Дата рождения: 3 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в , которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем , впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе .

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

В декабре 2010 г. приходских храмов на территории Центрального и Южного административных округов г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () включен в состав Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. () назначен Преосвященным Липецким и Задонским, главой , с освобождением от занимаемой должности.

ФИО: Яковенко Игорь Федорович.

Дата рождения: 21.06.1968 г.

Дата архиерейской хиротонии: 5.12.2005 г.

Митрополит Арсений (в миру Яковенко Игорь Федорович), родился 21 июня 1968 года в поселке Поросозеро Суоярвского района Карельской АССР в семье железнодорожника. В 1969 году его родители переехали на родину отца в село Лиски Лискинского района Воронежской области, где и он жил до совершеннолетия, получив образование в сельской средней школе. По ее окончании, в 1985 году поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет.

По окончании первого курса в 1986 году был призван в армию и с июня 1986 года по май 1988 года проходил службу в Горьковской области. В это же время посещал храм Казанской Божией Матери в городе Гороховница, где духовно сблизился с протоиереем Вениамином, по благословению которого по окончании службы забрал документы из института и с октября 1988 года по июль 1989 года был чтецом кафедрального собора Покрова Божией Матери города Воронеж.

В августе 1989 года поступил в Московскую духовную семинарию, в которой учился по 1992 год. По окончании ее, в июле того же года, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла был рукоположен епископом Донецким и Славянским Алипием (Погребняк) в сан диакона в Петропавловском храме города Красный Лиман Донецкой епархии.

25 июля 1992 года, в день празднования иконы Божией Матери Троеручицы, в Свято-Николаевском храме города Ясиноватая Донецкой области был рукоположен в сан иерея.

21 августа 1992 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в храме святителя Василия Великого села Никольское Волновахского района иерей Игорь Яковенко был пострижен епископом Алипием в мантию с именем Арсений в честь преподобного Арсения Великого и с того же числа получил указ на приходское служение при храме свв. первов. апп. Петра и Павла в город Красный Лиман Донецкой области вторым священником.

6 мая 1993 года указом епископа Ипполита иеромонах Арсений (Яковенко) был переведен в число братии новооткрытого Свято-Успенского Святогорского монастыря и назначен на должность благочинного оной обители. 20 января 1995 года по благословлению Блаженнейшего Митрополита Владимира назначен наместником Святогорского монастыря с возведением в сан игумена и вручением жезла. В том же 1995 году к празднику святой Пасхи возведен в сан архимандрита.

По представлению Митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, управляющего Горловской епархией Блаженнейшим Митрополитом Владимиром награжден орденом равноап. кн. Владимира III и II степени, орденом Рождества Христова I степени и правом ношения 2-го наперсного креста. 10 ноября 2005 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение про назначение викарием Горловской епархии наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

5 декабря 2005 года в Свято-Успенском соборе Свято-Успенской Святогорской Лавры состоялась Божественная Литургия, которую возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Высокопреосвященнейших Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, Архиепископа Вышгородского Павла, Преосвященнейших епископа Алипия, епископа Криворожского и Никопольского Ефрема, епископа Черниговского и Нежинского Амвросия и епископа Васильковского Луки. За Божественной Литургией над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры, архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония. По окончании Божественной Литургии состоялось вручение епископу Арсению архиерейского жезла.

19 декабря 2010 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры, епископ Святогорский Арсений был возведен в сан архиепископа.

17 августа 2015 года в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейши Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины был возведен в сан митрополита.

Награды:

Почетный гражданин г. Святогорска Донецкой области (Украина)

Государственный орден Украины “За заслуги” III степени (2004 г.);

орден преподобного Нестора Летописца II степени (2008 г.);

орден Почаевской иконы Пресвятой Богородицы (2009 г.);

«Над каждым человеком бдит Промысел Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым водительством промышляющей и руководящей десницы Вышнего».

Епископ Арсений

На домодедовской земле в Серафимо-Знаменском скиту (монастыре) в 1912-1924 годах часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский). Игуменией Ювеналией (с 1916 года схиигумения Фамарь) в Серафимо-Знаменском монастыре был построен домик, названный «киновия», в котором жили и служили приезжавшие в скит епископ Арсений и его друг архимандрит Серафим. В годы гражданской войны епископ Арсений жил в Серафимо-Знаменском монастыре в полном уединении полтора года. Летом и осенью 1918 года владыка Арсений и архимандрит Серафим (будущий епископ Дмитровский) безвыездно жили в Серафимо-Знаменском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Владыка Арсений жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя духовной жизнью скитских сестер, ежедневно совершая Божественную литургию.

В 1884 году десятилетний Александр Жадановский был отдан родителями в Харьковское духовное училище. А в 1888 году он поступил в Харьковскую духовную семинарию. 21 ноября (ст.ст.) 1893 года он был рукоположен в иподиакона в мужском архиерейском Покровском монастыре города Харькова. По окончании семинарии Александр Жадановский стал преподавать Закон Божий в приходской школе вместо своего отца, а затем стал надзирателем в Сумском духовном училище.

В своих «Воспоминаниях» Александр Жадановский писал: «С раннего детства "Нравилась мне одна девица-сверстница: на ней сосредоточилось мое внимание... С мнимой же невестой, которая жила и воспитывалась далеко, я виделся раза два в год на каникулах, ждал встречи с ней с нетерпением, но своих чувств никогда ей не высказывал. Но пока таким образом медлил, знакомая девушка ускользнула из моих глаз...
После еще раза два присматривался к невестам, но безрезультатно. Тем мое искание подруги жизни кончилось... Одновременно меня не покидала мысль о монашестве; каждая жизненная неудача давала в этом отношении толчок вперед, а тут еще пришлось побывать с родными в богомолье в Киево-Печерской лавре. До сего времени я не был близко знаком с монастырями и монахами, а тянулся к ним как-то безотчетно».

Александр Жадановский в письме от 17 января 1899 года к отцу Иоанну Кронштадтскому просил у него совета. После ответа праведного отца Иоанна у Александра появилось непреклонное решение принять монашество. Смотритель училища отец Аркадий прошение Александра Жадановского немедленно (а было это в Великую субботу 1899 года) отослал к архиепископу Харьковскому Амвросию (Ключареву). Архипастырь посоветовал Жадановскому съездить в Санкт-Петербург к товарищу оберпрокурора Священного Синода.

Жадановский, пригласив своего друга, отправился с ним из города Сумы в путешествие; Москва-Кремль, Чудов монастырь; Свято-Троицкая лавра; Санкт-Петербург; Александро-Невская лавра и Валаам. С Валаама Александр Жадановский прибыл в Священный Синод, где он был принят с прошением для принятия в монашество с дальнейшим «обещанием продолжать образование в академии». Вернувшись в Харьков Александр Жадановский был принят владыкой Амвросием, и без задержки им было разрешено пострижение Жадановского в иноки. После чего он был направлен на жительство в Святогорскую пустынь, находившуюся в Изюмском уезде Харьковскои губернии. Здесь 17 июля 1899 года, на следующий день после праздника Святогорской иконы Божией Матери, состоялось пострижение Александра в монахи с именем Арсений.

К дню Успения Божией Матери в Святогорскую пустынь приехал архиепископ Амвросий, а 15 августа 1899 года после обеда владыка рукоположил Арсения в иеродиаконы, а затем благословил отправиться в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, в академию.

Епископ Арсений писал: «Господь судил мне проходить курс академии в иноческом звании. Должен, однако, сознаться, что трудно совмещать студенчество с монашеством… Устанешь ли нравственно или физически, случится какая-нибудь скорбь - пойдешь к честным мощам, помолишься от души, и легко станет на сердце… Да, рака Преподобного, овеянная многими воздыханиями и слезами русских людей, является благодатным источником утешения... Большой простор, далее, в лавре для священнодействия. Каждый день совершается одиннадцать литургий, вот и выбирай любую: в три часа утра — в церкви Святого Духа, в четыре часа — у преподобного Никона, в пять часов — внизу под Успенским собором, а затем в храмах Смоленском, Зосимы и Савватия и других. Господь сподобил меня в сане иеродиакона послужить во всех указанных церквях. Любил я еще ходить буднями в Троицкий собор к вечерне — послушать пение стихир с канонархом. Чудное, стройное исполнение их могучим хором доставляло мне наивысшее духовное наслаждение. Не только ученые монахи, но и все студенты академии ясно чувствовали над собой покров Преподобного Сергия…»

Епископ Арсений обладал прекрасным литературным даром. Великолепный лирик, он в конце своей жизни написал «Воспоминания» о многих великих подвижкиках Православия: о святом праведном Иоанне Кронштадтском, о московском митропопите Макарии (Невском), о старцах Зосимовой пустыни схиигумене Германе и иеросхимонахе Алексии, о схиигумении Фамари, о выдающихся пастырях церкви отце Алексии Мечеве, отце Николае Смирнове (Кадашевском), отце Василии Постникове и отце Александре Стефановском.

Епископ Арсений вспоминал, как однажды старец иеромонах Варнава «...в беседе со мной в этот раз предвещал: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Теперь пророчество исполнилось».

В Гефсиманском скиту Жадановский заходил к отцу Исидору, который за три дня до смерти, прощаясь, сказал ему: «Примите в назидание и утешение себе последние мои слова: крестная сила и размышления о страданиях Господа спасают христианина от всяких бед, воспоминания же о язвах Спасителя предохраняют от скорбей».

Пребывая в Духовной академии, студент Арсений оставался в течение трех лет диаконом и только на четвертый год обучения стал священником. 9 мая 1902 года его рукоположили в иеромонахи.

На последнем экзамене в Духовной академии по догматическому богословию присутствовал московский митрополит Владимир (Богоявленский), предложивший священнику Арсению место казначея в Чудовом монастыре. В Москву, на место нового служения в Чудов монастырь, иеромонах Арсений прибыл 3 августа 1903 года. Приложившись к мощам святителя Алексия, Арсений явился к наместнику монастыря архимандриту Иннокентию, который отвел иеромонаха в казначейскую квартиру. Казначеем иеромонах Арсений пробыл всего пять месяцев. Наместник монастыря архимандрит Иннокентий, хиротонисанный во епископа Аляскинского, уехал в Америку. На место наместника Чудова монастыря был назначен иеромонах Арсений (Жадановский). А 24 марта (ст. ст.) 1904 года, в Великую субботу, иеромонах Арсений был посвящен в сан архимандрита.

В 1906 году 11 октября умерла мать архимандрита Арсения, а через месяц, 11 ноября, умер его отец.

В роду Жадановских несколько поколений были в духовном звании. Священниками были прапрадед Афанасий, прадед Стефан, дед Андрей и отец — протоиерей Иоанн. Все вместе они служили более ста лет в городе Чугуеве в Рождество-Богородичной церкви.

Епископ Арсений писал: «С кончиною отца и матери утратился интерес к родине, исчезло желание и стремление бывать там».

В 1913 году архимандрит Арсений вместе с иеромонахом Серафимом (Звездинским) совершают паломничество в Святую Землю.

Хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского состоялась 8 июня (ст.ст.) 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря, в котором он был оставлен служить по решению московского митрополита Макария и Святейшего Синода.

Епископ Арсений принимал участие в устроении женской обители «Гефсимании» близ города Зарайска под Москвой и женской обители «Серафимо-Знаменский скит» близ станции Востряково Павелецкой железной дороги на домодедовской земле.

Владыке Арсению была уготована новая нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила близ скита киновий с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда владыка временами удалялся для собирания духовных сил., отдыха и молитвенных трудов.

В послеоктябрьскую 1917 года эпоху гонений на Христову Церковь и веру владыка Арсений нес подвиги исповедничества и мученичества в течение двух десятков лет.

Летом и осенью 1918 года владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим Дмитровским епископом, живут в подмосковном Серафимо-Знаменском скиту. Схиигумения Фамарь выполняла послушание Святейшего Патриарха Тихона сохранить в безопасности жизнь епископов в своей малоизвестной, тихой и скромной обители. В годы послереволюционного лихолетья владыка Арсений ежедневно совершал Божественные литургии в киновийном храме.

Он в уединении изучал церковное пение, музыку, живопись, медицину и занимался иконописанием. Тогда же владыка делал записи, которые легли потом в книгу «Воспоминания».

В скитском храме перед игуменским местом помещался образ Спаса Нерукотворного, написанный епископом Арсением. До 1923 года продолжалась служба владыки Арсения в городе Серпухове как епископа. В городе Серпухове был древнейший Высоцкий монастырь, основанный в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем. До революции в городе Серпухове было несколько десятков церквей, после революции многие церкви были закрыты. Из Серпухова в Серафимо-Знаменский скит прибыли многие насельницы.

Местом уединенных подвигов владыки Арсения был Серафимо-Знаменский скит вплоть до 1924 года — года закрытия скита.

О Серафимо-Знаменском ските епископ Арсений оставил такие строки: «В маленьком храме Серафимо-Знаменского скита при высоком религиозном воодушевлении строительницы и сестер происходило большое привлечение и сосредоточение благодатной силы. Тут Сам Господь приосенял сердца молящихся и особенно поющих; тут вблизи каждого, радуясь и веселясь, находился ангел-хранитель — оттого так глубоко запечатлелось освящение этой чудной церквочки в памяти насельниц скита... Наступает день. Скитянки на послушаниях. Одни из них работают поодиночке: кто в саду, кто при пчелах, кто очищает рощу от сухого листа, — другие совместно косят траву, сушат сено, пасут коров, возделывают огороды. Всем заповедано непрестанно творить молитву Иисусову, петь псалмы, читать акафисты, и они ненарушимо, свято исполняют это правило: трудятся и молятся».

А с бугорка, что у Серафимо-Знаменского скита на правом берегу реки Рожайи, епископ наблюдал такую картину: «Смотришь вправо и видишь сквозь кусты и редкие деревья мельницу. Прислушиваешься и слышишь шум ее колес, чего раньше, увлеченный красотой природы, как бы не замечал. И удивительное дело! Ничто, кажется, так не украшает берег реки, как водяная мельница, будто именно она является его существенной принадлежностью, отвоевав вечное право на это место... Если пойдешь вдоль по бережку, мимо мельницы и дальше, то дойдешь до крутого подъема. Взойдешь на горку и очутишься так высоко, что невольно подумаешь: недаром скитянки называют это место «Кавказом».

Внизу по камушкам бежит ручей, образовавшийся из знакомой уже нам реки после преграждения ее плотиной. Течет он мерно, непрерывно, приятно журчит, успокоительно действует на нервы... Окинешь потом взором пройденное, оставшееся позади тебя пространство и увидишь где-то далеко-далеко и реку, и луг, и мельницу, больше того, кругозор настолько расширяется, что замечаешь за бугром село с церковью, а там бесконечные поля».

Как изумительно точно описал местную природу епископ Арсений!

Эти благословенные места любимы мною с детских лет: и Воскресенская церковь села Битягово с древним кладбищем, на котором покоятся мои предки, и чудная мельница с домиком мельника, существовавшая до середины пятидесятых годов нашего века, и Саввинский (Заборьевский) овраг с горой, получившей у местных жителей название «Монашенка», с которой в детстве мы катались на лыжах, и эти таинственные курганы, и, конечно же, милая речка Рожайя с ее некогда родниковой водой.

Какое множество раз я, много лет не ведая о том, ходил по тем же дорожкам, по которым еще до моего рождения ходил епископ Арсений. О, сила печатного слова!

В 1924 году епископ Арсении переехал в село Кузьменки под Серпухов и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила. За владыкой последовали две келейные сестры — инокини Александра и Матрона из числа насельниц Серафимо Знаменского скита. В половине дома священника была устроена домовая церковь в которой епископ служил с 1924 года. После закрытия Серафимо-Знаменского скита Кузьменки приезжали жившие в то время в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь и сестры из скита.

В 1925 — 1928 годах владыку несколько раз высылали за пределы Москвы и Подмосковья. Он жил в те годы то в Серафимо-Понетаевском монастыре, то в Арзамасе.

B 1928 году епископ Арсений приезжал в Перхушково, где в то время на отдельной даче поселились схиигумения Фамарь, иеромонах Филарет (Постников) и десять сестер. По данным биографа епископа, «очевидно, в первой половине 1928 года и была написана владыкой Арсением в основном книга «Воспоминания» (М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995 г.).

После окончания срока высылки епископ Арсений вернулся и поселился в Котельниках, недалеко от станции Люберцы Казанской железной дороги.

В трудные для Православной Церкви годы владыка говорил: «Иерархи отвечают перед Собором, паства должна идти в русле Церкви. Нельзя делать расколов». В период новой волны арестов (1929-1931 годы) были репрессированы схиигумения Фамарь с некоторыми своими сестрами и иеромонахом Филаретом. Забота о владыке Арсении не оставляла матушку Фамарь и в далекой сибирской ссылке. Она в письме высказывала пожелание устроить владыку в Малоярославце.

Жизнь епископа Арсения в тридцатые годы вплоть до его ареста и мученической кончины — неизвестна. По некоторым воспоминаниям, епископ Арсений жил то в Котельниках, то, по другим данным, в домике на станции Удельная. Епископ Арсений был арестован в Котельниках 13 апреля 1937 года. «Епископ был обвинен в организации и руководстве контрреволюционной нелегальной монархической организацией церковников». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — 27 сентября 1937 года, епископ Арсений и все арестованные с ним священнослужители, монашествующие и миряне были расстреляны в поселке Бутово под Москвой.

Таково краткое жизнеописание Серпуховского епископа Арсения, почерпнутое в автобиографии епископа и в воспоминаниях о нем.

У владыки Арсения по его молитвенным подвигам были высшие духовные дары: прозрения и рассуждения. Естественно, он предвидел свою мученическую кончину и возносил молитвы ко Господу в свои последние предсмертные часы. По своей кончине епископ Арсений являлся в сонном видении своим духовным детям, предупреждая их о грядущих событиях в годы Великой Отечественной войны.

Известный русский писатель Петр Паламарчук, автор четырехтомной книги «Сорок сороков», пишет: «Занимаясь историей русских храмов и монастырей, мне довелось не раз сталкиваться с такими чудесами новейших времен. Ведь в безбожных гонениях ХХ века Русь Малая, Великая и Белая явили одних новомучеников больше, чем во все предыдущие два тысячелетия христианства!» Русская Православная Церковь подведет итоги двадцатого века и напишет все имена русских новомучеников, пострадавших за веру и Христа.

краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах"

В 1997 году получил духовный сан архиепископа, а с 2014-го стал митрополитом. В данный момент занимает должность викария в Московском патриархате.

Биография священника

Митрополит Арсений Истринский родился в 1955 году в Московской области. Он появился на свет в небольшом поселке Востряково, который теперь является одним из микрорайонов в Западном административном округе столицы.

Герой нашей статьи окончил обычную советскую школу. И сразу пошел работать. Он устроился на почтамт, расположенный при Казанском вокзале в Москве. Заработав первые в своей жизни деньги, Юрий Александрович Епифанов (так его тогда звали), отправился служить в армию.

Путь к церкви

С 15 лет герой нашей статьи уже исповедовал православие. Целенаправленно церковную карьеру будущий митрополит Арсений Истринский выбрал сразу после того, как отслужил в Вооруженных силах СССР. В 1975 году, в возрасте 20 лет, он стал алтарником при Никольском храме в Бирюлево. На эту церковную должность набирали обычных мужчин из мирян. Никакого отдельного обучения и образования для того, чтобы стать алтарником, не требовалось.

Храм в Бирюлево, в котором алтарничал Арсений, был назван в честь Николая Чудотворца. Построили его вскоре после Гражданской войны, в 1924 году. Советская власть тогда еще так откровенно не препятствовала работе церкви. Поначалу он был деревянным. И сгорел дотла в 1956 году. В ближайший год его удалось восстановить и освятить. Практически тайно. Этот храм является уникальным, потому что был построен в годы Советской власти, когда священнослужителей всячески притесняли.

Учеба в семинарии

Став алтарником, будущий митрополит Арсений Истринский убедился в своем желании навсегда отдать себя церкви. Для этого в 1976 году он поступает в духовную семинарию в Москве. А после в Ее он окончил в 1983 году.

После этого на протяжении шести лет служит у будущего патриарха Алексия II референтом и личным секретарем. Правда, в те времена Алексий был только митрополитом. Сначала Эстонским и Таллинским, позже Ленинградским и Новгородским. Патриарший сан ему достался только в 1990 году.

К тому времени Арсений с ним расстался. В 1988 году он получил пост клирика Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Это древний православный храм, построенный еще во времена Петра I.

Между тем, он в те годы уже получил сан протоиерея.

Епископ Ладожский

В 1989 году герой нашей статьи получил новое назначение. Он стал епископом Ладожским и викарием Ленинградской епархии. То есть помощником епархиального епископа, не имеющим собственной епархии.

В сентябре он принял получив имя Арсений в честь Арсения Коневского - православного новгородского монаха, жившего в XIV-XV веках. (Именно Арсений Коневский привез в Россию с Афона икону Божьей Матери, получившую впоследствии название Коневской. Вместе с этой иконой он обосновался на острове Коневце, расположенном на Ладожском озере. Со временем основал общежительный монастырь, который посвятил Рождеству Пресвятой Богородицы).

В это время оказалось, что не забыл своего бывшего секретаря-референта новый патриарх Алексий II. На первом же заседании Святейшего Синода, после его вступления в должность, герой нашей статьи стал митрополитом Истринским Арсением. Биография священника в дальнейшем складывалась весьма удачно. Он получил сан викария при Московской епархии.

В 1997 году был избран в секретариат Собора.

Сан архиепископа

На том же где Арсений вошел в секретариат, ему был присвоен сан архиепископа. Так пошел вверх по церковной карьерной лестнице митрополит Арсений Истринский. Где служит архиепископ, знали многие прихожане.

В его Истринское викариатство, расположенное в Подмосковье (в городе Истра), приезжали из разных уголков страны за советом и отпущением грехов. Кстати, митрополит Арсений и до сих пор им руководит. Вот уже на протяжении 27 лет.

В 2009 году Арсений стал викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сменившего на этом посту умершего Алексия II. В зону его ответственности входили столичные приходы.

Обязанности митрополита

Сан митрополита Арсений получил в 2014 году. В круг его непосредственных обязанностей входит курировать столичные храмы в Южном и Центральном приходах столицы. С 2015 году митрополит Арсений входит в число членов Высшего Церковного Совета. Фактически это исполнительный орган власти, который функционирует при Русской православной церкви.

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси занимается не только наблюдением за деятельностью приходов. Также он обязан отвечать за работу и исполнение своих обязанностей духовенством и приходскими советами при храмах, входящих в его подчинение.

Он является одним из постоянных членов комиссии, которая занимается освидетельствованием святых мощей, возвращаемых в церковь или обнаруживаемых вновь.

В последние годы комиссией была подтверждена подлинность мощей многих святых: в 1988 году Александра Невского, а в 1990-м - преподобных Савватия, Германа и Зосимы Соловецких (основатели всемирно известного еще в XV веке), Серафима Саровского (им была основана Дивеевская женская обитель), патриарха Тихона, руководившего Русской православной церковью в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.

В 1998 году была засвидетельствована подлинность мощей Матроны Московской (Матрены Дмитриевны Никоновой) - святой Русской православной церкви, которая, по слухам, консультировала самого Иосифа Сталина.