И все-таки судьба Янтарной Комнаты - великолепного подарка прусских королей продолжает порождать легенды. Вот некоторые версии ее судьбы:

Некоторым ученым спокойнее считать, что комната погибла в пожаре, который охватил Кенигсбергский дворец, в котором она хранилась во время Второй Мировой войны. Однако эта версия весьма сомнительна, особенно учитывая свидетельства очевидцев, утверждающих, что задолго до пожара янтарный кабинет был демонтирован и спрятан в хранилищах дворца.

Более правдоподобной кажется версия о том, что Янтарная Комната была сохранена и до сих пор находится где-то в Кенигсберге. По непроверенным сведениям немецких изданий остатки комнаты могут быть захоронены под останками Королевского замка, который был разрушен в 1969 году. Есть очевидцы, утверждающие, что видели, как ящики с янтарными панелями опускались в подвалы одного из флигелей дворца. Если версия правдива, то комнату, к сожалению, можно считать утерянной навсегда. Дело в том, что янтарь, как настоящий солнечный камень, не подлежит хранению в темноте и сырости, а ведь именно такие условия в подвальных помещениях. Увы, темные подвалы - это не комфортабельная гостиница в Санкт-Петербурге . Вероятнее всего, янтарь уже полностью разложился за прошедшие десятилетия.

- Еще некоторые исследователи полагают, что янтарный кабинет все-таки успели вывезти из Кенигсберга и спрятать в тайном месте на территории одной из Западных стран (Австрии, Польши, Чехии или Германии). Даже если это и так, что опять же, без необходимых условий хранения, янтарь, скорее всего уже погиб.

Есть вероятность, что демонтированная Янтарная Комната попала на территорию союзников (американцев, англичан или французов) после войны. Можно предположить, что после обнаружения тайника, комната попала на территорию США и осела в частных коллекциях. Эта версия кажется фантастической, однако сравнительно недавно, в конце прошлого века были обнаружены некоторые элементы, которые признаны экспертами оригинальными деталями знаменитой Янтарной Комнаты.

Еще одна фантастическая версия заключается в предположении, что янтарный кабинет был вывезен некоторыми нацистскими лидерами в Южную Америку и до сих пор им владеют потомки руководителей Третьего рейха. Эта версия также, как и предыдущая косвенно подтверждается обнаружением оригинальных фрагментов комнаты.

Однако можно предположить, что немногочисленные элементы янтарного кабинета просто случайно оказались в руках рядовых немецких военных, которые оказались на месте разрушенного Кенигсбергского дворца. И, как это ни печально, основная часть сокровища погибла безвозвратно.

В прессе мелькали сведения о том, что современные кладоискатели обнаружили золото, которым, якобы, была оформлена Янтарная Комната, но подтверждений правдоподобности этих данных нет.

Янтарная Комната была полностью воссоздана российскими мастерами, знатоками янтаря, и подарена петербуржцам ко дню 300-летия основания Санкт-Петербурга. В своей работы они использовали фотографии и зарисовки, сделанные карандашом и акварельными красками с оригинальной комнаты, а также старинные методы обработки солнечного камня, которыми, по их мнению, пользовались создатели утраченной Янтарной Комнаты. Каждый современный отель в Санкт-Петербурге дает возможность своим посетителям посетить город Пушкин и увидеть янтарное великолепие. Царскосельская янтарная мастерская не закрылась после окончания работ по восстановлению Янтарной Комнаты и сегодня изготавливает уникальные изделия и украшения из янтаря.

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.

В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.

Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.

Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.

В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.

Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность — в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий — мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.

Созданный мастерами янтарный кабинет — единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.

И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.

С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).

В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.

Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 - 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 - 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде, что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.

Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген, которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге, вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».

Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату . Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что, скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.

По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты , последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.

После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату . К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать — и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.

Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии, который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал, что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх - на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.

Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната. Это шедевр янтарной мозаики, которая находилась до войны в Екатерининском дворце-музее под Санкт-Петербургом.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

Решение о восстановлении Янтарной комнаты было принято Советом Министров РСФСР в конце 1970-х годов. Восстановительные работы начались в 1983 году под руководством Александра Журавлева, привлечено к этим работам было 40 специалистов, и к ноябрю 1996 года, в условиях крайне нерегулярного финансирования, было выполнено около 40% объемов работ. За это время было потрачено чуть более 7 млн долларов из федерального бюджета.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «РургазАГ» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками, и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание».

Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а также все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петербурге.

Высота Янтарной комнаты - 7, 8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем - 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

  • 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ».
  • 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.
  • Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря.
  • Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.








На фото, естественно, реконструкция, так как России Германией были переданы только фрагменты Янтарной комнаты.

Янтарную комнату называют восьмым чудом света.

