Икона «Отечество» - самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства Господа. Перед иконой молятся об искуплении всех, даже смертных, грехов.

Икона «Отечество» также известна как «Новозаветная Троица». На святыне изображен образ Господа в трех обличьях, символизирующий Его Триединство. Эта икона — основание всей христианской религии. К ней молятся о многом, но особую силу обретают молитвы о прощении грехов . Ведь все в руках Божьих, и лишь Он способен простить и понять прегрешения наши.

История иконы «Отечество»

Следует отметить, что данный святой образ имеет особый статус среди православных икон, так как заключает в себе человеческий облик Бога-Сына, Бога-Отца, а также Святого Духа в образе Голубя. Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, поэтому и зарождает противоречия. Как известно, в XVII веке Большой Московский Собор принял решение о запрете изображения Господа на иконах. Но, несмотря на это, лик Бога как в самостоятельной композиции, так и в составе других икон можно встретить практически в каждом православном храме России.

Пришел данный образ Бога-Отца из Византии. Там были обнаружены первые настенные росписи с человеческим обличьем Господа. Икона «Отечество» берет свое начало в XV веке и является одной из древнейших образов Всевышнего. В наши дни икона широко распространена среди православного народа и имеет большую популярность. Верующие приходят в храм, чтобы вознести свои молитвы перед иконой, изображающей Пресвятую Троицу в непривычном для православия обличьи.

Где находится икона

В настоящее время икона «Отечество» украшает практически каждый храм России. Наиболее известный и почитаемый образ находится в Суздальском районе, в селе Санино, в Свято-Никольском женском монастыре. Также не менее значимые по своей силе святыни хранятся в Нерехте, в церкви Николая Чудотворца, и в Тульской области, в городе Плавск — в Сергиевской Церкви.

Описание и значение иконы «Отечество»

Важно отметить, что данная икона заключает в себе глубокий смысл единения Отца и Сына. На святыне «Отечество» изображен Бог — Царь Небес, восседающий на престоле. Он снял с Себя длинное покрывало, расположенное на Его плечах, и опустил на колени. Оно символизирует некую материю, которая отделяет земную, телесную жизнь от духовной. В Его левой руке — рукописный свиток в развернутом виде, указывающий на христианское учение. Пальцы другой руки сложены в ораторском жесте, отождествляя Слово Божие. Смысл данного жеста заключается в истинном учении и просветлении, которое возможно обрести лишь через общение с Господом .

Иисус Христос, истинный Божий Сын, изображен сидящим на коленях у Отца, с точно таким же нимбом, как у Господа. Их соединенные посередине фигуры символизируют единство их разума и души. У Спасителя на коленях находится Голубь, олицетворяющий ангела. За ними — небесного цвета сфера, которая является воплощением двух миров: разума и духа, объединенных в одно нерушимое целое.

Икона «Отечество» — единственный образ, который наиболее глубоко передает связь между Отцом-Богом и Сыном-Богом, раскрывая их единение.

В чем помогает чудотворный образ

Перед иконой «Отечество» православные верующие молятся о прощении и отпущении грехов , просят о благословении. Часто христиане обращаются к божественному образу с просьбами наделить их силой, чтобы одолеть нечистые мысли, злые умыслы и дать отпор дьявольскому плену.

Икона является олицетворением Троицы и самого Господа, поэтому в молитвах перед святыней можно просить о самом личном, о том, что имеет огромное значение для вас или может полностью изменить жизнь .

Молитва Святой Троице перед иконой

«О, Великая Святая Троица! Воздаем молитвы к Тебе, Священная! Прости нам грехи наши, деяния злые и неблагочестивые! Все мы грешные и просим покаяния! Молим Тебя, Величественная Троица! Отпусти все грехи наши, подарив Свое благословение! Спасибо Тебе за благодеяния и щедрость Твою, за помощь и заступничество. Убереги нас от зла и напастей. Направь на путь истинный и праведный. Озари светом Своим ярким и чистым. Не дай сойти с дороги безгрешности и благочестия. Будь рядом от начала и до конца жизней наших земных! Ибо все мы дети Твои и нуждаемся в защите Твоей. Да восславим Тебя, Святая Троица! Да почести Тебе воздавать мы никогда не перестанем! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

Дни празднования

Так же, как и почитание всех икон с образом Троицы, празднование святыни «Отечество» приходится на пятидесятый день после Пасхи. Праздник имеет название «Пятидесятница» и является одним из 12 важных православных торжеств .

Триединый образ Господа показывает людям нерушимую связь между Ним, Его Сыном и Святым Духом. Икона несет в себе поистине могущественную силу. Однако перед тем, как просить Великую Троицу о чем-то своем, необходимо прочитать благодарственные молитвы , обращенные к Богу. Это делается для того, чтобы показать Создателю, что вы цените его помощь и любовь. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.


с. 50 ¦ 5. Троица Новозаветная

Середина XVII века. Москва
Дерево, темпера. 235 × 93
Происходит из Успенского собора Московского Кремля 1
Музей «Московский Кремль», инв. МР-3472/2

1 Эта икона-«небо» принадлежала сени над ракой митрополита Петра (был на митрополии с 1308 по 1326), находящейся в алтарной части Успенского собора. Сень над ракой была установлена в 1819 г. Доска иконы была увеличена по высоте и надставлена с боков в соответствии с размерами сени.

Иконографический тип, известный под названием «Троица Новозаветная», или «Сопрестолие», сложился и первоначально получил распространение в искусстве Западной Европы. В основе его лежат богословские толкования Иеронима Блаженного на текст 109-го псалма . Начиная с XII века варианты таких изображений встречаются в иллюстрациях различных богослужебных книг, а не позже XIV века в качестве особого иконографического извода они получают известность и в искусстве византийского мира. На русской почве один из наиболее ранних примеров этой иконографии можно видеть в клейме так называемой «Четырехчастной » иконы середины XVI века, которая хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Появление в Москве икон со сложной и непривычной иконографией вызвало серьезные споры по поводу изобразимости первого лица Троицы. Рассмотрением этой проблемы занимался церковный собор 1553–1554 годов. На нем было найдена формула, обосновывающая возможность писать невидимое Божество. Оно изображалось «по пророческому видению». Такие образы, наряду с традиционными изводами, разрешалось использовать в иконописи для раскрытия догматического смысла библейских текстов, прежде всего пророчеств, и сложных мистико-дидактических богословских сочинений. Сложившиеся именно в это время новые принципы соотношения слова и изображения сохраняли свое значение в русской живописи до середины XVII века, а в провинции и до середины XVIII века.

На облачном фоне иконы из Успенского собора вверху вязью написан текст 109-го псалма: «Рече господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109: 1). В центре узкой доски изображена Святая Троица. Ее окружает круглая двуцветная «слава», внутри желтая, а снаружи темно-синяя, с изображениями небесных сил на ее фоне. Три лица Троицы представлены не в виде традиционных трех ангелов, а в образах сидящих рядом Христа-средовека, седовласого старца - Бога Отца и Святого Духа в виде голубя в медальоне между ними. У Христа крестчатый нимб с обычным надписанием. У Бога Отца Саваофа звездчатый нимб, символ вечности, рядом с которым находится надпись: «Г[оспод]ь Саваоф». Изображение первого лица Троицы в виде старца основано на тексте видения пророка Даниила: «Видел я... что поставлены были престолы, и воссел Ветхий Деньми; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня...» ( Дан. 7: 9). Тексту пророчества Исайи отвечает изображение трона в виде огнекрылых херувимов: «Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на херувимах» ( Ис. 37: 16). О совместном сидении Отца и Сына говорится в том же пророчестве Даниила: «...с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан. 7: 13).

Сидящие рядом Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в обильно покрытые ассистом царственные далматики, с оплечьями и лорами, и в гиматии поверх них: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан...» ( Пс. 92: 1). Одежды Бога Отца более светлые, чем у Христа, и серебряный ассист на них знаменуют его невидимость.

Из-под «славы» видны концы ярко-красного ромба. В них изображены символы евангелистов - четыре животных, о которых говорится в видении пророка Иезекииля ( Иез. 1: 5–11). За пределами «славы» сверху и снизу - сонмы ангелов. Среди верхней группы ярко-красным плащом и поднятыми широко раскинутыми крыльями выделяется архангел Михаил. Везде в промежутках между изображениями видны крупные клубящиеся на темно-оливковом фоне «облака». Они указывают на еще один образ, послуживший источником описываемой композиции: «Наклонил Он [Господь] небеса и сошел, - и мрак под ногами Его... И мрак сделал покровом Своим; сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных» ( Пс. 17: 10; 12). Афанасий Великий, толкуя этот текст псалма, пишет, что здесь пророк «дает разуметь сокровенность домостроительного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное не увлекло нас в плотские понятия» (Об истолковании псалмов) 2 .

2 Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 1–4. Т. 4. С. 79.

Необычный узкий формат доски, расположение групп архангелов над и под «славой» и особенно отсутствие позема, замененного сплошным облачным фоном, делают композицию иконы похожей на роспись свода. Это позволяет предположить, что икона изначально служила «небом», то есть завершением сени над ракой с реликвиями, либо являлась внутренней крышкой раки. Об этом же говорят ее размер и сохранность: живопись покрывал слой темной олифы, но она никогда не переписывалась.

Икона экспонируется впервые.

Литература

  • Успенский Л. А. Большой Московский собор и образ Бога Отца // Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж, 1972.

Е. Осташенко с. 50
¦

Это уникальная икона! Святой образ способен наделить человека силой, верой и праведностью.

На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром.

Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Народной памяти известны настоящие чудеса, которые являла икона, изображающая основу всего христианства. К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов, порой и тех, которые простить может лишь Господь. Икона Новозаветной Троицы важна для христиан - в этом уверена церковь и все ее послушники, но в этом есть и запретная сторона. Споры по этому поводу не унимаются до сих пор. Вопросом о том, можно ли изображать лик Господа, Создателя, которого никто не видел, задаются многие люди.

Тайна иконы Святой Троицы

Христианская вера берет свое начало с великой тайны Новозаветной Троицы - таинства непостижимого единства Божьего. На этой иконе верующие люди видят Господа во всех трех обличьях, на которых основа церковь. Как три лица Троицы находятся в едином целом, так и все люди едины в теле Христа. Это не метафора: мы все братья и сестры, соединенные одним целым - кровью и духом, в котором живет Бог.

Немногие решались изобразить таинство Троицы на холсте. Ведь видя образ и ощущая его силу и значимость, людям проще обращаться к Господу. Радостная тайна перевоплощения Бога позволила людям изображать непостижимое. Данная икона имеет множество вариаций, но смысл един - это текст о святости, о явленной Богом любви, которая не знает ни времени, ни пространства. Она пребывает в вечности, там, где будет и каждый из нас.

Постичь вечную жизнь мы можем лишь благодаря Господу, его заветам, указам и правилам, которые не позволяют очернять невесомую, но запертую в теле душу. Сам Создатель посвящает каждого христианина вслед за апостолами, помогая обрести Самого Себя - Пресвятого Духа. Такой дар мы принимаем, лишь пройдя таинство крещения. Словом, всякий, кто принял Христа и согласен с ним во всем, впускает в сердце свое Господа и Святого Духа, который пронизывает весь мир.

Где находится икона «Новозаветная Троица»

Подобная икона есть в каждом храме нашей страны. Самые древние реликвии, которые передают не только таинство и единство Бога, но и историю человеческого рода, можно встретить недалеко от Суздаля. В селе Санино есть Свято-Никольский монастырь для женщин, там и хранится образ нерушимого единения Отца, Сына и Святого Духа.

Еще один образ Пресвятой Троицы, признанный образцом написания подобных ему списков, принадлежит авторству Андрея Рублева и хранится в зале древнерусской живописи в Третьяковской галерее.

Описание и значение иконы Святой Троицы

Существуют два типа иконографии данного образа: Отечествои Сопрестолие.

Сопрестолие. На иконе мы видим Создателя-Отца в лице старца, Спасителя в образе мужа, каким Он запомнился верующим людям. Святое семейство восседает на тронах, по правую руку от Иисуса изображен Пресвятой Дух в виде голубя. Такой образ является новшеством для всего христианства. Есть версия, что подобный тип иконописи проник в нашу культуру от латинян.

Отечество. Тут мы можем заметить Господа-Отца, сидящего на престоле, на Его коленях Младенец Иисус, в руках Спасителя лежит сфера, на которой написан голубь как символ Святого Духа. По разным сторонам от Троицы изображены святые и ангелы.

Большой Московский Совет от 1554 года дал указ о запрете изображения Господа. К тому году подобные иконы имели широкое распространение среди верующих людей. Было много различных икон с изображением Господа: Шестоднев, Благовещенье и ряд других. Но постановление собора практически не повлияло на иконопись: мастера продолжили писать иконы с Господом. Ведь образы обладали чудодейственной силой, за ними следовали чудеса.

Две Ваши цитаты отличаются:

В первой Вы говорите о Фаворском свете. Под этим светом понимают Славу Христа. Дух Святой в виде облака явился позже, как это описывают евангелисты Марк и Лука.

Нужно спросить у того, кто писал эту неканоничную икону. Потому что и вправду не логично.
"Самым древним и употребительным символом таинства Св. Троицы, оставшимся и доныне с тем же значением, был равносторонний треугольник в различных сочетаниях - или с монограммой имени Христова, или с буквами "Альфа" и "Омега", или с другими таинственными знаками". (Петр Лебедев. Наука о богослужении Православной Церкви)
Я выше давал ссылку на Большой Московский Собор и там есть такие изречения:

"Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству".

"Сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако ". (Григорий Двоеслов)

"Другим обычным символом для изображения Бога Отца был образ старца, или Ветхого денми». Но, как мы видим, Большой Московский Собор не только не признает установившуюся практику, но со свойственной эпохе резкостью осуждает ее как «буемудрие» и «безумие». И все же его постановление не помешало ни дальнейшему распространению изображения Бога Отца, ни, как увидим дальше, защите его в плане теоретическом."

добавлено: 28 ноя 2015

"Европейская католическая традиция постепенно проникает и в русское православное искусство, давая импульс к появлению несколько новых иконографических типов, включающих образ Бога Отца. Наибольшую популярность приобрела иконография «Отечество», известная в новгородской школе еще с XIV века. На иконе из Новгорода, хранящейся в Третьяковской галерее, мы видим восседающего на троне Бога Отца в виде седовласого старца (иконография «Ветхий деньми», известная из книги пророка Даниила). На коленях у Него расположена фигура Сына в виде отрока иконографии «Спас Эммануил», Который держит диск с фигурой голубя – Святого Духа. За плечами у Отца – два шестикрылых серафима, а у подножия престола красные крылатые колеса с очами – ангельский чин «престолы». По сторонам от трона изображены святые столпники, а справа от подножия – маленькая фигура апостола Филиппа (вероятно, эти святые были включены в композицию по желанию заказчика и не входят в основной канон). В более лаконичном варианте этой иконографии Сын изображается в круглом медальоне на груди Отца, а чуть выше над головой Сына – Святой Дух. Возможно, на появление такой версии могла повлиять популярная иконография Богоматери «Знамение», где младенец также расположен на груди Марии в круглом медальоне.

Еще один популярный извод – «Сопрестолие», на котором изображаются восседающие на тронах Отец – «Ветхий Деньми» и Сын в виде мужа. Фигурка голубя- Святого Духа» находится между ними. Отец и Сын могут изображаться строго фронтально по отношению к молящемуся, а могут быть обращены друг к другу, и в этом случае Отец, как правило, благословляет Сына. Иконография «Сопрестолие» часто включалась в сложные по содержанию дидактические композиции XVI-XVII веков, подразумевающие совмещение на одном поле разных сюжетов из Ветхого и Нового Заветов с назидательными целями. Возможно «Сопрестолие» – это отголосок западной иконографии «Коронование Марии» (которая также использовалась в поздней русской иконописи), подразумевающей такую же композицию и получившую распространение в Европе, начиная с XIII века, и в живописи, и в скульптуре на порталах готических соборов.

Наконец, прямым следствием западного влияния можно считать иконографию «Распятие в лоне Отчем». Она существует и как самостоятельное изображение, и как часть более сложной композиции «Почи Бог в день седьмый», связанной с историей сотворения мира. Католический мотив креста с телом Иисуса в руках Отца, православные иконописцы переводят в условно-символическое русло. Распятый Иисус показан в виде серафима с юношеским безбородым ликом. Его тело закрыто крыльями и хорошо видны только руки, прибитые к кресту, который поддерживается Отцом. По сторонам от креста – две фигуры херувимов, а над головой Иисуса-серафима – юноша с мечом (смысл этой фигуры до конца не ясен). У этой иконографии несколько дополнительных наименовании: «Христос распятый серафим», «Душа Христа», «Ты еси иерей вовек». Последнее название вызвано тем, что Отец изображается обычно в полном архиерейском облачении. По мнению ряда исследователей, символическое изображение распятого Христа связано с выражением пророка Исайи «Предал душу Свою на смерть» (Ис. 53, 12), т.е. с попыткой передать духовный смысл жертвы Спасителя, переданный в пророчестве Исайи. Отсюда и название «Душа Христа».

Отношение к подобным новшествам в официальной церковной среде, в условиях перманентной жесткой нетерпимости ко всему западному, разумеется, было неоднозначным. На Стоглавом соборе в 1553 году против новых икон, дающих изображение Отца, открыто выступил посольский дьяк Иван Висковатый, заявив, что «не подобает невидимого Божества и бесплотных воображати». После долгого разбирательства в январе 1554 года Висковатый был осужден и на три года отлучен от Причастия. Однако это решение скорее всего было продиктовано не богословскими соображениями, а страхом перед прецедентом критики со стороны человека, не принадлежащего в высшей церковной иерархии, поскольку его выступление косвенно эту иерархию задевало. Позднее (в частности на Большом Московском соборе 1666-1667 гг. и на Синоде Константинопольской церкви 1776 г.) прозападные иконографии Троицы официально осуждались и даже запрещались. Однако остановить их распространение было уже практически невозможно. В художественных исканиях богословски адекватного образа Троицы восточная и западная традиции стремительно сближались, создавая единое христианское художественное поле, над которым не властны межконфессиональные распри и разделения. И даже самыми строгими официальными постановлениями этот процесс нельзя было повернуть назад."