Услышать себя. Смелость проявить себя. Найти себя.
Самое страшное, интересное и увлекательнейшее занятие в собственной жизни - это быть собой (Аня Скляр)
В первую очередь нужно научиться воспринимать себя таким, какой ты есть. Ты - единственный, уникальный, таких больше нет.
Проблема не столько в том, чтобы быть собой, сколько в том, чтобы стать собой. Никто не может помешать нам быть собой, если мы себя действительно нашли.
Желание быть собой
Жак Лакан утверждает, что единственное, за что мы действительно должны чувствовать себя виноватыми, - это за неприятие своих желаний, «моральную трусость». Речь, разумеется, не о том, что любые наши прихоти надо немедленно удовлетворять. И уж конечно, не о криминальных наклонностях или извращениях. Он говорит о той жизненной силе, которая может наполнить наше существование. Например, жажда сочинять или рисовать, которая побуждает поэтов и художников творить, невзирая на нищету и голод. Это наше желание быть самостоятельными, выбирать свой жизненный путь, распоряжаться своим временем, быть рядом с теми, кого мы любим, - что бы ни думали на этот счет окружающие.
Если я буду таким, как все, то кто же будет таким, как я?
В этом обществе безумцев, среди злости и агрессии, обиды и непонимания...
Оставайтесь солнышком.
Тогда вас найдут другие солнышки:)
Аня Скляр
Вы бы поняли, насколько вы яркие и красивые, если бы увидели себя в те моменты, когда вы действительно являетесь счастливыми.
Альфред Лэнгле.
Если быть как все, то зачем тогда быть? Хань Сян-цзы
Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь;
распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье.
Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело.
Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту.
Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.
Борис Пастернак, «Доктор Живаго»
Подстраиваясь под других, ты изменяешь самому себе.
Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым.
Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом.
Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай.
У тебя всего одна жизнь.
Сила в тебе! Нет такого человека, в которой бы ее было меньше, чем в другом; нужно только осознание этого.
Это как воздух: он всегда есть, но вдох зависит от тебя. Или как электричество: оно готово к использованию, но установка и эксплуатация зависит от тебя. Так и с внутренней силой: она здесь для тебя, но пока ты не «подключишься» и не зажжешь ее, она пассивна.
Верьте в то, что вы делаете! Несите тепло.
Освобождаем внутреннего ребенка:
Ты - это чудо! И жизнь твоя чудесна!
Каждое человеческое существо — это бесконечность чудес.
Глаза, которые видят тысячи цветов, очертаний и форм;
Уши, которые слышат полет пчелы и звуки грома;
Мозг, который может взвесить пылинку так же легко, как и весь космос;
Сердце, которое бьется в одном ритме с сердцами всех живущих...
Тит Нан Хан
Я есть я
Как отличить истинное чувство собственной значимости от ложного? — спросили ученики Ходжу Насреддина.
— Представьте себе караван верблюдов, идущий по пустыне, — предложил Насреддин. Кем вы себя ощущаете?
— Первым верблюдом! — воскликнул один из учеников.
— Хвостом последнего, — сказал другой.
— Безжалостным солнцем, — молвил третий.
— Погонщиком, — проговорил четвертый.
— Барханом, — предположил пятый.
— Аллахом, сотворившим пустыню и караван, — вымолвил шестой.
— Я есть я, — заявил седьмой ученик, — и причем тут верблюды?!
Мы часто ищем в других любви и тепла, но все, что они могут нам дать - это отражение нашего собственного отношения к себе.
Поэтому, чтобы двигаться вперед, нам прежде всего необходимо улучшать важнейшие из взаимоотношений - отношения с самим собой.
Упражнение Кто Я?
Это упражнение кажется довольно простым на первый взгляд. Спроси себя: «Кто я?» Предположим, ты ответила: «Женщина». Сними с себя эту роль, как змея снимает кожу. Спроси снова: «Кто я?» Дальнейшие ответы могут быть любыми: брюнетка, москвичка, водитель, мама, дочь, сестра, сотрудница... Главное начнется, когда ответы закончатся, когда ты поймешь, что не знаешь, что ответить на этот вопрос. Посиди в тишине и подумай. В этот момент у тебя есть шанс встретиться со своим освобожденным «я».
Миссия человеческой жизни заключается в том, чтобы познать себя, а не в том, чтобы удовлетворять свои чувства. По настоящему воспользоваться преимуществами человеческой жизни может лишь тот, кто совершает самопознание, а не тот, кто ведет рафинированное человеческое существование. Животные не знают ничего, кроме чувственных наслаждений, сводящихся к формуле: ешь, пей и наслаждайся. Но человеку жизнь дана для того, чтобы совершать самопознание и вернуться домой, к Богу.
Шримад-Бхагаватам ---
Уолт Дисней был уволен из газеты за недостатком идей, Менделеев имел тройку по химии, Эйнштейн не говорил до четырех лет, его учитель характеризовал его, как умственно отсталого человека. Вспомни об этом, когда тебе кажется, что у тебя ничего не получается.
Смотрю на небо и утопаю в звездах.
Смотрю вдаль и растворяюсь во времени.
Смотрю в себя и проваливаюсь.
Люблю быть собой. Это восхитительно.
Сама себе я мир построю,
Как хочу, в нём буду жить...
Что бы ты не делал — ты делаешь себя.
Восточная мудрость
Никогда не поздно устроить себе счастливое детство.
Некоторые люди рождены, чтобы сидеть у реки. В некоторых ударяют молнии. У кого-то есть музыкальный слух. Некоторые — художники. Некоторые плавают. Некоторые знают толк в пуговицах. Некоторые знают Шекспира. Некоторые матери. А некоторые танцуют. Все мы разные, и это прекрасно.
Ф.С. Фицджеральд
Пауло Коэльо
Всякий раз, когда есть альтернатива, выбирайте то, что заставляет мурчать кота в вашем сердце...
Оставайся собой — мир боготворит оригиналы.
У меня есть большое и раскидистое Дерево. Оно красивое и листья его никогда не опадают. Это Дерево - мой внутренний Мир. У каждого человека есть такое дерево, и все они составляют густой и бесконечный лес. Но Я прихожу именно к своему. Тут Я могу сесть и подумать, перевести дух после будничной суеты, даже поспать. Ко мне придет пушистый кот, если Я захочу общества животных. Или Я оставлю у его корней недочитанную книгу. Или любую другую вещь, которую захочу спрятать от всех, кроме себя самого.
И пусть только попробует кто-либо нарушить это правило: перекрасить листья в зеленый, когда у меня они были желтыми... привести собаку, которая прогонит полюбившегося мне кота, потому что "собаки круче"... взять любую из моих вещей, потому что это лежит в "общем холодильнике", и вообще, в "общей квартире".
Никто не имеет право требовать изменить жизнь чьего-либо Дерева, так же, как ты не потерпишь вмешательство в жизнь твоего собственного. Нарушив покой и жизненный уклад чьего то сада, будь готов к тому, что его садовник выставит тебя, и закроет в него ворота.
Самая великая вещь на свете — уметь принадлежать себе.
Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.
Вот ведь точно: как ни постараешься, а всем никогда не угодишь. Поэтому всегда важно слушать собственное сердце — знать, что важно для тебя самого.
Проблема не в том, что мы все умрем. Проблема в том, что при жизни в нас пытаются убить нас.
Будь самим собой
и ты найдешь того, кто тебя давно ищет.
Рука Господа всегда вела того, кто следует своему пути с Верой в Себя. Пауло Коэльо
Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.
Хочется плакать — плачь, хочется кричать — кричи, хочется смеяться — смейся. Только люби - и в первую очередь люби в себе душу. Тогда она обязательно притянет к себе родственную... Эльчин Сафарли. Любовь со дна Босфора.
Уравновешенная личность живет в гармонии, мире, радости, здоровье, достатке; она не страдает. Чем больше человек страдает, тем сильнее он забыл, кто он есть истинный.
Существует только один способ преуспеть — научиться жить по-своему.
Будьте самим собой. Величайшая религия — просто быть тем, кто ты есть. Доверяйте Себе.
Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует ещё где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвётся и наша связь с жизнью. Габриэль Гарсиа Маркес
Главное - не сходите с пути и не сдавайтесь.
Там, где вы чувствуете любовь и вдохновение - нельзя ошибиться.
Все, что вы делаете, должно выражать вас, должно нести на себе отпечаток вашей индивидуальности. Тогда жизнь становится постоянным праздником. Делайте все творчески, превращайте наихудшее в лучшее - это то, что я называю "Искусством". Проживайте жизнь, наполняя каждый момент и каждый ее период красотой, любовью, радостью.
Свобода не во множестве направлений.
Она в возможности заниматься тем немногим, что хочет твой Дух.
Для того, чтобы услышать сердце, нужно успокоить мысли.
Не думать, а чувствовать, не оценивать, а ценить.
Жить — значит не только меняться, но и оставаться собой. Гастон Леру
От любой роли приходит усталость. Настоящими будьте. Будьте неуклюжими, неуместными, несуразными, немодными и не современными и в этом восхитительно неповторимыми.
Потому что существует один бессознательный подход, одна ключевая ошибка, одна бессознательная мысль. Вот она: я недостаточен. За ней следует другая бессознательная мысль: чтобы получить все нужное, чтобы в полной мере быть собой, мне необходимо играть какую-нибудь роль. Чтобы быть больше, мне нужно иметь больше. Но ты не можешь быть больше, чем есть, потому что под своей физической и психологической формой ты уже одно целое с Жизнью, одно целое с Существованием. Экхарт Толле
Иногда тебе просто нужно отдохнуть, подышать воздухом и напомнить себе, кто ты есть и кем ты хочешь быть.
Будь словно лотос, что всегда чист и цветёт даже в мутной воде.
Рай там, где распускаются цветы твоего истинного Я.
Ад там — где твое Я топчут, а тебе что-то навязывают.
Когда не боишься жить так, как хочешь, тебя мало что может расстроить или напугать. Единственная штука, которая имеет значение, - свобода. Свобода быть собой.
Наша беда в том, что мы принимаем себя слишком серьезно.
Как только Вы пойдёте Своей дорогой,
Вам откроются все сокровища мира.
Если у Пути "есть сердце",
Вы почувствуете это нутром.
Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.
Живите своей жизнью и позволяйте другим жить их жизнью.
Пусть у каждого будет свобода делать свое.
Ты таков, каков ты есть — не хороший и не плохой, не «чистый» и не «грязный», не «светлый» и не «тёмный». Ты — вместилище того, что ты знаешь о хорошем и плохом, о «чистом» и «грязном», о «светлом» и «тёмном».
Главное в жизни - вовремя урвать своё :)
ВЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ!
Подтвердить то, что вы на верном пути, очень просто: ваша напряженность начнет исчезать, вы будете становиться все более и более спокойными, вы будете становиться все более и более невозмутимыми, вы найдете красоту в том, что никогда раньше не представлялось красивым.
Самые маленькие вещи приобретут огромное значение. Весь мир будет становиться все более и более загадочным с каждым днем; вы будете становиться все более и более невинными - совсем как ребенок, бегущий за бабочкой, или собирающий морские камешки на берегу.
Вы почувствуете, что жизнь не проблема, но дар, как блаженство, как благословение.
Если вы находитесь на правильном пути, будет все больше и больше доказательств этого.
Если вы на неверном пути, будет происходить противоположное.
Ты безбрежен, словно океан, безграничен, словно небо.
Единственное сокровище, которое стоит искать, — твоя собственная природа.
Если ты отправишься вглубь самого себя, тебя ждет подлинное приключение.
Как только твоим решением, продуманным, сознательным решением станет: «Что бы ни случилось, я должен найти себя, свою природу, свою сущность. Я не намерен терять эту, единственную в моей жизни возможность», — как только подобное решение будет принято и твоя энергия хлынет в этом направлении, неудача становится невозможной. На этом пути ни один человек не потерпел неудачу. Кто бы ни направлял всю свою энергию на внутренний поиск, он всегда находил себя.
Есть три вещи, которых боится большинство людей - доверять, говорить правду, и быть собой.
Не будьте копией, вы - оригинал.
Кто постигнет себя истинного,
тому откроются все тайны Мироздания
и секреты Вселенной.
Все ответы находятся в тебе.
Ты знаешь больше, чем написано в книгах.
смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.
Многие не видят, что мы живем в паутине чудес, соединенной серебряными нитями случайностей и обстоятельств.
Мы рождаемся с вихрями, пожарами и кометами внутри нас.
Люди отправляются в путешествия, чтобы удивляться красоте высоких гор, огромным океаническим волнам, и згибам длинных рек, шуму морского прибоя, движению звезд на ночном небе. Но мимо самих себя они проходят без всякого удивления.
Когда ты начинаешь делать то, что тебе нравится, мир меняется!
Если ты что-то привносишь в отношения, делай это по-настоящему. И никогда, ни на одну минугу не отказывайся от своего истинного Я. И если твоё истинное Я недостаточно привлекательно, чтобы удержать кого-то в твоей жизни, то дай им уйти. Потому что в твою жизнь придут те, для кого твоё истинное Я будет достаточно привлекательным.... Нил Доналд Уолш.
Если идти по чужим следам - твоих следов не будет видно
Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: "Что-то не то происходит" или: "Она меня бросит" или: "Я уже раз обжёгся, а потому…" Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз. Рэй Брэдбери
Лучше быть странным и по-своему счастливым, чем прожить жизнь, как вялый овощ. Зак Галифианакис.
Что уходит, пусть уходит.
Что приходит, пусть приходит.
У тебя ничего нет и никогда не было, кроме самого себя.
Я встречал много людей, у которых не было одежды.
Но больше я встречал много одежд, внутри которых не было людей.
Будьте сами светом для себя.
Вам нужно только одно - быть естественным,
таким же естественным, как ваше дыхание.
Любите свою жизнь.
Не живите согласно каким-то заповедям.
Не живите согласно чужим идеям.
Не живите так, как от вас требуют люди.
Прислушивайтесь к своему собственному сердцу.
Станьте безмолвны, прислушайтесь к тихому, слабому голосу внутри вас и следуйте ему...
ОШО
Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими.
Восточная мудрость -
Если рядом никого нет, значит наступило время познакомиться с собой.
Побег от себя похож на побег от неба. Можно возвести стены, загородиться потолком, но оно как было над твоей головой, так там и останется. Точно так же в играх с собственной душой: можно вырастить любые иллюзии, разбить все зеркала, но твое лицо все равно останется прежним. Разве что появится на нем порез от шального осколка, да в глазах - туман побега от реальности. Как любим мы находить сложное в по сути своей простом. Бежать от себя, таская на усталых плечах свое жестоко и зло смеющееся отражение, искать хоть какой-нибудь путь, исходив все вдоль и поперек, и шагами своими проложив новую дорогу, обиженно молчать, когда до мира лишь пара слов, или бесконечно и пусто говорить, когда так ценно молчание. И взвесив все за и против, я включаю на полную громкость музыку своей души и выбираю жизнь на грани танца. И пусть завтра я наделаю кучу ошибок, безбожно нагрешу, пусть сердце вздрогнет от ужаса и восторга, пусть любовь жадно зарычит в хищном прыжке, пусть печаль взбунтуется ураганным ветром в лицо... Но над головой моей будет то небо, от которого я не хочу бежать.
Аль Квотион
Слушая мнение других людей о тебе, ты сможешь узнать лишь то, кем являются эти люди, но не то, кем являешься ты сам.
Но если хочешь узнать себя, попробуй рассказать о других, и будь уверен: все, что ты видишь в людях - есть отражение твоей истинной сущности.
Все мы должны предоставить каждому, кто нас окружает, возможность оставаться самим собой. Мы не должны мешать людям шагать в такт собственной музыке, мы должны позволить им не бояться быть с нами, оставаясь самими собой. Это и есть безусловная любовь — талант поощрять и поддерживать любовь, страсти и мечты другого человека, даже если сам ты их не разделяешь.
Робин Шарма
Ты все знаешь. Ты всегда все знал. Но ты пройдешь полмира. Прочтешь сотни книг. Сменишь десятки учителей. И только тогда поймешь, что никуда ходить не надо, что все книги об одном и учитель тоже один и Он внутри тебя...
Ты должен сам изменить в себе то, что хочешь увидеть в изменившемся мире.
Вы можете потратить вечность в поисках истины и любви, понимания и доброты, умоляя Бога и людей помочь вам, и всё впустую. Вы должны начать с себя. Это неумолимый закон. Вы не можете изменить отражение, не изменив лица.
Нисаргадатта Махарадж
Представьте такую картину: пациент приходит к врачу и жалуется на боль. А доктор ему отвечает: «Хорошо, я все понял. Знаете, что я сделаю? Я выпишу лекарства вашему соседу». «Благодарю вас, - радуется больной, - как раз это меня и вылечит». Абсурд? Но мы все ведем себя именно так. Спящему всегда кажется, что его жизнь значительно облегчится, если окружающие изменятся в ту или иную сторону. Вы страдаете только потому, что спите; и все же вы думаете: «Как было бы здорово, если бы вот тот человек стал другим, если бы мой сосед, начальник, жена вдруг изменились».
Нам хочется, чтобы люди вокруг нас изменились, — вот тогда, мол, у нас все наладится. Но думали ли вы о том, какую пользу принесли бы вам перемены в характере мужа или жены? Вы-то останетесь таким же ранимым, как раньше, — и таким же идиотом; вы продолжаете спать. Если кому-то и следует измениться, то в первую очередь вам. И лечиться нужно тоже вам. Со мной все хорошо, потому что с миром все в порядке, — утверждаете вы. Ошибаетесь! С миром все в порядке, потому что все хорошо со мной. Так говорят посвященные.
Энтони де Мелло
Исправишь недостатки и станешь как все. Усилишь достоинства - будешь уникальным.
Эккарт фон Хиршхаузен "Карусель счастья"
Заведите себе собственное мнение. Оно тяжело в уходе, требовательно, но это того стоит.
Помните: если будете делать то, что хотите сами, как минимум, один человек останется совершенно довольным!
Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой.
Весь мир внутри человека - снаружи только его отражение.
Ничто так не приводит к быстрой деградации, как чрезмерное стремление к совершенству..
Мы нередко сталкиваемся с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает «быть не самим собой, быть другим». Карл Роджерс
Мы в буквальном смысле боимся самих себя — тех, кто мы есть на самом деле. Мы боимся собственного света, боимся собственного великолепия, боимся собственного высшего потенциала. Мы боимся встать, распрямиться в полный рост и позволить своему внутреннему свету освещать весь мир. Ибо величайший дар всегда сопряжён и с величайшей ответственностью. Мне кажется, что большинство людей не желают видеть свои таланты, потому что не хотят брать на себя ответственность — ответственность жить бесстрашной жизнью и менять этот мир. И из-за этого предают своё величие. Робин Шарма
Роза встречает свою сущность в лилии, а лилия - в розе, но они также знают и почитают свою собственную уникальность и незаменимость, свой временный расцвет во времени и пространстве. Будьте сутью, и любите своё цветение. Любите свой вкус, свой неповторимый колорит, свой особый танец, который не может быть воспроизведен другими. Никогда не чувствуйте себя выше или ниже другого цветения, не ищите уничтожения своего расцвета. Выковывая собственный путь к свету, никогда не ищите виноватых, если другие начинают цвести пышнее. Цветение - восхитительный, не контролируемый процесс. Джефф Фостер
Ты знаешь гораздо больше, чем тебе кажется, но ты почему-то не доверяешь своему внутреннему знанию.
Ошибка, которую допускало девяносто девять процентов человечества, заключалась... в том, что люди стыдились быть собой и лгали, выдавая себя за других.
Все мы уникальны. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь — эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу.
Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек — тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь Мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно. Ошо
Единственное, что вам нужно знать, — это то, кем вы являетесь на самом деле. И это все. Все остальное будет происходить само по себе. Встреча с самим собой принадлежит к самым удивительным.
К. Р. Роджерс «БЫТЬ ТЕМ, КТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ». Точка зрения тераписта на цели человека
Прочь от Фасадов
Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверенностью и страхом двигаться прочь от «Я», которым он на самом делене является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда движется, он уходит от чего-то, начиная определять, что онесть, хотя бы в виде отрицания.
Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед другими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит в своей ранней беседе: «Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это… Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бедовый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже… Если вы знаете меня, как я знаю себя… (Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу сотрудничать, вот что… Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне».
Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления самим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а именно, к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.
Прочь от «должен»
Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Некоторые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя понятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я думаю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения… Мне так хотелось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требования и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконечные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле яне хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такойнужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о тебе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить коврик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы коврик у дверей».
Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к которому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утверждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, котороедолжно быть покорным.
Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного молодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именнодолжен был стыдиться себя… Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя… Если ты - кто-то, кого очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-нибудь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют…
Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из прежней точки зрения… Как будто я убежден, что кто-то сказал: «Ты должен жить,стыдясь себя, - пустьбудет так!» И я долго соглашался с этим и говорил: «Да, это я!» А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: «Мне безразлично,что вы говорите. Яне собираюсь стыдиться себя»». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.
Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, чтобы он приобрел качества «человека организации». То есть человеку следует быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от «острых углов», научившись ладить с такими же людьми без «острых углов».
В недавно законченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб так обобщает свои данные: «Основное воздействие высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключается в социализации индивида, в оттачивании, полировке и придании такой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американских колледжей».
Выступая против этого прессинга, цель которого - развитие конформности, я нахожу, что, когда клиенты свободны быть такими, какими они хотят, они обычно подвергают сомнению и осуждают это стремление организации, колледжа или культуры «отливать» их в какую-либо форму. Один из моих клиентов говорит с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом делевообще не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собойгораздо большее». Итак, он, как и другие, старается уйти от этого - быть тем, кем их хотят видеть другие.
Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего состояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, оглядываясь назад на процесс, через который он прошел: «Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, чтохотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мнению других людей, ядолжен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, чтодолжен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому, что это могло заставить людей любить меня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвестным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: «Будь веренсамому себе»» 1 .
Итак, можно сказать, что каким-то негативным образом клиенты определяют свою цель, свое намерение, открывая в свободе и безопасности понимающих отношений некоторые из тех направлений, куда они не хотят идти. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от самих себя или даже от некоторых значимых для них людей. Они не хотят быть теми, кем им «следует» быть, независимо от того, поставлен ли этот императив родителями или культурой, определяется ли он положительно или отрицательно. Они не хотят отливать себя и свое поведение в форму, которая была бы просто приятной для других. Иными словами, они не выбирают ничего, что было бы фальшиво, возложено на них, определено вне их. Они понимают, что такие намерения или цели ничего не стоят, даже если они следовали бы им всю свою жизнь до настоящего момента.
К управлению своей жизнью и поведением
Но с какими положительными качествами связан опыт этих клиентов? Я постараюсь описать многие направления, в которых они движутся.
Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независимыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой достаточно показано в ранее приведенных примерах.
Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты двигались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверенности в себе.
И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда делает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты находят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как говорил один клиент: «Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила». Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.
Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчивостью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каждый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.
Один клиент говорит: «Конечно, все изменяется, парень, если я даже больше не могу предсказать свое поведение здесь. Раньше я мог это делать. А сейчас не знаю, что скажу в следующем предложении. Ну и это ощущение, парень… Я просто удивляюсь, что даже сказал это… Каждый раз я вижу что-то новое. Это - приключение, вот что это - это поход в незнаемое… Сейчас мне это начинает нравиться, меня это радует, даже то, старое, плохое». Он начинает ценить себя как текущий процесс - сначала во время психотерапии, но позже он обнаружит, что это происходит также и в его жизни. Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: «Существующий человек постоянно находится в процессе становления… и его мышление действует на языке процесса… У [него]… это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто «движет водами языка» каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившегося» 1 . Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.
К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.
Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент.
К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как «зависимого маленького мальчика»: «Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!» Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего «Я», то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.
Другой молодой человек, с очень трудным случаем заикания, к концу курса психотерапии позволяет себе открыть некоторые свои глубоко спрятанные чувства. Он говорит: «Парень, это была ужасная борьба. Я никогда этого не понимал. Думаю, было слишком больно дойти до этого. Я хочу сказать, я только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль… Былоужасно разговаривать. Я хочу сказать, я и хотел говорить, и не хотел… Я чувствую… я думаю… знаю… это просто обычное напряжение… ужасное напряжение… стресс - вот это слово! Я только теперь, после стольких лет его действия, начинаю егочувствовать… это ужасно. Сейчас я едва могу вздохнуть, меня все душит внутри, там все сжато… Я просто чувствую себя раздавленным.(Начинает плакать.) Я никогда этого не осознавал, я никогда не знал этого» 1 . Сейчас, когда он может позволить себе испытывать свои чувства, он обнаруживает, что они менее страшны, и он будет в состоянии жить рядом со своими собственными переживаниями.
Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: «Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это». Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я часто понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.
Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: «Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непостредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций».
Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: «Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть».
К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт, он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: «Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые… Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуали-зующийся человек смотрит на природу человека в себе и других» 3 . Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.
К вере в свое «Я»
Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко 4 , посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что «хорошие художники так не пишут». Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: «Хорошие художники так не пишут, ноя пишу так». Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что «хорошие писатели так не пишут». Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейнпроявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, умать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.
Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне и реальноявляется. Он движется от того, чем он не является, от фасада. Он не старается быть чем-то большим, чем он есть на самом деле, что повлекло бы за собой чувство незащищенности или напыщенные защитные реакции. Он не старается и быть меньше того, чем он является, что вызвало бы чувство вины или самоуничижения. Все в большей мере прислушиваясь к глубоко запрятанным тайникам своего физиологического и эмоционального бытия, он обнаруживает, что все с большей правильностью и глубиной все более хочет быть тем «Я», которым он и является на самом деле. Один клиент, когда он начинает чувствовать, куда идет, с недоверием и удивлением спрашивает себя в одной из бесед: «Вы хотите сказать, что, если бы я был действительно тем, кем я хотел бы быть, это было бы хорошо?» Дальнейший его собственный опыт, а также опыт других клиентов ведет к положительному ответу. Быть тем, кто он есть на самом деле, - вот жизненный путь, который клиент, оказывается, ценит наиболее высоко, когда свободен двигаться в любом направлении. Это не означает просто интеллектуальный выбор какой-то ценности. Лучше всего это можно описать как нащупывающее, пробующее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, кем он хочет быть.
НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1
В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту реакцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.
В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой студент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для преподавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном климате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значительное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление долгими аплодисментами аудитории.
По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я говорил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самыми современными философами, но которая была великолепно выражена более 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .
1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 211-232.
2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного» естественного и всеоб щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)
Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187
Вопросы
«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый человек, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые давались ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, которые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вариантах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.
НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1
В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту реакцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.
В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой студент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для преподавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном климате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значительное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление долгими аплодисментами аудитории.
По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я говорил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самыми современными философами, но которая была великолепно выражена более 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .
1 Роджерс К.
Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*,
«Универс», 1994. С. 211-232.
2 Лао-цзы
- автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) -
канонического сочинения даосизма. Дао
- путь, закон извечного» естественного и всеоб
щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении
принципа следования дао
возможно бездействие,
приводящее, однако, к полной свободе,
счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие,
противоречащее дао,
означает пустую
трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)
Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187
Вопросы
«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый человек, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые давались ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, которые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вариантах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.
НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1
В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту реакцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.
В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой студент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для преподавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном климате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значительное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление долгими аплодисментами аудитории.
По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я говорил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самыми современными философами, но которая была великолепно выражена более 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .
"Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. С. 211-232.
2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (IV-III вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного, естественного и всеобщего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)
Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187
Вопросы
«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый человек, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые давались ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, которые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вариантах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает
Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к
В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучени
Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спутнику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни
Бестактность
(1) Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)
Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенн
Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1
Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению личности: литературный и психологический.
Ни один из
Трусость
(1) Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат
В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1
Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и
Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем,
Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые методы, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают
Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это бихевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка
Формы сотрудничества научной
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1
Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада
При опытах с маятником най- гггггг ггггггггг
ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же
изоляцию простых элементов, Рис 4
какая была нужна для измерения объема внимания в области ч
Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ
Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данными к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс
Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные существующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с другими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про
Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области
Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный
Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,
Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1
В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн
Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1
С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс
Ментализм против бихевиоризма
Менталист - это тот, кто признает, что «психика» является, по существу, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события
Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул-реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-видимому, представляет себе в относительно непосредственных физичес
Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, которые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то
Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особенности, мы должны четко уяснить, каковы они.
Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установленный факт, что пове
Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терминах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п
Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характеристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Начнем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-
Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл
Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1
Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах
На латентное научение
_а
Пища
Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико
Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп
Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам известно теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес
Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d"hote"oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност
Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, отвечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли
Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ними моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот
Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается
Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего состояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о
Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и
К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о
К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком
К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн
Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч
Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, - значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоянным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти
Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, неконтролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп
Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М
В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1
Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес
Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осущес
Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и
Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,
Сущность существования
Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что истинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове
Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном
Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти.
Мимолетность нашего существования, несомн
Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве
Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т
Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказываемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие критерии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с
Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объективно значимые нормативные принципы?
Одна из школ г
Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось - с тех пор прошло еще немного времени - вот что]: что я есмь человек, ничем не отличающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п
Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пут
С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1
Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя
Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности
Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность у
Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост
Природы и культуры
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаментальных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема определения человека как предмета изучения. Следует признать, что содер
Общее представление о развитии личности
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л
А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1
Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, - это вопрос о первоначальной, исходной форме психического. По этому
Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су
Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии.
Один из них - это вопрос об объективных признаках психики.
Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у организма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляются
Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует относительная роль в их поведении врожденного и приобретенного.
Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи
А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1
Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т
А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1
Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она
А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1
Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.
А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1
Что же представляет собой та специфически человеческая деятельность, которая называется трудом?
Труд - это процесс, св
В.В.Петухов
[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1
Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личности «обернем» различие природы и культуры в присво
Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем
Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою
Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внимания, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн
А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1
1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих
Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за словами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,
Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности
всем протяжении детск
Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального.
Развитие
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1
Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд
А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1
На протяжении своей истории человечество развило величайшие духовные силы и способности. Тысячел
А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1
Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю
Внешней и внутренней
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Старая психология имела дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движен
О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж
Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необходимост
В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с
Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у
Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае
Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворен
Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц
Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости
Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1
В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно вступает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос
Трудового действия: феномен
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1
Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения человеком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема
Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1
Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег
А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1
Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.
В явлениях сознания мы обнаруживаем преж
Психических процессов
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на части, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристотелю, «способности души», называют сегодня психическими,
Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же картину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ
Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-гипотез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно незнакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк
Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1
Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, возникающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит
T А 1 Б Ч
Рис. 1
А - без переворачивающих очков; Б - с переворачивающими очками. Ось абсцисс- камера опытов; ось ординат - время, с
тов на зрительно-моторные коор
Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1
Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?
Установка в восприятии
(Резюме)1
Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы
Восприятии движения
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1
Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад