Что такое Убеждение? Значение и толкование слова ubezhdenie, определение термина

1) Убеждение - " Убеждение " в смысле, в котором я хочу употреблять это слово, означает такое состояние разума, или тела, или того и другого, когда животное действует по отношению к чему-то не присутствующему чувственно. Когда я направляюсь на станцию, ожидая найти там поезд, мое действие выражает убеждение. Поэтому я предлагаю рассматривать убеждение как нечто такое, что может быть доинтеллектуальным и может проявляться в поведении животных. Я склонен думать, что в некоторых случаях "убеждением" можно назвать чисто телесное состояние. Например, когда вы входите в вашу комнату в темноте и кто-то оставил стул в необычном месте, вы можете натолкнуться на него, так как ваше тело убеждено, что стула там нет. Но для наших целей не так важно различать роль разума и тела в убеждении. Убеждение - в моем понимании этого термина - это некое состояние тела, или разума, или того и другого. Для того, чтобы избежать многословия, я буду называть убеждение состоянием организма, оставляя в стороне различие между телесными и ментальными факторами. Однако вера в какое-либо мнение, как не устают повторять нам современные психологи, редко определяется рациональными мотивами, и то же самое справедливо и в отношении неверия, хотя скептики часто упускают из виду этот факт. Факт широкой распространенности какого-либо мнения никоим образом не свидетельствует об его полной абсурдности; правда, если принять во внимание глупость большей части человечества, гораздо вероятнее, что широко распространенное убеждение окажется нелепым, чем разумным. Мы можем закончить наш предварительный список понятием "убеждения". Я имею в виду такое состояние сознания, которое может быть либо истинным, либо ложным. Мы говорим, что человек "сознает, что выглядит дураком", имея в виду, что он убежден, что выглядит дураком и при этом не ошибается. Но есть еще один момент, который необходимо подчеркнуть. Убеждение в том, что нечто является желательным, часто обнаруживает тенденцию вызывать то самое желание, в которое верят. Именно этот факт так усложняет воздействие "сознания" на желание.

2) Убеждение - форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды

3) Убеждение - - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать. У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними. У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их изменение влечет за собой изменение его поведения. Среди многих наук, изучающих У. (психология, логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии аргументации теория. Она исследует способы обоснования и опровержения У., зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д. Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений. П Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Rescher N. Plausible Reasoning. Amsterdam, 1976; Eemeren F. van, Grootendorst R., Kruger T. Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht, 1987.

4) Убеждение - (моральное): 1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т. п.), к-рым он считает для себя обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, У. принимают форму мотивов, к-рыми он руководствуется в своей деятельности. У. складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной об-вом духовной культуры, накопления личного практического опыта, к-рый позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения. Процесс формирования У. представляет собой одну из сторон процесса нравственного воспитания личности, к-рый имеет сложный, многосторонний и противоречивый характер (Человек и общество. Всестороннее, целостное развитие личности, Трудовое воспитание). В социалистическом об-ве он имеет свои особенности (Коммунистическое воспитание). 2. Передача нравственных представлений от одного человека к др., от об-ва к отдельным его членам, осуществляемая гл. обр. путем разъяснения. У.-осн. метод коммунистического воспитания, к-рое требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает мн. разнообразные формы, пропаганду марксистско-ленинского учения об об-ве, разъяснение практических задач коммунистического строительства, обоснование идей коммунистической нравственности, воспитание масс на конкретных примерах из жизни социалистического об-ва, деятельности различных коллективов и отдельных людей, оценку общественным мнением различных явлений, поступков, критику и самокритику.

Последнее обновление: 23/05/2014

Что первым делом приходит Вам на ум, когда Вы думаете об убеждении? Кто-то вспоминает рекламу, кто-то - предвыборную кампанию политика. Убеждение - мощная сила в повседневной жизни, да и на общество в целом оно оказывает большое влияние. Политика, новости и реклама влияют на наши решения и на наш выбор.
Иногда мы хотели бы верить в то, что застрахованы от убеждения. Что мы, естественно, способны где угодно разглядеть коммерческую составляющую, найти подлинный смысл ситуации и прийти к правильным выводам самостоятельно. В некоторых случаях так оно и есть, но убеждение не всегда столь явно, как в случае с назойливым продавцом или телевизионной рекламой. Убеждение может быть незаметным, и то, как мы реагируем на него, может зависеть от целого ряда факторов.
Кстати, убеждение может быть использовано не только в корыстных целях, но и в качестве позитивной силы. Примером тому служит социальная реклама, призывающая людей к переработке мусора или отказу от курения.

Что такое убеждение?

По словам Ричарда М. Перлоффа (2003), убеждение можно определить как «…символический процесс, в котором участники коммуникации пытаются склонить друг друга к смене своего отношения или поведения в отношении конкретного вопроса посредством передачи сообщений в атмосфере свободного выбора». Ключевые элементы этого определения заключаются в том, что согласно ему:

  • убеждение символично, оно использует слова, изображения, звуки и т.д.;
  • оно включает в себя сознательную попытку влияния на других;
  • самоубеждение является ключевым фактором; людей не принуждают, они свободны в своём выборе;
  • передача убедительных сообщений может происходить в различных формах - через телевидение, радио, Интернет или при личной беседе.

Чем особенно убеждение сегодня?

Несмотря на то, что наука и искусство убеждения интересовали ещё древних греков, между тем, как убеждение происходит сегодня, и тем, как это делалось в прошлом, есть существенные различия.
В своей книге «Динамика убеждения: общение и отношение в XXI веке», Ричард М. Перлофф излагает пять основных отличий современного процесса убеждения:

  • Количество сообщений выросло в несколько раз . Задумайтесь на минуту о том, сколько объявлений Вы встречаете ежедневно. По данным различных исследований, среднестатистический американец воспринимает в день от 300 до более чем 3000 рекламных сообщений.
  • Коммуникация, целью своей имеющая убеждение, стала распространяться гораздо быстрее . Телевидение, радио и Интернет помогают распространить подобные сообщения очень быстро.
  • Убеждение это большой бизнес . Помимо компаний, которые находятся в сфере бизнеса исключительно для убеждения (например, рекламных агентств, маркетинговых фирм или занимающихся связями с общественностью компаний), от убеждения зависят и компании, которые стремятся продавать свои товары и услуги.
  • Современное убеждение носит гораздо более тонкий характер . Конечно, есть много объявлений, использующих очевидные стратегии убеждения, но большинство сообщений всё же гораздо незаметней. Например, предприятия иногда тщательно прорабатывают конкретный образ, предназначая его для призыва купить продукты или услуги - намекая, что таким образом потребители смогут достичь такого образа жизни.
  • Убеждение носит и более сложный характер . Потребители разнообразны и имеют более широкий спектр вкусов и мнений, поэтому маркетологи должны проявлять больше смекалки, когда дело доходит до выбора средств и сообщений убеждения.

Описанием причин того, почему нечто столь простое, как убеждение, обладает такой силой, можно было бы заполнить целые тома. Так что эта книга служит только началом. В предыдущем разделе мы описывали убеждение как нечто большее, чем просто вера, не нуждающаяся в фактах. Более того, убежден ие - это не согласие и не компромисс, а нечто выше их. С позиции тех целей, которые ставит перед собой эта книга, давайте определим убеждение как переживание, происходящее и в нашем уме, и в нашем теле. Если уж быть более точным, можно сказать, что убеждение - это приятие того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение-код № 13: Убеждение можно определить как уверенность, даваемую приятием того, что мы считаем верным на уровне ума, вкупе с тем, что мы ощущаемым верным на уровне сердца.

Убеждение - это универсальное переживание, которое мы можем понять, разделить и развить до уровня мощного агента изменений. В основании характеристики того, что такое убеждение и как можно использовать свои убеждения в качестве эффективной внутренней технологии, лежат следующие моменты.

* Убеждение - это язык. Но не любой язык. И древние традиции, и современная наука определяют убеждение как ключ к тому самому «веществу», из которого сформирована наша Вселенная. Без всяких слов или внешнего выражения кажущееся беспомощным переживание, определяемое нами как «убеждение», есть тот язык, который соприкасается с квантовым веществом наших тел в нашем же мире. Перед лицом наших глубочайших убеждений известные сегодня ограничения биологии, физики, времени и пространства становятся достоянием прошлого.

* Убеждение - это личное переживание. Все в чем-нибудь да убеждены, и у всех есть убеждения. Но каждый относится к убеждению или переживает его по-разному. В царстве убеждений нет верных или неверных путей, как и нет предписаний, что нам должно, а что не должно. Здесь нет древних секретных поз, которые должно принимать нашетело, и нет священных знаков, которые нужно создавать пальцами рук. Если бы таковые были, то силой убеждений обладали бы лишь немногие - те, кто полностью бы владел своим телом. Убеждение есть нечто большее, нежели мы представляем или мыслим. Оно больше того, об истинности чего вам говорят книги, ритуалы или исследования, проводимые другими людьми. Убеждение - это наше приятие того, чтм мы видели, пережили и знаем о самих себе.

* Убеждение - это персональная сила. Убеждения! таят в себе всю силу, которая нам нужна для прове-1 дения в жизнь выбранных перемен: силу передавать целительные команды своей иммунной системе, ! стволовым клеткам и ДНК; силу положить конец! насилию в наших домах и обществах или даже в це-1 лых географических регионах; силу исцелять свои | глубочайшие душевные раны, наполнять собственную жизнь величайшей радостью и в буквальном смысле создавать повседневную Реальность с большой буквы. В виде убеждений нам дана в дар самая мощная сила во Вселенной - сила изменять свою жизнь, свое тело и свой мир путем выбора.

Чтобы постичь силу убеждений, нам необходимо понять сами убеждения на уровне азов: как именно они формируются и где пребывают внутри нас. Поскольку убеждения тесно связаны с чувствами, они подпадают под их особую категорию, несколько отличающуюся от категории простых чувств, вроде гнева или радости. Когда мы выявим это тонкое, но тем не менее кардинальное различие, то поймем, как можно сменить свои убеждения, если они нам больше без надобности.

"Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение.
Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может
что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в
невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в
обратном. Такие убеждения, как "Уже слишком поздно", "Ничего не
поделаешь, здесь я бессилен", "Я —- жертва обстоятельств ", "Раз уж на
мою долю выпало, никуда не денешься" —- часто могут являться камнем
преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать
весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной
компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно
самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в
значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть
убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим —- убеждения,
сдерживающие движение вперед."

Роберт Дилтс. "Изменение убеждений с помощью ".

Убеждения, как они есть.

На мой взгляд, наиболее авторитетным специалистом по работе с убеждениями является Роберт Дилтс. Он определяет убеждения как "Убеждение - это обобщение какого-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта ".

Но это убеждение все-таки достаточно строгое и научное. Я бы попробовал определить убеждения немного по-другому.

У человека есть его собственное представление о мире, его карта . Убеждения - это скелет его карты, вокруг которого она строится. Убеждения же в наибольшей мере определяют внутренний мир человека. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего. Если вы читаете эту статью, у вас должно существовать убеждение, которое бы поддерживало это ваше стремление. Например, что "понимать себя важно " или "нужно же хоть чем-то занять время ".

Структура убеждений.

Убеждения могут быть выражены при помощи развернутого предложения, и их можно привести к приблизительно такому виду:

X = Y (X соответствует Y) или X => Y (Из X следует Y)

  1. Если у человека в жизни есть Любовь, то он Прожил ее не Зря.
    (Любовь = Прожил не Зря).
  2. Если стараться, то можно достигнуть в жизни Счастья
    (Стараться => Счастье)
  3. Если у меня будет Хорошая Работа, то я смогу выбраться из трудной ситуации
    (Хорошая Работа => выбраться из трудной ситуации).
  4. Если я была бы достаточно интересной, то я нашла бы себе Любимого Мужа.
    (Быть интересной => найти Любимого Мужа).

Еще примеры:

  1. Я - Интересный Человек.
  2. Женатый человек несвободен.
  3. Любовь - это хорошо.
  4. Если я все сделаю хорошо - то это означает, что я талантлив.
  5. Если я буду много работать, то стану богатым человеком.

Внутреннее представление.

Сами убеждения внутри человека чаще всего представлены не словами, а чувствами, образами которые несут это значение. Попытка же сформулировать убеждение - это просто подбор наиболее подходящих слов. И когда вы убеждение пытаетесь сформулировать, может возникнуть проблема с точностью передачи. Очень похожие фразы могут описывать достаточно разные убеждения.

Я могу изменяться.

Я могу изменять.

Эти два убеждения достаточно похожи по звучанию, но сильно отличаются по смыслу.

Типы убеждений.

Роберт Дилтс предлагает разбить убеждения на три типа:

  1. Убеждения о возможностях.

То есть убеждения о том, что человек может, а что нет:

  • Я совершенно не способен быстро думать.
  • Для того чтобы выспаться, мне хватает 4-5 часов в сутки.
  • Ну не могу же я бросить семью.
  • Убеждения о личностном своеобразии.
  • Кто я такой, что из собой представляю (то же самое и о других людях)

    • Я вполне компетентный специалист!
    • Таким как я всегда не везет.
    • Иван Петрович - неудачник.
  • Убеждение о значении (соответствии).
    • Если ревнует - значит любит.
    • Красивым нет в жизни счастья.
    • Если руки есть - значит семью прокормит.
  • Зачем знать об убеждениях.

    Если это касается других людей - убеждения помогают нам понять, что собственно этому другому человеку надо, почему он так реагирует и какова причина его действий. Так же, при желании (как собственном, так и "клиента") можно попробовать эти убеждения изменить.

    Для себя знание собственных убеждений (и способ их менять) представляет прекрасный инструмент организации себя нужным способом и избавления от собственных ограничений.

    По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru


    Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
    Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

    Концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У., это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное . Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее должно существовать.
    У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу . Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный », и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.
    У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их влечет за собой изменение его поведения.
    Среди многих наук, изучающих У. (психология , логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии . Она исследует способы обоснования и опровержения У., этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д.
    Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на или вкус, на причинную или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    УБЕЖДЕНИЕ

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "УБЕЖДЕНИЕ" в других словарях:

      УБЕДИТЬ, УБЕЖДЕНИЕ Старославянизмам принадлежит главное место в системе о твлеченной лексики русского литературного языка. Все основные понятия, относящиеся к интеллектуальной сфере, выражаются словами старославянского происхождения, например,… … История слов

      См. вера вынести убеждение, получить убеждение, прийти к убеждению... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. убеждение уговаривание, уверение, заверение, увещание, уговоры; вера; … Словарь синонимов

      Убеждение - Убеждение ♦ Croyance Значит меньше, чем знание, и меньше, чем вера, и охватывает то и другое. Быть убежденным в чем то значит верить в истинность этого, не имея к тому абсолютно никаких доказательств. Например, я убежден, что завтра будет… … Философский словарь Спонвиля

      Убеждение элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная)… … Википедия

      убеждение - УБЕЖДЕНИЕ понятие, имеющее три основных значения. 1. Мировоззренческий принцип индивида политический, этический, религиозный, философский, в правильность которого он верит и на основе которого действует. У, говорит К. Маркс, это узы,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      убеждение - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в… … Большая психологическая энциклопедия

      Приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим … Словарь терминов антикризисного управления

      УБЕЖДЕНИЕ, убеждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. убедить убеждать. Слова убеждения. Действовать путем убеждения. Легко поддаваться убеждению. 2. только ед. Состояние по гл. убедиться убеждаться. Я остался в полном убеждении, что это… … Толковый словарь Ушакова

      УБЕЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. убедить, ся. 2. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что н., точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Англ. belief/conviction/persuasion; нем. Uberzeugung. 1. Твердая уверенность в ч. л., основанная на определенной идее, мировоззрении. 2. Форма поддержания общественной дисциплины 3. Процесс передачи моральных представлений индивиду или… … Энциклопедия социологии