1. Анатомия как наука и её место среди биологических дисциплин, виды анатомии.

Анатомия - это наука о закономерностях строения организма и отдельных его частей. Эти закономерности определяются историей развития организма. В определённых условиях среды наследственными факторами и свойствами живой материи расти и размножаться. Анатомия с греческого слова: anatome - рассечение, разрез.

Задачи анатомии: 1)Изучить развитие сложных структур в зависимости от изменения условий внешней среды (кормление, содержание, эксплуатация). 2)Изучить коррелятивные влияния изменения одного органа на другой. 3)Изучить влияние продуктивных функций на динамику роста и развития отдельных органов. 4)Изучить влияние внешних факторов на формообразование. 5)Выяснить наилучшие комбинации внешних условий благоприятствующие правильному развитию тела и отдельных органов. Значение анатомии: 1)Общеобразовательное. 2)Прикладное.

Виды анатомий: 1). По объектам изучения: Видовая, Типовая, Возрастная, Породная, Половая . 2). По методам изучения: Макроскопическая, Микроскопическая, Макромикроскопическая, Сравнительная, Рентгенанатомия . 3). По состоянию изучаемого объекта: Нормальная анатомия, Патологическая анатомия . 4). По прикладному значению: Типографическая, Пластическая, Описательная или системная, Экстерьерная, Зоотехническая, Теоретическая .
2. Краткая история анатомии как науки.

История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает 5 столетие до н. эры. Учёные: Гераклит, Гиппократ (20 томов). 2) Научного развития: вбирает от 4-го столетия до н. эры, и до 15 столетия нашей эры. Учёные 4-го века: Аристотель ((Система органов), теория развития организма). Во 2-ом веке до нашей эры: Гален. Он утверждает, что:сердце, мозг, печень - главные органы. 3) Период возрождения: 16 век - и первая половина 17 века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении, Фаллопий - изучает строение половых органов, Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат, Леонардо Да Винчи - образы животных и человека. 4) Микроскопический период: вторая половина 17 и 18 веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах. 5) Сравнительно-эмбриональный период: 19-20 века - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
3. Морфологические понятия в анатомии : клетка, ткань, орган. Виды тканей и органов.

Клетка - это наименьшая обособленная частица тела с ядром внутри. Ткань - это совокупность более или менее однородных клеток с их производными, объединённые общим строением, функцией и происхождением. Виды тканей: 1) Эпителиальная (покровная). 2) Опорно-трофическая (соединительная, хрящевая, костная, кровь, лимфа). 3) Мышечная: Поперечно-полосатая ткань (придаёт форму тела), Гладкая (в стенках внутри трубчатых органов), Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань (Сердце). 4) Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Орган - это обособленная часть тела , состоящая из тканей, имеющие определённое строение и функцию. Organon «греч.» - «орудие». Подразделение органов: 1) Паренхиматозные (Компактные органы): почки, печень, лёгкие. Основная масса органов состоит из рабочей ткани. 2) Провизорные: временные (молочные зубы). 3) Дефинитивные - органы сформировавшие и принадлежат взрослому животному. 4) Рудиментарные - остаточные части органа «часть органа». 5) Атавизмистические - остались от предков или возвращаются от предков. 6) Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одинаковая функция. 7) Гомологичные - одно происхождение, но разные функции. 8) Гомодинамные - близкие по своему строению и выполняющие одну и туже функцию (Пальцы). 9) Гомотипичные - парные органы одного организма.
4. Морфологические понятия в анатомии: система органов, организм. Группы систем органов. Основные проявления жизни и системы их обеспечивающие.

Система органов - это сложный комплекс координирования работающих органов, между которыми в процессе развития распределены детали выполнения одной общей функции. 12 систем: 1) Соматическая группа систем (Soma - тело ): 1) Костная. 2) Система соединения костей. 3) Мышечная система. 4) Система общего кожного покрова. Viscera - внутренности. 2) Висцеральная группа систем: 5) Пищеварительная. 6) Дыхательная. 7) Мочевыделительная. 8) Половая. 3) Интегрирующая группа систем: 9) Сосудистая. 10) Нервная. 11) Эндокринная. 12) Система органов чувств.

Организм - это биологическая форма в которой взаимодействуют все исторически развившиеся в нём системы органов. Объединённые строением и функциями в единое целое . Это целое приспособлено к определённым условиям жизни и способна к изменениям своей организации.

Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие: 1) Обмен веществ и энергии: Дыхательной, Пищеварительной, Мочевыделительной системой. 2) Раздражимость: Сосудистая, Нервная, Эндокринная, Органы чувств. 3) Размножение: Обеспечивается половой системой.
5. Основные закономерности строения тела животного.

Общие закономерности строения тела животного: 1).Принцип одноосности или биполярности. 2).Принцип сегментации или принцип метамерности - это тело животного можно разделить на сегменты. 3).Принцип двухсторонней симметрии или антиметрии. 4).принцип двух трубок: а).Нервная трубка. б).Трубка внутренних органов.
6. Понятия онтогенез, филогенез, их основные закономерности. Основные периоды и стадии развития животных.

Стадии развития организма: Жизнь организма от зиготы до смерти называется онтогенезом . Процесс развития: 1) Внутриутробный (пренатальный). 2) Внеутробный (постнатальный). Стадии внутриутробного периода: 1) Зародышевый. 2) Предплодный. 3) Плодный. Зародышевый период: 1) Дробление. 2) Гаструляция. 3) Обособление тела зародыша. Периоды постнатального процесса развития: 1) Новорождённости. 2) Молочный период. 3) Период полового созревания. 4) Период расцвета. 5) Период старения. Период новорождённости 1 месяц, когда происходит замена тех клеток, на те клетки, которые приспосабливаются к условиям среды.

Понятие об онто- и филогенезе: Филогенез - это историческое развитие видов от одноклеточных до ныне живущих: Одноклеточные  Простейшие многоклеточные  Черви  Рыбы (хрящевые и костные)  Земноводные  Рептилии  1) Животные; 2) Птицы.

Биологический закон Мюллера-Геккеля: 1) Филогенез состоит из множества онтогенезов. 2) Онтогенез краткое повторение филогенеза. 3) Онтогенез продолжение филогенеза. Закон Бера: «все ранее стадии развития животных сходны». Основные принципы филогенетического формообразования: 1) Дифференциация или разъединение. 2) Интеграция или объединение.

7. Общая характеристика скелета (его определение, функции, деление).

Остеология от слов: Os – кость и Logos – наука . Костная система или остеология – это часть анатомии изучающая строение кости. Скелет – совокупность костей одного вида животного расположенный в естественном порядке. Скелет произошёл от греческого слова Skeleton – мумия или иссохший. В своём развитии скелет прошёл три этапа развития: 1)Опорно-перепончатый скелет. 2)Хрящевой скелет. 3)Костный скелет. У животных развивается внутренний скелет из хорды и внешний в процессе филогенеза. У лошади в среднем 214 костей, у КРС – 209, Мелкие жвачные – 101 – 212, Свинья – 288, Собака – 282, У человека – 206. Функция скелета: 1) Опорная. 2) Защитная. 3) Кроветворная – формирование клеток крови. 4) Участие в минеральном обмене веществ. 5) Определяет внешние формы животного. 6) Скелет образует систему рычагов. Скелет подразделяется на: 1) Осевой. 2) периферический или скелет конечностей. Осевой скелет состоит из: Скелета головы. Скелета шеи. Скелета туловища (грудные позвонки, рёбра, грудная кость).  Скелета поясницы (скелет крестца). Скелета хвоста. Периферический скелет состоит из:  Скелета грудных конечностей. Скелета тазовых конечностей. Скелет конечностей в свою очередь состоит из: 1)Костей пояса. 2)костей свободной конечности. К тазовым конечностям относятся 2-е тазовых кости, а каждая тазовая кость состоит из 3-х костей (Седалищная, лонная, подвздошная).
8. Строение, рост, развитие кости как органа (на примере трубчатой кости).

В кости 4-е структурных элемента: 1) Костная ткань. 2) Костный мозг. 3) Надкостница. 4) Гиалиновый хрящ. Хрящ (cartilago ) покрывает участки кости на концевых участках. По расположению бывают: 1)Суставной (на верхних концах кости), 2)Метафизарный хрящ обеспечивает рост кости в длину, расположенный внутри кости. Расположен в зоне роста. Надкостница представляет собой тонкую оболочку, покрывающая кость с наружи, за исключением места расположения суставного хряща. Надкостница состоит из 2-х слоёв: 1) Наружный или фиброзный – представлен соединительной тканью, с большим количеством коллагеновых волокон. 2) Внутренний или камбиальный (остеогенный). Изнутри кость покрывается эндостом – тонкая оболочка, но внутри. Костная ткань подразделяется на: 1) Губчатое вещество. 2) Компактное вещество. Губчатое вещество располагается на концевых участках кости и обеспечивает упругие свойства кости. Компактное вещество более плотное и определяет прочность кости. Костный мозг заполняет полость кости и в зависимости от возраста костный мозг бывает: 1)Красный (Medulla osseum rubra). 2)Жёлтый (Medulla osseum flava).

Кость в своём развитии проходит 3-и или 2-е стадии развития: 1) (1) Перепончатая. 2) Хрящевая. 3) Костная ) - Энхондральный путь развития. Характерен для внутреннего скелета. 2) (1) Перепончатая. 2) Костная ) - Эндестальный путь развития кости. Характерен для внешнего скелета.

Развитие кости: 2) [Перехондральное окостенение] (образуется костная манжетка). 3) [Энтохондральное окостенение] (формируется первый очаг окостенения). 4) Формируется второй очаг окостенения. 5) Формирование дефинитивной кости. Есть зона роста. Похожа на кость взрослого животного. Зона роста: диаметафизарная субхондральная кость, эпихондральная метафизарная кость.
9. Типы костей по форме, факторы формообразования костей, возрастные особенности.

В свежей кости воды до 50%, жиров до 15%, белков (оссеин) до 12,5%, минеральных веществ до 22% (Ca, P). Когда кость вываривают остаётся минеральных веществ до 85%. На химический состав влияет: возраст, кормление, влияние факторов на состав, физическое влияние при беременности. Физические свойства кости: 1)Упругость. 2)Прочность. Классификация костей по форме : 1) Длинные (ossa longa): а) Трубчатые (конечности), б) Плоские (рёбра). 2) Короткие (ossa brevia). 3) Смешанные (ossa mixta) позвонки (функция опоры). 4) Плоские кости (ossa plana) лопатки, тазовые кости. 5) Пневматизированные (воздухоносные) (ossa pneumatica) – в области головы (в черепе).


10. Общая хар-ка системы соединения костей: определение, функции, факторы состояния костей, классификация соединения костей.

Система соединения костей – это совокупность анатомических образований приспособленных для связей костей друг с другом. Функции связочного аппарата : 1) Прочно и надёжно соединяет кости. Способствуя выполнению скелетом динамических и статических функций. 2) Защитная. 3) Участие в обмене в-в. 4) Оказывает содействие мышечной системе в осуществлении различных определённых движений животного. Факторы состояния костей : 1) Кормление животного. 2) содержание. 3) Эксплуатация. 4) Возраст. 5) Пол. 6) Физическое состояние животного. 7) Порода. Классификация соединений костей :


Непрерывный тип – Синартроз.

Синартроз – это такие виды соединений, при которых промежуток между костями заполнен каким-либо видом ткани выполняющую соединяющую роль.

Виды синартроза: 1) Синдесмоз – это соединение костей с помощью плотной соединительной тканью (швы, связки, мембраны). Швы (suturae): 1) Плоские (plana) – встречаются между носовыми костями, соединение это непрочное. 2) Зубчатые (dentata) – встречаются в соединениях между носовыми и лобными костями. 3) Чешуйчатые (squamosa) – соединения путём наложения одной ткани на другую. 4) Листовидные (foliatae) – в соединении между теменными и затылочными костями. Связки (ligamenta) – это лентовидные соединительно-тканные образования. Мембраны (membrana) – это широкие соединительно-тканные образования.

2) Синэластоз – это наличие или содержание эластических волокон. Пример: выйная связка.

3) Синхондроз – это хрящевое соединение костей, т.е. соединение хрящом. Хрящ: 1) Гиалиновый – между костями в молодом возрасте . 2) Волокнистый – где кости под воздействием испытывают давление между телами позвонков.

4) Синостоз – соединение костной тканью. Есть у взрослых животных.

5) Синсаркоз – соединение костей с помощью мышечной ткани.


: 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по двум перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав).

Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами.

11. Строение, классификация суставов. Виды движения в суставах.

Составными элементами сустава являются: 1) Суставная капсула. 2) Соединяющиеся поверхности, покрытие гиалиновым хрящом. 3) Пространство заполненное синовиальной жидкостью. Концы костей покрыты суставным хрящом (cartilago articularis). По бокам сустава: капсула сустава (capsula articularis). Внутри – суставная полость (cavum articularis) с синовией (synovia). Капсула сустава состоит из 2-х слоёв: 1)Наружный – фиброзный (придают плотность). 2)Внутренний – синовиальный (вырабатывают синовию). Синовия – это тягучая жидкость , которая обеспечивает питание сустава, гладкую поверхность и буферные свойства.

Прерывный тип – Диартроз (соединение составов). Диартрозы (суставы). Сустав – articulatio (arthrоn). Функции диартроза: По типу движения : 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по 2-м перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав). Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами. По форме соприкасающихся поверхностей : 1) Шаровидные – движение многоостное. 2) Блоковидное. 3) Эллипсовидное – форма двояковогнутое и -выпуклое. 4) Плоские – соединения между позвонками. 5) Седловидные (КРС присоединение ребра к позвонку).

Виды движения суставов : 1) Сгибание – flexio. 2) Разгибание – extensio. 3) Отведение – abductio. 4) Приведение – adductio. 5) Вращение – rotatio: 1. Наружу – supinatio. 2. Внутрь – pronatio.
12. Функции мускульной системы, её состав и связь с др. системами. Строение мускулов как органов.

Функции : 1) Перемещение тела в пространстве. 2) Изменение положения частей тела и отдельных органов. 3) Составляет основу тела животного (вместе с костной системой, системой соединения костей и общего кожного покрова). 4) Обеспечивает изменение объёма полостей. 5) Является трансформатором переходом обменной энергии в тепловую. 6) Функция депо воды . 7) Проявляет состояние нервной системы. 8) Наличие мышечно-суставного чувства (даёт возможность животному ориентироваться в пространстве). Связь мышечной системы с др. системами : генетическая, морфологическая, функциональная. Органы мышечной системы : Главные. Вспомогательные. К главным органам относятся мышцы (мышечная ткань). 3-и виды мышечных тканей: 1)Поперечно-полосатая. Она формирует скелетную мускулатуру (соматическая). 2)Гладкая мускулатура. Она выстилает стенки внутренних органов и кровеносных сосудов. 3)Сердечная или поперечно-сердечная мышечная ткань. Вспомогательные органы: Фасции, бурсы (сумка), синовиальные влагалища, сесамовидные кости и блоки на костях.

Строение мускула как органа : каждый мускул состоит из пассивной части и активной. Пассивная часть (закрепление мышц на костной поверхности). Активная часть – сокращение мускул. Мышца имеет: головку, брюшко, хвост. Головка совпадает с неподвижной точкой. Мускул состоит из рабочей ткани – мышечных волокон и соединительно-тканного остова (строма, интерстиций). Соединительно-тканный остов (поперечный разрез): 1) Оболочка (эпимизий). 2) Трабекулы (перемизий). 3) Эндомизий – оболочка покрывающая волокно мышечное. Форма головки и хвоста мускула зависят от формы мускула. Если брюшко крупное, то головка и хвост называются сухожилием и имеют круглую форму. Если брюшко плоское, то сухожилии получили название апоневроз.
13. Классификация мышц по форме и функции.

По форме : 1) Пластинчатые мускулы. 2) Веретенообразные (на конечностях). 3) Кольцеобразные (в основании естественных отверстий). По внутреннему строению : 1) Динамические мышцы (нежная соединительно-тканных основ). 2) Статические (в которых полно отсутствуют мышечные волокна). 3) Динамостатические (наличие в % соотношении мышечных волокон (>50%)). 4) Статодинамические (мышечные волокна сниж. до минимума (15%)). По функции : 1) Разгибатели – экстензоры. 2) Сгибатели – флексоры. 3) Отводящие – абдукторы. 4) Приводящие – аддукторы. 5) Сжиматели – сфинктеры. 6) Расширители – дилятаторы. 7) Суживатели – констрикторы. 8) Вращатели – ротаторы. 9) Вращение наружу – супинаторы. 10) Вращение внутрь – пронаторы.

Синергистры – выполняющие одну и туже функцию. Антагонисты – выполняющие разные функции.


14. Вспомогательные органы мышц и их функции: фасции, бурсы, синовиальные влагалища (значение, строение, классификация).

Фасции (fascia, ae ) – оболочки. Фасции – это широкие, пластинчатые, соединительно-тканные образования, формирующие футляры для мускулатуры в целом, группы и отдельных мускулов. Функции фасций : 1) Защитная. 2) Сдерживает давление мускулов на окружающие органы. 3) Представляет обширную площадь для закрепления мускулов. 4) Создаёт более благоприятные условия для работы мышц. Классификация фасций: По топографии расположения : 1) Поверхностные. 2) Глубокие. 3) Смешанные. Поверхностные фасции состоят из 2-х листков: 1)Наружного. 2)Внутреннего. Располагаются группы мышц или подкожные мышцы (грудобрюшной мускул, лопаточно-плечевой мускул, шейный). Глубокая фасция располагается под поверхностной и состоит из 2-х листков: наружного и внутреннего. Наружный листок соприкасается с поверхностной фасцией, а внутренней с оболочками больших полостей (брюшной и грудной). Внутренний листок глубокой фасции в грудной полости получил название внутригрудная фасция . Внутренний листок глубокой фасции в брюшной полости получил название поперечно-брюшная фасция . Наружный листок глубокой фасции в области брюшной стенки получил название жёлтая брюшная фасция (у травоядных). Собственные или специальные фасции покрывают каждый мускул, а в отдельных участках тела имеют собственные названия: фасция предплечья, широкая фасция бедра.

Бурсы (сумки) – bursa . Бурсы – это мешочки стенки которого состоят из соединительной ткани. Внутри мешочки заполнены жидкостью, в основном бурсы будут располагаться в теле животного с мягким телом соприкасаясь с костью, где будет трение. Классификация бурс : По происхождению : 1) Врожденные. 2) Приобретенные. По характеру жидкости : 1)Слизистые (под кожей). 2)Синовиальные. По расположению : 1) Подкожные. 2) Подсухожильные. 3) Подсвязочные. 4) Подмышечные. Сухожильные влагалища представляют собой бурсы вытянутой вдоль сухожилия. В сухожильном влагалище различают 2-а пласта: 1)Наружный – фиброзный. 2)Внутренний – синовиальный. Внутренний пласт состоит из 2-х листков: Париетальный, висцеральный. Место перехода одного листка в другой называется брыжейкой. Между париетальным и висцеральным листками располагается синовиальная жидкость.

Синовиальное влагалище (vagina synovialis ) , соединительно-тканный футляр, окружающий сухожилие и способствующий его скольжению. Висцеральный листок С.в. сращён с сухожилием, париетальный – с сухожильным влагалищем . Полость между висцеральным и париетальным листками заполняется синовиальной жидкостью. Основное заболевание С.в. – раны, ушибы.

15. Общая хар-ка сис-мы ОКП: строение кожи и её производные, функции системы ОКП.

ОКП – это плотная оболочка, покрывающая тело животного снаружи и является посредником между телом и внешней средой и выполняет защитную функцию (предохраняет глубокие ткани от воздействия внешней среды). ОКП включает в себя : 1) Собственная кожа. 2) Производные кожи: Волосы, железы (потовые, сальные, слюнные, молочные), роговые образования (рог, коготь, ногти у человека), мякиши. Основные функции ОКП : 1) Защитная. 2) Терморегуляторная. 3) Рецепторная. 4) Депо жира (до 40%). 5) Депо воды, крови (до 10%). 6) Экстерьерная. 7) Дыхательная. 1/3 кислорода поступает в организм. 8) Гормональная. Строение кожи : 1)Эпидермис. 2)Основа кожи. 3)Подкожный слой. Эпидермис состоит из 5-ти слоёв: 1) Роговой. 2) Блестящий. 3) Зернистый. 4) Слой крылатых (шиповатых) клеток. 5) Производный слой. Эпидермис отделяется от основы кожи базальной мембраной. Анатомически кожа состоит из 2-х слоёв: 1)Роговой (роговой, блестящий, зернистый слои). 2)Производящий (шиповатые клетки, производный). Основа кожи (дерма) : 1) Сосочковый. 2) Сетчатый. Сосочковый слой формирует сосочки, выступающие в сторону эпидермиса, построен из рыхлой соединительной ткани и на нём располагаются базальные мембраны. Сетчатый слой представлен плотной соединительно-тканной с наличием коллагеновых и эластических волокон. Подкожный слой не делится, построен из рыхлой соединительной ткани в которой располагаются жировые клетки.

Производные кожи : Волос (pilus ) – подразделяется на стержень (scapus), корень (radix). Корень включает такие части: 1)Внутрикожная часть с луковицей, сосудами и нервами. 2)Корневые влагалища (нар. и внутр.). наружное формируется из рогового эпителия. Внутренний – из производящего слоя эпидермиса. 3)Волосяная сумка формируется за счёт основы кожи. Все элементы называются волосяным фолликулом . Поперечный разрез волоса: 1)Кутикула. 2)Корковый слой. 3) Мозговой слой волоса. Типы волос : 1) Покровные. 2) Длинные. 3) Синуозные – чувствительные волосы. Смена волос называется линькой. Линька бывает: 1) Сезонная (периодическая). 2) Перманентная (постоянная). 3) Ювенальная (юношеская).

Кожные железы : классификация: 1)По наличию выводных протоков: железы внутренней секреции не имеют выводных протоков. Железа внешней секреции имеют выводные протоки. 2)По строению выводного протока: простые. Сложные. 3)По строению концевых отделов: Альвеолярные. Трубчатые. Альвиолярно-трубчатые. 4)По характеру секреции: сальные. Потовые. Серозные. Слизистые. Молочные. 5)По типу секреции: голокриновые – сами разрушаются. Апокриновые – разрушается крышечка. Мерокриновые – полностью сохраняются. 6)По расположению: пристенные. Застенные. Потовые железы (glandulae sudoriferae): внешней секреции, простые, трубчатые, мерокриновые. Сальные железы (glandulae sebaccae): внешней секреции, протые, голокриновые, альвеолярные. Протоки открываются в корневые влагалища. Их секрет кожное сало. Молочные железы (glandulae lactiferae): внешней секреции, сложные, мерокриновые, трубчато-альвеолярные железы. Молочные железы – основной признак млекопитающих. Молочная железа бывает : 1)Компактное – uber, 2)Множественная – ubera, 3)Грудь – mammae. На вымени различают – тело и соски. Молочная железа (у КРС) подразделяется на 2-е половины: правая и левая. Каждая половина состоит из четвертей или каждую четверть называют (холмом ). Вымя снаружи покрыта кожей, под кожей располагается поверхностная фасция, наружный листок глубокой фасции. Внутренний листок глубокой фасции формирует подвешивающую связку вымени. Если рассматривать молочную железу как орган, то в ней выделяют: строму (остов) и паренхиму (клетки которые вырабатывают секрет). Строма состоит из соединительно-тканной ткани, покрытая фасциями. Форма вымени : 1)Округлая или чашеобразная (КРС). 2)Козье. 3)Квадратное (у КРС). 4)Плоское (КРС). Форма сосков : 1)Цилиндрическая. 2)Коническая. 3)Расширение у основания соска. У свиней форма соска может бить в виде кратера.

Копыто – это дистальный участок конечностей, заключённый в роговой башмак. В состав копыта входят органы : сосудистый, нервный, костной, мышечной системы. Соединение костей: копытный сустав, капсула, связки сустава и связки сезамовидной кости. Мышечная система : конечные участки сухожилий (глубокого пальцевого сгибателя, поверхностного пальцевого сгибателя, бокового пальцевого разгибателя, длинного (на тазовой) и общего (на грудной) пальцевого разгибателя., имеется бурса). На копыте различают следующие части: 1) Кайма – limbus (5-7 мм). 2) Венчик – corona ungulae. 3) Копытная стенка – paries ungulae. 4) Подошва – solea ungulae. В области каймы все развиты 3-и слоя (эпидермис, дерма, подкожный слой). В обл. Венчика все 3. В области копытной стенки имеется эпидермис и дерма. Со стороны подошвы – эпидермис, дерма. Подкожный слой – только в мякише.

Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.

Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.

Что такое анатомия

Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.

Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».

В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.

Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:

  • Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
  • патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
  • топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию ), расположения органов относительно друг друга (синтопию ), отношение к скелету (скелетотопию ), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.

Что такое физиология

Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.

Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г. , когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.

Виды физиологии:

  • Возрастная , которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
  • физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
  • авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
  • экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
  • эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.

Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.

Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.

Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.

На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.

Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).

Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.

Анатомия и физиология человека – это две части биологии – науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека в картинках позволяет наглядно ознакомиться с внутренним миром человека. Анатомия мышц позволяет досконально изучить все мышцы человека. По-другому ее называют морфологическая наука (от греч. morphe – форма). На современном этапе различают анатомию:Описательную – описание органов при вскрытии трупов;Систематическую – изучает строение тела человека по системам;Топографическую – изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;Пластическую – внешние формы и пропорции тела человека;Функциональную – структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией;Возрастную – строение тела человека в зависимости от возраста;Сравнительную – сравнивает строение различных животных и человека;Патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.Современная анатомия является функциональной, тат как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Физиология человека делится на: Нормальную – изучает деятельность здорового организма;Патологическую – изучает закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.Нормальная физиология человека делиться на:Общую – изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;Специальную (частную) – особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;Прикладную – изучающую закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).Основными методами физиологических исследований являются наблюдение и опыт (эксперимент). Эксперименты бывают острые (искусственная изоляция органов) и хронические (производство операций).

/. По­ня­тие и ме­тод ана­то­мии

2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми

3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии

4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии

5. Ос­нов­ные тер­ми­ны

1. Ана­то­мия че­ло­ве­ка - нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.

Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.

2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:

ци­то­ло­гия;

гис­то­ло­гия - нау­ка о тка­нях;

эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:

нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;

па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию - мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;

то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию - нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;

ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят :

ос­тео­ло­гия - уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;

арт­ро-син­дес­мо­ло­гия - о со­еди­не­нии кос­тей и сус­та­вов;

мио­ло­гия - о мыш­цах ске­ле­та;

спланх­но­ло­гия - о внут­рен­но­стях;

ан­гио­ло­гия - о со­су­ди­стой сис­те­ме;

кар­дио­ло­гия - о серд­це;

нев­ро­ло­гия - о нерв­ной сис­те­ме;

эн­док­ри­но­ло­гия - об ор­га­нах внут­рен­ней сек­ре­ции;

эс­те­зио­ло­гия - об ор­га­нах чувств.

5. Че­ло­век {Homo sapiens) от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых {Chordata), под­ти­пу по­зво­ноч­ных {Vertebrata), клас­су мле­ко­пи­таю­щих {Mammalia), и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов {Primates),

Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии - де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку .

Плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;

Плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­ной - са­гит­таль­ны­ми;

Плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, - фрон­таль­ной;

по­пе­реч­ные {го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;



Тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­же к сре­дин­ной плос­ко­сти;

"ла­те­раль­но" - даль­ше от нее.


Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome - рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros - большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros - малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos - ткань) - учение о тканях и цитология (от греч. kytos - клетка) - наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины - правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta - стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый - dexter) от левой (левый - sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний - ante-, rior) от задней (задний - pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons - лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний- inferior) от вышележащих (верхний - superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная - могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный - verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный - sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris - сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, - от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.