Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

ТЕМА : «Цветик-Семицветик»

Возраст : подготовительная к школе группа .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей : в кругу, за столами;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия : - 2 задание

3 задание

4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»

6 задание «Игра Звуковые домики» .

7 задание

3. Итог занятия . Ход :

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Сколько звуков в слове «МАРТ» ?

Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка :

Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :

5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.

Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель : Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей с понятием «ударение» .

2. Закрепить знания о гласных; согласных : твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.

Развивающие задачи : 1. Упражнять в умении называть антонимы.

2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.

3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме : из трех и четырех слов.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.

2. Уметь проводить реальную самооценку.

3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальная работа :

1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.

2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.

Предшествующая работа : закрепление пройденного материала в дидактических играх : «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?» , «Назови слово» , составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.

Демонстрационный материал : фишки : красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.

Раздаточный материал : полоски (желтые, фишки : красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения :

Кто вас, дети, крепко любит?

Кто вас нежно так голубит?

Мама дорогая.

Воспитатель : «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»

Дети : «Мама» .

Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама» . (У доски работает один ребенок) .

После анализа слова воспитатель задает вопросы :

Сколько звуков в слове «мама» ?

Сколько гласных в этом слове? Назовите их.

Сколько слогов в слове «мама» ? Какие?

Назовите первый слог. Какой второй слог?

Воспитатель : Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово) .

Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа» .

Так говорят? (Нет) .

Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении :

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром…

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоток – стучит, стучит.

И – четко речь моя звучит!

2. Игра «Поищи слово» .

Воспитатель : Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове :

Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,

Король – роль,

3. Физкультминутка.

Воспитатель : Ребята, я буду называть слова со звуком «л» , если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.

Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик

4. Работа с карточками.

Воспитатель : Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание) . Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.

5. Задание : «Придумай предложение» .

Воспитатель : Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).

6. Решение кроссворда на тему : «Если знаешь зверей, назови их скорей» .

Первое слово : Смел и зол разбойник серый.

Чуть козу вчера не съел он.

К счастью, Тузик и Трезорка

За отарой смотрят зорко.

Еле ноги уволок

От собак матерый… (волк) .

Второе слово : Шел я осенью с охоты,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Оглянулся я – зверек

Встал у норки, как пенек.

Я не стал взводить курок –

Пусть живет себе … (сурок) .

Третье слово : Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживится

Любит шустрая … (лисица) .

Четвертое слово : Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит … (рысь) .

Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали : «рысь» .

7. Игра «Скажи наоборот» . Дети называют слова антонимы.

Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,

Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,

больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,

покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный) .

8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь» Цель: закрепить назначение буквы Ь. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в чтении. Закрепить умение печатать слова под.

Программное содержание.

  1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
  2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
  3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
  4. Учить выкладывать предложение.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки.

Раздаточный материал:

Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока; картинки с изображением различных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения)

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).

II. ИГРА С МЯЧОМ

«Назови слово»

— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! (Темы: Домашние животные, Фрукты, Дикие животные, Головные уборы, Предметы мебели, Овощи.).

— А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ

Предложение

Ребята, смотрите, что у меня в руках (показываю игрушку-грузовик). А теперь смотрите, что она делает (показываю, что грузовик едет).

— Грузовик (машина) едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.

— А сейчас я научу вас выкладывать предложение. Посмотрите, у нас есть серебристые прямоугольники. Один прямоугольник обозначает одно слово предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение МАШИНА ЕДЕТ.

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.

Даю детям время на самостоятельную работу.

— А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.

Предлагаю детям выложить свое предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Ветер»

Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)

И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)

Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)

А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)

Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Звуковой анализ слова

Выкладываю яблоки в кузов грузовика и спрашиваю у детей, что везет грузовик. (Яблоки). Затем убираю яблоки и оставляю одно, спрашиваю, что сейчас везет грузовик. (Яблоко). Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова ЯБЛОКО. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на карточке с изображением яблока.

Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их. Вспоминаем правило, что звук [й`] самый короткий в нашей речи и всегда мягкий согласный. Дети должны найти ошибки (если они есть) у себя и исправить их.

— А кто мне скажет, сколько твердых согласных звуков в слове? А сколько мягких согласных? А сколько гласных звуков?

— А сколько слогов в этом слове? А почему ты так решил(ла)? А давай проверим. Как мы можем это сделать? (подставить руку к подбородку). А на какой слог падает ударение? Выслушиваю ответы детей, при этом помогаю, где требуется помощь.

IV. ИТОГИ

— Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

— А что нового мы узнали?

— А кто у нас сегодня был самым активным?

воспитатель, ГБОУ СОШ № 1995, г.Москва