Это действительно весьма незаурядная вещь, достойная восхищения. Но свой нынешний вид она получила после многочисленных изменений и архитектурных изысков, выполненных русскими мастерами под руководством архитектора Варфоломея Растрелли.

Фридрих Вильгельм I сплавил янтарный кабинет Петру Первому, потому что тот его просто утомил. Эта окаменевшая смола весьма капризная вещь, ее могут повредить прямые лучи света или температура чуть выше обычной. Янтарные изделия очень хрупкие, одно неловкое движение – и нет статуэтки или шкатулки, над которой долго корпел какой-нибудь немецкий мастер. Содержание кабинета влетало Фридриху в копеечку, поэтому при первом удобном случае он от него избавился, передав его своему названному брату «херру Питеру».

Петр I планировал установить Янтарный кабинет в Кунсткамере, но не успел. Его преемница, дочь Елизавета, решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции.

Тогда кабинет смотрелся весьма скромно, к тому же часть деталей оказалась утерянной. 22 панели, включая детали верхнего, нижнего и цокольного яруса, не могли покрыть все пространство стен. Недостающие фрагменты обер-архитектор Варфоломей Растрелли восполнил зеркальными пилястрами (узкие полоски стекла в полную высоту), с роскошными золочеными рамами с растительным орнаментом, и панно с росписью «под янтарь».

В 1745 году прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха, из числа утерянных элементов. С 1746 года комната стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села.

Зал Екатерининского дворца, где предполагалось установить Янтарную комнату, был выше, да и по площади превышал зал Зимнего дворца, поэтому работа предстояла непростая.

Выходом из положения стало увеличение числа пилястр, размещенных попарно у каждой панели с золочеными светильниками в центре каждой пилястры. Верх и низ пилястр украшен растительным орнаментом, верхний орнамент плавно переходил в изящные девичьи головки. Верхний ярус был заполнен, ввиду нехватки времени, живописью «под янтарь», впоследствии замененной золоченной резьбой по дереву в виде Амуров, поддерживающих вазы и образующих рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры.

В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных, янтарных же рамах, были установлены мозаичные картины. Рамы, изготовленные из более темного по тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее "восьмое чудо света" может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий "информированный источник", по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с "восьмым чудом света" началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать "что-нибудь этакое" поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна - он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

В то же время новый монарх был поклонником действий Петра I и пытался подружиться с Россией. А первый российский император тяготел ко всему масштабному. Тогда Фридрих Вильгельм I решил одним выстрелом убить двух зайцев: в 1716 году он подарил Петру I в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату.

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

"Восьмое чудо света" так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал "мозаику", дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Так "отремонтированная" комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, - писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера - гауляйтера Эриха Коха - в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге "Тайна Янтарной комнаты" передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

- (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: "Осторожно! Это янтарная комната", - отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

Уникальную ценность до сих пор ищут в Германии, Дании и на западе России. А тем временем все, кто как-либо говорит о её возможном местонахождении, таинственным образом погибают. Альфред Роде, который во время войны находился в Королевском замке и был "хранителем" Янтарной комнаты, мог пролить свет на запутанную историю исчезновения. Но он заявил о потере памяти из-за контузии. Он "пытался" помочь советским историкам, выдавая порой прямо противоположные советы о её местонахождении. 7 декабря 1945 года тела Роде и его супруги обнаружили в квартире. По одной из версий, они покончили жизнь самоубийством, по другой - умерли от тифа.

В газете "Русская Чехия" в 1945 году рассказывалось о ещё одном факте. Так, по информации издания, майор госбезопасности Иван Курица погиб в Кёнигсберге, где расследовал обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты. В тот момент, когда он ехал на встречу с агентом, который обещал рассказать о раритете, произошло ДТП. Кто-то натянул поперёк дороги проволоку, и правоохранителю отрезало голову. Рассказывалось также, что таинственного агента якобы задушили.

Дальше события с поисками Янтарной комнаты всё больше начинают напоминать боевик. Эрих Кох, который наверняка мог знать, где комната, отбывал наказание в польской тюрьме. На все вопросы отвечал, что увезли в неизвестном направлении без его участия. По одной из версий, в польской тюрьме Мокотув в 1966 году он всё же рассказал сокамернику Эммануилу Штейну, где искать клад. Однако после освобождения в 1968 году последний смог сбежать в США. Историки не исключают, что он нашёл и даже смог вывезти часть несметных богатств, но это больше относится к версиям из разряда фантастики.

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: "Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена", - сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Калининград

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете "Калининградская правда" была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх - на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей "Калининград" археологи обнаружили ещё один "ход", где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

Польша

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж - в районе города Валбжих - обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Также клад искали в окрестностях села Мамерки, где во время войны располагалась ставка войск вермахта. Археологи полагали, что здесь нацисты спрятали клады, оружие и другие драгоценности.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Германия

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её "в качестве сувенира" во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Дания

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

Австрия

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.