лишь формально, поскольку был всего четырёх лет от роду. Когда его воины выстроились на поле битвы против древлян, воеводы Свенельд и Асмуд вывели коня, на котором сидел малолетний Святослав, дали мальчику копьё, и тот бросил его в сторону врагов. «Князь уже начал, потянем, дружина, за князем!» - крикнули полководцы, и воодушевлённое киевское войско пошло вперёд. Древляне были разбиты, заперлись в городах. Через три месяца, благодаря хитрости княгини Ольги, был взят Искоростень, и первый же из военных походов Святослава завершился победой.

Битва под Саркелом

965 год. Первый самостоятельный поход Святослава. Пройдя земли вятичей, единственного из восточнославянских племён, которое ещё не платило дани Киеву, спустившись по Волге к землям Хазарского каганата, Святослав разгромил давнего врага Руси. Одно из решающих сражений состоялось под Саркелом, форпостом Хазарии на западе.

На берегах Дона сошлись две армии, Святослав разгромил хазарское войско и оттеснил в город. Осада продлилась недолго. Когда Саркел пал, его защитники были беспощадно побиты, жители разбежались, а сам город был сожжён до основания. На его месте Святослав заложил русский форпост Белая Вежа.

Второе взятие Преслава

Подначиваемый Византией, Великий князь вторгся в Болгарию, взял её столицу Преслав и стал считать её серединой (столицей) своей земли. Но набег печенегов на Киев заставил его оставить завоёванные земли.
Когда Святослав вернулся, то обнаружил, что провизантийская оппозиция в столице взяла верх, и весь город восстал против князя. Ему пришлось во второй раз брать Преслав.
20-тысячному войску руссов противостояли превосходящие силы противника. И битва под стенами города сначала складывалась в пользу болгар. Но: «Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостию и мужеством!» - обратился к воинам князь, и решающая атака увенчалась успехом: ход битвы был переломлен, Святослав занял Преслав и жестоко расправился с предателями.

Осада Филиппополя

Главным соперником Руси была Византия, именно по Константинополю Святослав намечал свой главный удар. Чтобы достичь границ Византии, нужно было пройти южную Болгарию, где, питаемые греками, были сильны антирусские настроения. Редкие города сдавались без боя, и во многих Святослав был вынужден устраивать показательные казни. Особенно упорно сопротивлялся один из древнейших городов Европы, Филиппополь. Здесь на стороне восставших против русского князя болгар сражались и византийцы, чьё основное войско находилось в нескольких десятках километров к югу. Но и войско Святослава было уже коалиционным: в союзе с ним выступали болгары, венгры, печенеги. После кровопролитных боёв город пал. Его гарнизон, воеводы, пленные греки и непримиримые к русским болгары были казнены. 20 тысяч человек по приказу Святослава было посажено на кол.

Два генеральных сражения в Византии

Дальнейшее продвижение вглубь Византии Святослав вёл двумя армиями: одной, состоявшей из лучших русских воинов, закалённых в боях дружинников, он руководил сам, другая – руссы, болгары, венгры и печенеги – находилась под началом киевского воеводы Сфенкела.
Коалиционное войско столкнулось с основной армией греков под Аркадиополем, где состоялось генеральное сражение. Рассчитав, что слабым звеном в армии союзников являются печенеги, византийский полководец Варда Склир направил основной удар войска на их фланг. Печенеги дрогнули и побежали. Исход битвы оказался предрешён. Руссы, венгры и болгары бились упорно, но оказались в окружении и потерпели поражение.
Битва святославова войска оказалась не менее тяжёлой. 10-тысячной дружине князя противостоял отряд под командованием патрикия Петра. Как и прежде, Святослав сумел переломить ход битвы в критический для себя момент: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет». Он бросился вперёд, и за ним последовало войско. Греки бежали с поля боя, а Святослав продолжил победное шествие к Константинополю. Но, узнав о разгроме второй армии, вынужден был пойти на перемирие с византийским императором: сил на осаду у союзников не было.

Защита Доростола

Нарушив мирный договор, греки в 971 году напали сначала на Преслав, затем, разоряя города, направились на Дунай, к городу Доростол, в котором находился Святослав. Его положение оказалось более чем тяжёлым. Кровопролитное сражение под стенами города длилось с утра до самых потёмок и заставило руссов с болгарами отступить за крепостные стены. Началась длительная осада. С суши город окружила армия под командованием императора, Дунай блокировал греческий флот. Руссы, несмотря на опасность, совершали дерзкие вылазки. В одной из них был обезглавлен высокопоставленный чиновник Магистр Иоанн. Другую дружинники совершили ночью в сильнейший дождь: на лодках обошли вражеский флот, собрали запасы зерна в деревнях и побили множество спавших греков.
Когда положение его армии стало критическим, Святослав посчитал позором сдаваться или убегать и вывел войско за стены города, приказав запереть ворота. Два дня с перерывом на ночь его воины сражались с византийцами. Потеряв 15 тысяч человек, Великий князь вернулся в Доростол и согласился на мир, предложенный императором Цимисхием.

В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом.

Святослав рос среди дружинников. Ольга, решив отомстить за смерть мужа, взяла ребенка с собой и посадив его на коня, вручила копье. Он начал битву, символически бросив копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. «Князь уже начал бой, последуем, дружина, за ним!» Поступок Святослава вдохновил дружинников и русы выиграли битву.

Походы Святослава

Уже с 964 года Святослав правил самостоятельно. В 965 оставив княгиню Ольгу управлять Киевом, отправился в поход. Всю дальнейшую часть жизни Святослав проводил в походах и сражениях, лишь иногда навещая родные края и мать, в основном в критических ситуациях.

В течение 965-966гг. подчинил себе вятичей, освободил их от дани хазарам, разгромив Хазарский каганат и волжских болгар. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Среднюю Азию и Скандинавию.

В своих сражениях Святослав прославился тем, что прежде чем напасть на врага, посылал гонца со словами: «Иду на вы!» Захватывая инициативу в конфликтах, он вел вооруженное наступление и добивался успеха. «Повесть временных лет» описывает Святослава «он передвигался и ходил, как пардус (то есть гепард), и много воевал. Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины».

Мнения историков в описании Святослава совпадают. Византийский хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона — знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских». Такое описание подтверждает волевой характер Святослава и безумную его тягу к захвату чужих земель.

Святослав считался язычником. Княгиня Ольга , приняв крещение, пыталась уговорить сына тоже принять христианство. Согласно летописи Святослав отказался и ответил матери: «как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет насмехаться».

В 967 году Святослав со своей дружиной разгромил войско болгарского царя Петра. Дойдя до устья Дуная «поставил» город Переяславец (Малый Переслав). Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы». И даже есть данные, что он княжил в Переяславце и здесь же получил первую дань с греков.

Византийский император Иоанн I Цимисхий, находясь в сговоре с печенегами, был очень обеспокоен успехами военных походов Святослава и пытался ослабить соседей. В 968 году узнав об утверждении Святослава в Болгарии, Иоанн заставил печенегов напасть на Киев. Князь оставил Болгарию и вернулся в Киев, на защиту своего города, где правила его мать. Святослав разгромил печенегов, но вероломство Византии не забыл.

Дети Святослава

У Святослава было три сына: первый Ярополк – рожден от первой жены, дочь или сестра венгерского короля. По другим данным киевского боярина Предславы. Второй Владимир . Считался незаконнорожденным. Прозван Красным солнышком. Мать Малуши или Малфред, дочь древлянского князя Мала. Третий сын Олег от жены Эсфири.

После смерти матери, в 968 году, Святослав передает внутренние дела своего государства подросшим сыновьям. Ярополку Киев. Владимиру Новгород. Олег получил древлянские земли (в данный момент район Чернобыля).

Болгарский поход князя Святослава

В 970 году Святослав решил заключить договор с болгарами и с венграми против Византии. Собрав войско около 60 тысяч, он начал новый военный поход в Болгарию. По данным летописцев Святослав своими действиями привел болгарцев в ужас и тем самым повиновал их. Занял Филиппополь, прошел Балканы, захватил Македонию, Фракию и добрался до Константинополя. По преданию князь обращался к своей дружине: «Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не стыдно. Если же побежим – позор нам будет».

После ожесточенных боев и крупной потери в 971 году Святослав взял все-таки укрепление византийцев и был вынужден подписать мирный договор с императором Иоанном Цимисхием. Возвращаясь в Киев, Святослав был подстережен печенегами и убит у днепровских порогов. Из его черепа была сделана, окованного золотом, была сделана чаша для пиров.

После ратных походов Святослава Игоревича (965-972) территория земли Русской увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии. Победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУСИ………………………………………………………………………………5

2. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ СВЯЗИ…………………………………………8

3. ПОХОДЫ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА………………………………………….13

3.1. Поход князя Святослава на Хазарский каганат…………………………...13

3.2. Походы Святослава на Болгарию и Византию……………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

От конца 9-го века до нас дошли сведения о расширении Русью внешнеполитических связей с окружающими странами и народами, что объяснялось потребностями экономического и политического развития Руси, необходимостью торговых связей с соседями и походов ради интересов феодализирующейся знати и купечества, так и подобными же встречными тенденциями со стороны других стран и народов, что приводило к военным конфликтам, мирным соглашениям, поискам союзников и т.п. и содействовало совершенствованию дипломатии, как средства достижения государственных внешнеполитических целей. На исходе 9-го века Русь заключает «мира и любви» с варягами, который основывался на тех же принципах, что и подобные многочисленные соглашения Византии с варварскими народами и государствами, а также внутри «варварского» мира. За мир на своих северо-западных границах, а также за союзную помощь, как это показали следующие события, когда варяги шли вместе с Олегом и Игорем на Константинополь, Русь установила им выплату ежегодной денежной дани. Мир с уграми был совершенно иного происхождения. Их кочевые полчища на исходе 9-го века осадили Киев, и руссы добились снятия осады и отхода противника, лишь согласившись на уплату уграм, как и варягам, ежегодной денежной дани. Если в случае с варягами можно -с различного рода оговорками -проследить основные моменты их мирных и союзных отношений с руссами, как указывает летопись, 150 лет, то в отношении угров сделать это не удается, хотя нельзя абстрагироваться от того знаменательного факта, что в одновременных антивизантийских действиях Руси и угров в конце 30-х и в начале 40-х годов 9-го века, в их союзных с Русью действиях против Болгарии в 968 году, в рейде угров 968г.по византийской Фракции, в их совместном военном походе под руководством Святослава на Константинополь летом 970-го года их интересы совпали. Все это позволяет высказать предположение, что и с уграми Русь установила отношения мира и союза, скрепленными либо упоминаемым договором, заключенным под стенами Киева, либо договоренностью во время последующих русско-венгерских переговоров. Дружеские отношения были установлены и с Болгарией Симеона Великого, по чьей территории русское войско в 907г.прошло к византийской столице. Таким образом, готовясь к очередному походу против Византии, Олег не только мобилизовал общерусские силы подчиненных ему племен и союзных тиверцев, но и располагал союзной помощью варягов, по меньшей мере благожелательным нейтралитетом угров и тайной помощью со стороны Болгарии, заключившей к этому времени мирный договор с Византией, но не отказавшейся от борьбы с ней. Поход Руси против Византии в 907г.увенчался успехом и новым русско-византийским договором «мира и любви», т.е.политическим межгосударственным соглашением, регулирующим основные вопросы взаимоотношений между двумя государствами. 907 год стал в истории русской дипломатии вехой не менее, если не более, значительной, чем год 860-й, когда Русь была признана Византией и заключила с империей первый договор «мира и любви».В отличии от договора 860 года, в летописи сохранилось сообщение о заключении перемирия, о ходе переговоров по поводу выработки мирного договора, и о его содержании.

1. ХАРАКТЕР И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РУСИ

Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в городе Константинополь (Царьград) в 838 году - столице Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики. Периоды длительного мира, во время которых русские наемные военные отряды нередко участвовали на стороне Византии в войнах с ее соседями, сменялись военными конфликтами. В 860 году состоялся первый поход Руси на Константинополь. Русское войско на 200 судах появилось на берегах Босфора, когда император Михаил III был занят войной с арабами. Результатом похода было мирное соглашение. Вскоре после этого часть древнерусской знати приняла христианство.

В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882 - 912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X - начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" - древнерусской летописью начала XII века - самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" - внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.

Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.

Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.

Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945 - 972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 - 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме) и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел).

В 967 году князь Святослав сменил направление своей внешней политики с Востока на Балканы. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя, в 968 году едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию.

2. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ СВЯЗИ

Уже с IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом.

Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию -- в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь.

В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию -- возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи.