Основные труды: «Сунь вэнь сюэ шо» («Записки о китайской революции: программа строительства государства») (1918); «Саньмин чжуи» («Три народных принципа») (1924); «Цзянь го дадун» («Основы национального возрождения») (1924).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Три народных принципа: национализм, народовластие, народное благосостояние.

Для установления народовластия необходимо равенство.

Равенство не означает, что все люди рождаются одинаковыми - главное, чтобы всем был предоставлен равный шанс на развитие своих способностей.

В идеальном демократическом государстве пять ветвей власти: исполнительная, законодательная, судебная, селективная и контрольная.

В Китае должна быть проведена экономическая реформа: перераспределение земельной собственности под лозунгом «Земля - крестьянам».

Нужно прийти к новой концепции действия, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Только новое отношение к практике способно революционизировать Китай.

Улица Сун Ян-сена находится во Фрунзенском районе и расположена от ул. Гагарина до ул. Первомайской.

23 марта 1925 г. на пленуме Владимирского городского Совета рассматривался вопрос о переименовании улиц. Вторую Никольскую решено было назвать улицей Сун Ят-сена, в память о китайском революционере-демократе, умершем 12 марта 1925 г. В. И. Ленин высоко оценил деятельность Сун Ят-сена. Он называл его «…революцио-нером-демократом, полным благородства и героизма». Но в то же время указывал на утопизм планов китайского товарища избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями русских народников.

Победа Октябрьской революции в России оказала на лидера освободительного движения в Китае огромное влияние. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал глубокое восхищение борьбой революционных масс России, высказывал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Более 30 лет бывший сын крестьянина Сун Ят-сен отдал революционной борьбе.

Улица, названная именем китайского революционера, небольшая. До революции была и того меньше, так как располагалась от Девической улицы (ныне Красномилицейской) до Никитской (теперь Первомайской). Здесь значилось 14 домов.

Часть улицы Сун Ят-сена, от ул. Гагарина до ул. Красномилицейской, относилась к Торговой площади города. На правой ее стороне находилось 7 каменных зданий, построенных в XIX в. богатыми купцами. На левой стороне располагались каменные постройки: торговый корпус,

выстроенный купцом Муравкиным, ряды мясных лавок, один деревянный дом, где размещалась таможня. Замыкал левый ряд Торговой площади фонтан, предназначенный для разбора воды и открытый 11 сентября 1866 г. при вступлении в действие городского водопровода.

Бывшая 2-я Никольская улица и правая сторона Торговой площади остались почти без изменения. Те же добротные каменные и полукаменные особняки, те же четыре деревянных дома. Нет только городского рынка, он переместился на ул. Батурина. Где прежде был рынок, расположился Комсомольский сквер. В нем в любое время года можно видеть молодежь: это ученики среднего профессионально-технического училища № 15, которое находится рядом со сквером (Сун Ят-сена, 2). Училище возникло в 1945 г., называлось тогда художественно-ремесленным. Только что закончилась война. Сотни памятников истории и культуры были разрушены и сожжены. Для возрождения их нужны были реставраторы. В стране начали открываться учебные заведения, которые должны были готовить такие кадры.

По решению горисполкома для училища отвели здание бывшей автошколы. Учащиеся первого набора художественного училища вспоминают о том, как выглядело оно: прокопченные своды, свалки негодных автомобильных частей, пятна масла, запах бензина и пыли. Но юношам и девушкам энтузиазма было не занимать. После занятий чистили, белили, мыли, красили мастерские и классы.

Не хватало для занятий книг по истории архитектуры, рисунка, инструментов, ценных пород дерева для резьбы. На помощь приходили болеющие душой за училище люди. Так, знаменитый суздальский резчик по дереву Ф. В. Курен-ков подарил ребятам свой инструмент, главное его богатство и достояние.

С каким упорством и рвением учащиеся слушали увлекательные лекции профессора Н. П. Сычева по истории искусства Владимиро-Суздальской Руси или решали сложные скульптурные композиции под руководством скульптора М. М. Сахарова.

За сорок лет художественное ремесленное училище, а позже - среднее профессионально-техническое училище №15 выпустило немало первоклассных специалистов. Его воспитанники участвовали в реставрации кремлевских соборов и храма Василия Блаженного, здания Музея истории архитектуры им. академика Щусева в Москве, памятников Владимира и Суздаля; выполняли лепные украшения в железнодорожном и морском вокзалах г. Сочи.

На Комсомольский сквер смотрят окна дома № 8 по ул. Сун Ят-сена. Это двухэтажное здание сохранило свой мемориальный облик. Оно связано с именами наших выдающихся земляков. В этом доме 16 июля 1900 г. родился Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974). С первых дней революции 1917 г. вчерашний гимназист Тихонравов встал в ряды борцов за Советскую власть. В марте 1919 г. ему был вручен Переславль-Залесским уездным комитетом РКСМ комсомольский билет под № 1. До ухода добровольцем на фронт Тихонравов работал пропагандистом-агита-тором уездного Совдепа.

В Красной Армии он обратил на себя внимание командования своим глубоким интересом к авиации. Его направили учиться в только что организованный (1920 г.) Институт инженеров Красного Воздушного флота, вскоре преобразованный в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. После окончания учебы (1925 Г.) Михаил Клавдиевич работает в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. В 1931 г. его переводят в ЦКБ руководителем группы моторного оборудования.

Узнав о создании ГИРД (группа изучения ракетного движения), он пришел туда со своими оригинальными идеями и проектами. Встретив понимание и поддержку

С. П. Королева, творческая дружба и тесное сотрудничество с которым продолжались всю жизнь, Тихонравов сформировал бригаду для разработки кислородно-керосинового ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) для ракетоплана.

17 августа 1933 г. была запущена первая ракета, спроектированная Михаилом Клавдиевичем. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники - современного ракетостроения. В предвоенные годы М. К. Тихонравов принимал участие в создании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании «катюши».

После войны под руководством С. П. Королева начались работы по созданию мощных жидкостных баллистических ракет. Тихонравов возглавил исследования, связанные с использованием ракет для целей космонавтики. Немалая заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник Земли, проложила дорогу в космос.

До последних дней Михаил Клавдиевич не прекращал преподавательской деятельности - готовил кадры для ракетно-космической техники. Заслуги М. К. Тихонравова перед Родиной велики. Они оценены по достоинству. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями и почетными знаками. Удостоен высоких званий лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда.

Признанием научных заслуг ученого было присуждение ему степеней и званий члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.

30 ноября 1904 г. в доме № 8 родился будущий знаменитый ученый, археолог, доктор исторических наук Н. Н. Воронин (1904-1975). Если М. К. Тихонравов (его двоюродный брат) посвятил себя изучению новых миров, то Николай Николаевич обратился к древнейшим временам. Познать культуру давно ушедших эпох в жизни народов нашей страны - также сложная задача.

Влечение к памятникам старины у Воронина возникло еще в юные годы. После окончания школы он работал во Владимирском историческом музее, где получил ясное представление о всех знаменитых памятниках древнего зодчества губернии. С 1920 по 1923 гг. он учился во Владимирском институте народного образования, а с 1926г. - в Ленинградском государственном университете.

Кандидатская диссертация Воронина «Очерки по истории русского зодчества XVI века» до сих пор считается ценнейшим пособием для историков древнерусского зодчества. А его труд «Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси XI-XIII веков» стал докторской диссертацией.

После возвращения с фронта Николай Николаевич проработал до конца своей жизни в Институте археологии АН СССР. В послевоенные годы исследовательская и творческая деятельность Воронина приобрела особенный размах. Им открыты, изучены, описаны десятки новых памятников древнего зодчества всего северо-востока нашей страны. Благодаря ему возрождены исчезнувшие с лица земли и забытые памятники древнего зодчества Твери, Старицы, Ростова, Ярославля, Коломны. Он как бы проникал в глубь веков и прозорливо угадывал облик древнейших памятников архитектуры. Церковь Покрова на Нерли заслуженно представлена ученым, нашим земляком, как шедевр мирового значения.

За участие в двухтомной «Истории культуры Древней Руси» Н. Н. Воронин был удостоен Государственной премии. За капитальный труд «Зодчество Северо-Восточной Руси

XII-XV вв.» ему присуждена Ленинская премия.

Хоть и маленькая улочка Сун Ят-сена, но есть на ней еще два интересных дома. Они связаны с именем известного советского поэта А. И. Безыменского (1898-1973) - одного из организаторов Владимирского Союза молодежи. В полукаменном двухэтажном доме № 16 жили родители Безыменского. Здесь он провел свои юношеские годы до отъезда в Москву в 1921 г. Родителям Александра Ильича принадлежал и большой деревянный флигель с семью окнами по фасаду (Сун Ят-сена, 16а), стоящий во дворе. Его сдавали внаймы.

После отъезда сына из Владимира родители продали двухэтажный дом, а сами переселились в деревянный одноэтажный флигель, где жили до конца своей жизни. Сюда временами к ним наезжал из Москвы их сын Александр, ставший известным советским поэтом. И позже, уже после смерти родителей, Александр Ильич приходил сюда. Эти дома навевали на него воспоминания о бурной юности. Сколько сил, энергии, задора было в парне, ставшем вожаком владимирской комсомолии! Успевал делать многое: и редактировать молодежную газету, и ездить с лекциями по уездам, и писать… Писать так, что распевали его стихи, как песни, владимирские синеблузники, к которым принадлежал и он сам. Горячее было время!

СУНЬ ЯТСЕН (1866–1925), основатель Гоминьдана. Родился 12 ноября 1866 недалеко от Кантона. По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань (Центральная Гора) – последнее является китайским аналогом его японского псевдонима Накаяма.

Учился в Гонолулу, в 1892 окончил медицинскую школу в Гонконге. Занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с деятельностью тайных политических обществ. В 1894 совершил поездку в Северный Китай, пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895 Сунь Ятсен предпринял попытку организации восстания в Кантоне. После его подавления эмигрировал в Японию, позднее перебрался в Лондон. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток. Некоторые из его восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого – Французский Индокитай. В 1905 в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал Объединенную лигу (Тунмэнхой).

В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена. Сунь Ятсен был избран президентом Китайской Республики, однако отказался от своего поста в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1913 провозгласил начало второй революции, но потерпел неудачу и бежал в Японию.

После смерти Юань Шикая в 1916 Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне. В 1922 перебрался в Шанхай, где встретился с советским дипломатом А.А.Иоффе. В 1923 получил поддержку России в создании Объединенного фронта. В соответствии с указаниями представителя Коминтерна М.М.Бородина Гоминьдан – политическое детище Сунь Ятсена – был реорганизован по принятому в компартиях принципу «демократического централизма», предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях.

В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его Трех народных принципов (Сан Минь Чжу И), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый – народное правление (часто переводимый как «национализм») – подчеркивал необходимость восстановления равенства Китая с западными державами и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип – народные полномочия (часто трактуемый как «демократия») – аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, неспособен сразу ею распоряжаться, к власти его должна подготовить национальная элита – Гоминьдан. Сунь предполагал дать народу четыре инструмента – выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Развивая третий принцип – народное жизненное достояние (что иногда переводится как «социализм»), – Сунь доказывал, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае.

В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в надежде провести переговоры с военными лидерами провинций, однако в ходе поездки серьезно заболел. Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

сун ят-сен

Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 12.III.1925), кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. . в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию , предпринявшую 25 окт. 1895 в (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в ; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).На протяжении 1895-1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась Синьхайская , вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. . , относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в . 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30-40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D"Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912-1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против , и империалистич. сил (В. И. Ленин, и в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966).В КНР в 1957 вышла книга Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, 1961-63).Соч. Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. Избр. произв., М., 1964.Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.С. Л. Тихвинский. .

Сунь Ятсен в 17 лет.

Преподавание в школе велось на английском языке . Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого . В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику , историю Великобритании , христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в (англ. Punahou School ). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг . Осенью 1883 года он поступает в (англ. Diocesan Boys" School ), а в начале 1884 года в (англ. Queen"s College, Hong Kong ) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году .

Во время учёбы в институте Сунь Ятсен знакомится с (англ. Yeung Hok-ling ), (англ. Chan Siu-bak ) и (англ. Yau Lit ), и друзья организуют группу (англ. Four Bandits ). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин , основанную маньчжурами . Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня , лидера тайпинского восстания 1850-1864 годов, узнаёт о тайном обществе (англ. Tiandihui ), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин . «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, - хуэйданов . «Власти опираются на закон, а народ - на хуэйданы» гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884-1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Поначалу Сунь Ятсен был склонен к той точке зрения, что изменения в стране можно осуществить с помощью либеральных реформ, а не революции. Хэ Ци, основатель медицинского института, где учился Сунь, Ван Тао , известный писатель, журналист, общественный деятель, Чжэн Гуальин и другие представители интеллигенции, с которыми он был знаком, пропагандировали реформаторское направление. Сунь Ятсен пишет , в котором излагает своё видение положения Китая и желаемых реформ. Меморандум выражает глубокую озабоченность молодого человека текущим положением своей родины. Желая для страны возрождения и международной роли на равных с ведущими державами, Сунь Ятсен делает попытки определить пути, которыми это можно достичь. Он предлагает ряд мер, которые могут, по его мнению, изменить ситуацию к лучшему. Среди них: развитие в стране транспорта, улучшение образования, государственные дотации в сельское хозяйство, поддержка отечественного промышленного комплекса и торговой сферы. Сравнивая положение Китая с тем, как обстоят дела у близкого соседа Японии, Сунь Ятсен выражает убежденность, что решительные меры согласно его плану могут преобразить страну менее чем за двадцать лет.

Свой меморандум Сунь Ятсен посвящает Ли Хунчжану , наместнику Чжили . Однако адресат был выбран крайне неудачно. Одиозный и корыстолюбивый Ли Хунчжан принадлежал к тем представителям государственного аппарата империи, которые олицетворяли всё худшее, против чего выступал Сунь Ятсен. Попытка встретиться с чиновником оканчивается неудачей, Сунь Ятсен сталкивается с продажностью и ретроградностью бюрократии, меморандум остаётся без ответа. Это отрезвляет молодого человека, он понимает, что пора переходить к более радикальным методам. «Обжёгшись на мирных средствах, мы стали определённее в наших идеях и требованиях и постепенно пришли к убеждению, что для успеха дела неизбежно прибегнуть к некоторой принудительности», - писал он в воспоминаниях.

Посмертно правительством Китая в 1940 году ему был присвоен титул «Отца нации ».

Политические взгляды [ | ]

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше своё учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Сунь Ятсена даже сравнивают с Конфуцием и Мэн-цзы . Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Память [ Управляющий Комитета военного правительства Националистического Китая