Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.

Чеканка в допетровские времена

Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.

Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.

Чешуйка Новогорода, XV век (экспозиция Эрмитажа)

Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.

До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).

Производство монет в Российской империи

Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.


Штемпели для копейки XVIII века и для 2 копеек Николая I (из экспозиции Эрмитажа)

Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.


Гуртильный станок (экспозиция музея Гознака)

Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.

На монетном дворе заготовки первым делом проходили через гуртильный станок, который наносил гурт (боковая поверхность монеты). Из-за кривизны заготовок, гурт монет XVIII века может частично отсутствовать, или плохо распознаваться. На гурте могли быть узоры, насечки, надписи. Такая обработка позволяла защитить монеты от «стрижки» - срезания части драгоценного металла злоумышленниками. «Стрижку» активно использовали для монет-чешуек допетровского времени, возможно поэтому у них такой сильный разброс веса, на некоторых даже явные следы откусывания металла.


Станок для перевода рисунка на заготовку маточника (экспозиция Эрмитажа)

Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.

Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.

Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.


Штемпели для Константиновского рубля (экспозиция Эрмитажа)

Выпуск монет на современных монетных дворах

В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.

Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.

Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.

В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.

В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).

Монеты улучшенной чеканки

Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:


Золотая монета качества пруф

пруф (proof) – монеты с матовым рисунком и зеркальным полем. Штемпели обрабатываются кислотой для придания эффекта мелкой шероховатости, затем выступающие части полируются до зеркального блеска. Кружочки металла изготавливаются методом отливки, а не выбивания из ленты, затем проштамповываются с нанесением гурта и канта, после чего тоже полируются. Все они проходят тщательный контроль. Чеканка производится двойным ударом, затем монета вручную вынимается и помещается в капсулу (в советское время и в 90-е годы часто помещались в полиэтиленовую запайку). Процесс требует идеальной чистоты и аккуратности, поскольку попадание пыли может снизить категорию монеты до prooflike (пруфлайк). Полировку штемпеля приходится повторять после нескольких десятков монет. Подобная технология существовала ещё в имперский период, но полированные штемпели после износа могли идти на чеканку обычных монет;


Инвестиционная монета чеканки UNC

пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.

BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.

Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).

Технология производства монет и медалей за время существования претерпела много изменений. Этот процесс был довольно долгий и прошел от ручного кропотливого труда до современного автоматизированного производства. Первые монеты появились примерно в 6 веке до н.э.

В те далекие времена люди занимались чеканкой монет в ручную на кусочках металла. Чут позже начали появляться разные приспособления, которые облегчали труд мастера, однако производство монет все равно оставалось тяжелым и ручным.

Первые серебряные и золотые монеты в том виде в котором их привыкли видеть («сребреники» и «златники») на Руси появились в 10 веке в период правления князя Владимира. Чеканка монет была так же ручной. Заготовку помещали под пресс, который и выдавливал изображения на обеих сторонах монеты.

Средний вес, например, серебряных монет тогда составлял приблизительно 2,9 гр. - 3,3 гр., а золотых - около 4-х гр. Именно от златника (весом 4,3 гр) произошла единица веса на Руси.

Во времена феодальной раздробленности чеканка монет производилась из серебряной проволоки. Все экземпляры имели разный вес и форму, при этом изображения как правило оказывалось не цельными. Проволока рубилась на равные части, а затем ее помещали под пресс — по сути это и называется чеканкой серебряных монет). В народе эти монеты получили название «чешуей».

Массовое же производство монет в Древней России началась в 14 в.

Победа Руси над Золотой Ордой (1380 г.), подтолкнула к закреплению успеха выпуском денежных знаков. Монеты Руси в те годы представляли собой пластинки из серебра неправильной формы весом примерно 1 гр. с различными изображениями на поле монеты. Это были всадники, птицы, воины, мифические животные и т. п. Первые Русские медные монеты (пулы) появились лишь в середине 17 в. Они чеканились из маленьких заготовок медной проволоки. Примерно тогда же появились и медные монеты копейки, которые ничем не отличались от серебряных копеек.

Однако медные монеты народу пришлись совсем не по душе, и в 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт», который очень напугал медные деньги были отметены.

Лишь полвека спустя при Петре 1 возобновилась чеканка монет из меди. При Петре 1 чеканка серебряной монеты (так же как и золотой монеты) осуществлялась уже различными приспособлениями и машинами, но все равно процесс еще не был автоматизирован. Чеканка носила циклический характер — металл направлялся казначеем минцмейстеру, он в свою очередь по окончании производства, передавал расходному казначею отчеканеные монеты. Оптимальной считалась партия серебра 120 пуд. (около 7 т.), — это соответствовала одной плавке.

Процесс производства выглядит следующим образом — изначально минцпробирер определял содержание лигатуры (медных примесей) например в серебре. Для этого в процессе плавления производились несколько технологических проб, в результате лигатура доводилась до нужной концентрации в соответствии с нормами. Затем расплавленный металл разливался в изложницы (специальные формы). Устройство этих приспособлений с годами часто менялось. Изначально это были горизонтальные противни, со временем они превратились в вертикальные разъемные конструкции. Так вот, полученные листы подвергались раскатке и вальцовке для достижения необходимой толщины. После раскатки листы шли на обрезные станы. Станы приводились в действие как правило лошадиной тягой иногда и силой воды. Тут из них вырубались монетные заготовки которые проходили весовой контроль, их отжигали и очищали поверхность от заусенец (галтовали в специальных барабанах), отбеливали, промывали и сушили. Легкие заготовки отправлялись на переплавку, а тяжелые доводились до нужного веса (в юстировку). Далее на гуртильном оборудовании наносили гурт и потом заготовки отправляли на тиснение и осуществлялась чеканка уже гурченой монеты).

Процесс тиснения осуществлялся винтовыми прессами, которые приводились в действие руками, с помощью специального коромысла, на концах которого были две гири. Таким методом чеканка монет производилось до 19 века, позже производство монет уже автоматизировалось. Монетные кружки делались ровными, монеты стали иметь одинаковый вес, а изготавливать монеты стало сложнее.

Монеты копии отчеканенные по старинным в

Современная чеканка монет выглядит как хорошо оснащенное технически и автоматизированное производство.

Основной объем изделий мон. дворов производится на чеканочных станках (прессах) при помощи метода холодной штамповки. Холодная штамповка (чеканка) позволяет получать монеты из металла сложных форм и очертаний давлением, в результате чего металл деформируется с помощью специальных инструментов. В сравнении с горячей штамповкой холодная штамповка имеет несколько преимуществ: нагревать металл нет необходимости, нет окисления и не образуется окалин, на выходе после того как была произведена чеканка этих монет — они имеют малую шероховатость, точность размеров. В сравнении с обработкой резанием процесс холодной штамповки гораздо удобнее и практичнее: поскольку нет стружки металла, значительно сокращается расход и уменьшаются трудозатраты производства, а соответственно, увеличивается производительность труда. Вместе с тем штамповка холодным методом упрочняет материал и это позволяет использовать гораздо меньший объем металла, делать монеты еще более легкими, износостойкими.

Современное компьютерные и другие технологии (патинирование или искусственное старение), серебрение, чернение, золочение, вакуумное напыление, расчистка, пескоструйная обработка, использование эмалей и другие методы позволяет получить монеты высочайшего качества и реализовать любые идеи художников. С доступностью технического оснащения, компьютерных технологий чеканка монет частными мастерскими так же стало значительным. Стали появляться копии монет просто потрясающего качества. Современные производства позволяют осуществлять позолоту и серебряное покрытие монет, чеканить изделия сочетая различные металлы и сплавы. На монетных дворах применяются и высокие технологии (скрытое изображение, который используется например на современных 10 рублях). Современные монетные дворы выпускают в том числе и монеты PROOF, а это монеты самого высокого качества с зеркальным полем и матовым изображением. Изделиям качества PROOF важно избежать повреждений поэтому все подобные монеты упаковываются в специальную капсулу. Так же существует качество АНТИ PROOF. Монеты этого качества имеют матовую поверхность, а выпуклый рельеф является глянцевым.

Теперь практически каждый человек увлеченный нумизматикой может без особых затрат собрать потрясающую коллекцию старинных монет в копиях и изучать прекрасные произведения старины на примере собственных монет.

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Чеканка монет, а если быть точнее (чтобы вы не подумали, что я предлагаю вам конкурировать с Центробанком России), то чеканка сувенирных монет – есть ли возможность эту бизнес-идею превратить в источник солидного, а самое главное – стабильного дохода? Как вы думаете?

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 60 000 — 90 000 рублей
Актуально для городов с населением: от 70 000
Ситуация в отрасли: сфера развлечений развита
Сложность организации бизнеса: 1/5
Окупаемость: 2-4 месяца

Проекты подобного рода часто выглядят на первый взгляд «однодневками», и даже откровенными «лохотронами». Но пока кто-то находится в поиске более эффектных идей или сидит в раздумье над моральными принципами бизнеса, другие превратили изготовление сувенирных монет в прибыльный бизнес. Многие предприниматели по всей стране доказали, что на торговле сувенирами можно отлично заработать!

Свадебные монеты

Сувенирные монеты можно чеканить на свадьбах, и изображать на них имена молодоженов и свадебную символику. Такую идею можно взять на «вооружение» свадебным агентствам , или компаниям, занимающимся оформлением праздников .

Памятный сувенир + реклама компании

На монетах можно чеканить логотип компании. В качестве примера могу привести одного владельца ресторана, который установил в своем заведении специальное оборудование для чеканки монет. За небольшую символическую плату любой желающий может отчеканить для себя монету с логотипом ресторана.

От «разогретых» крепкими напитками гостей нет отбоя. Мало того, что в результате этой «скромной» платы к концу рабочего дня «набегает» весьма «нескромная» сумма, так владелец еще и получает бесплатную рекламу своего ресторана. Многим из посетителей выбрасывать собственноручно изготовленную монету просто жалко, и поэтому она благополучно хранится где-нибудь в кармашке портмоне. И при каждом удобном случае показывается друзьям и знакомым.

Подобное «ноу-хау» могут внедрить у себя владельцы предприятий общественного питания, отелей и гостиниц, парков развлечений, и т.д.

Креативные «визитки»

Сувенирные монеты могут выступать в роли визитных карточек. На которых будут отчеканены контактные данные компании. В одной из своих прошлых публикаций я рассказывал, как можно организовать бизнес на изготовлении эксклюзивных и креативных визитках . Придумать что-то оригинальнее визитки-монеты можно только если очень постараться. Обыграть ситуацию вручения такой «визитки» посетители можно по-разному.

Один из вариантов может выглядеть примерно так: оборудование для чеканки сувенирных монет можно поставить возле выхода, и, провожая посетителя, необходимо предложить ему забавы ради ударить молотом по наковальне (либо сделать это самому), и – опа! Вот она — готовая визитка вашей компании. Вряд ли кто-то избавится от такого «подарка».

Но чаще всего изготовление монет используется все-таки в качестве аттракционов.

Аттракционы по чеканке сувенирных монет

Санкт-Петербург, Ярославль, Муром, Нижний Новгород, алтайские курорты, многие города в Карелии – это лишь неполный список тех городов, в которых мне посчастливилось побывать, и где я лично видел (и даже принимал участие) в подобных аттракционах. У меня даже скопилась небольшая коллекция сувенирных монет из различных регионов России.

Практически везде чеканка монет представлена в виде красочного представления – шоу, в котором предлагается поучаствовать любому прохожему. На этом и строится тонкий психологический расчет бизнеса – чем азартнее будет предложение, тем больше будет желающих получить свой «приз». Люди, видя толпу вокруг аттракциона, обязательно подойдут и поинтересуются происходящим, некоторые из них захотят принять участие.

Производство сувенирных монет – мобильный бизнес, в этом заключается его несомненное преимущество. Не «идет» дело в одном месте, через 20-30 минут можно попробовать на другом, еще через полчаса – на третьем. Где можно проводить подобные зрелища?

  • в городских парках
  • на площадях
  • в развлекательно-торговых комплексах
  • просто на людных перекрестках

После приобретения некоторого опыта работы и получения первой прибыли, можно задуматься об открытии еще одной точки, в которой будет предлагаться чеканка монет.

Компания «Монетный аттракцион» на Алтае за 6 лет своей деятельности превратилась из 2 мобильных точек, в которых изготовление монет проводилось всего на 3-х клише, в одно из самых крупных предприятий страны в этой сфере, предлагая начинающим чеканное дело предпринимателям свои услуги по приобретению франшизы (о франшизе подробно читайте по этой ссылке — ), оборудования для аттракционов и производства клише, и т.д. – все то, что может понадобится на «старте» бизнеса.

Оборудование для изготовления сувенирных монет

Оборудование и инструмент для организации чеканки монет можно приобрести в компаниях, занимающихся их изготовлением. Спрос породил предложение, и теперь, чтобы получить контакты таких организаций, достаточно просто набрать в любой поисковой системе фразу: «Купить оборудование для производства сувенирных монет».

Кстати, его список невелик, и включает в себя всего несколько предметов:

  • наковальню
  • кувалду
  • специальные крепления
  • клише для чеканки
  • и заготовки для монет из меди или алюминия (как вариант можно рассмотреть использование заготовок из серебра)

Именно с последним пунктом больше всего хлопот. Работать долгое время с одним-двумя дизайнами монет не получиться – это быстро «приесться» посетителям аттракциона. Поэтому периодически потребуется менять дизайн клише для изготовления монет с другим рисунком чеканки.

Изготовление клише можно заказывать «на стороне», а можно, приобретя дополнительно нехитрое оборудование, делать их самостоятельно. Для этого вам потребуется:

  • мини-пресс
  • и штамп для чеканки

Предварительно рисуется эскиз каждого рисунка чеканки, который после утверждения переводится в векторное изображение, после чего производится гравировка по незакаленному металлу (о лазерной гравировке на металле вы можете узнать подробнее ), затем проводится тепловая закалка сделанной матрицы, и ее полировка.

Как видите, процесс довольно кропотливый, но, тем не менее, вполне доступный для начинающего предпринимателя. После 1-2 пробных опытов производства клише, этот процесс уже не будет представлять для вас сложности. Впрочем, повторюсь – вы можете заказывать изготовление монет-клише в сторонних компаниях, благо сейчас таких немало.

Кстати, освоив навыки изготовления клише, вы можете обеспечить себе дополнительный доход , предлагая свои услуги в области разработки дизайна для монет тем, кто еще только делает первые шаги в этом бизнесе, либо предпочитает использовать «покупные» заготовки.

Когда заходит речь о первых деньгах, профессиональные историки и археологи, как правило, рассказывают о найденных в раскопках шкурах животных, перьях птиц и разного рода ракушках. В восточной части Тихого океана на островах Микронезии, к примеру, в качестве прототипа современных монет применялись Раи - круглые камни с вырезанным центром. Их делали из известняка. Размеры этих «монет» могли достигать нескольких метров, а вес - нескольких тонн! С точки зрения ученых, такими были первые деньги . А еще в качестве денег использовались коровы, быки, овцы (слово «капитал» происходит от старогерманского «богатство», оно заключалось в количестве скота) и так далее...

Ничего не поделать - таков научный образ мысли! Но для обычного человека, конечно, все перечисленное скорее относится к предшественникам современной валюты, ее своеобразным прототипам, и никак не может называться деньгами в полном смысле этого слова. Ведь это даже не монеты!

Металл как плата

Но наступил момент, когда денежная функция перешла к металлам - но еще не к монетам. В качестве платы могли использовать металлические кольца, домашнюю утварь, наконечники для стрел и копий и даже различные по весу и форме слитки. Например, итальянцы принимали на вес слитки меди до того, как у них появились первые монеты (о найденных в Италии в священном источнике Аполлона 300 кг слитков мы рассказывали в статье про натуральный обмен). Потом кому-то пришло в голову примешивать к серебру и золоту медь и олово. Получались золотые и серебряные слитки, содержащие определенный процент драгоценного металла. Чтобы не запутаться, слитки проверяли на вес, а с металла снимали пробу. На слитках впервые появилось клеймо, с помощью которого государство решило проблему подделки денег. Пожалуй, именно с начала практики клеймения можно говорить о зарождении первых монет, то есть о появлении денег.

Первые монеты

По некоторым данным, впервые бронзовые монеты появились в высокоразвитой древнекитайской культуре во втором тысячелетии до н. э. Но, как известно, Древний Китай развивался весьма изолировано, поэтому в странах средиземноморского бассейна впервые о чеканных монетах заговорили только в VII веке до н. э.

Металл подвергали воздействию высоких температур, после чего из него формировали небольшие диски и отправляли их на наковальню. В писаниях Геродота есть упоминание о чеканке первых монет в государстве Лидия. Подобные сведения встречаются и у других древнегреческих мыслителей. В настоящее время принято считать, что именно в Лидии в VII веке до н. э. стали изготавливать монеты из сплава серебра и золота. В Грецию, Иран и Италию монеты попали именно оттуда, быстро завоевав место в экономике . От римлян практику чеканки монет позже переняли и племена варваров.

Называть монету монетой стали позже. Moneta - одно из прозвищ богини Юноны. Juno Moneta переводится как Юнона «предостерегающая» или «советница». В античности при ее храме на капитолийском холме располагался монетный двор.

Первые монеты на Руси

В нашу страну первые монеты были завезены в VIII веке. В арабском халифате чеканили дирхемы - монеты, которые привозили в Киевскую Русь купцы, отправившиеся за товаром «за бугор». Оригинальное название не прижилось, но вскоре появилось свое - «куна». Половину куны называли резаной, 25 кун составляли гривну. Кстати, слово «гривна» произошло от слова «грива» (шея) и обозначало ожерелье из драгоценного металла. Свои монеты русские начали чеканить в конце X века. На Руси это были монеты из золота и серебра с изображением князя великого и знака Рюриковичей. Назывались они соответственно златниками и серебряниками. Но наступило татаро-монгольское иго - и на Руси перешли к брускам серебра. И только в XIV веке чеканка русских монет возобновилась. От слова «рубить» произошел первый русский рубль, и выглядел он как обрубок: 200 граммов серебра в виде вытянутого бруска, грубо срубленного на концах. Стоимость того рубля составляла один гривен кун.

Этот небрежный брусок рубили на две части и получали полтины, делили на четыре - образовывались четвертаки. Из рубля делали и мелкие монетки, название которых послужило прототипом современного слова «деньги». Рублевый брусок вытягивали в тонкую проволоку, которую затем разрубали на кусочки. Полученные обрубки расплющивали и чеканили из них монеты - денги. Так назывались средневековые тюркские серебряные монеты täŋkä.

Медный бунт или попытка уйти от товарных денег

Конечно, монеты как первые деньги значительно меняли уклад человеческой жизни, формировали новый тип экономики и поведение людей. И все бы хорошо, но появились фальшивомонетчики - и если не в тот же, то на следующий день после возникновения первой монеты. Профессия, прямо скажем, древнейшая. На Руси о фальшивомонетчиках можно найти упоминание уже в одной из новгородских летописей 1447 года. Государство принимало карательные меры, но меньше нарушителей не становилось. В 1655-м русский царь Алексей Михайлович решил выпускать монеты из меди. Он заменил драгоценные металлы недрагоценными - и так возникла нарицательная стоимость денег. Но это привело к беспределу в монетной системе и, как следствие, к медному бунту. Кровавые сцены финала бунта описал дипломат и писатель Григорий Котошихин:

«Повесили со 150 человек, а досталным всем был указ, пытали и жгли... и чиня им наказания, розослали всех в далние городы на вечное житье... а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке».

Реформа Петра и настоящие деньги

В итоге бунта, конечно, медную монету постепенно упразднили и вновь стали чеканить монеты из серебра. А на уровень развитых европейских стран русскую монету вывел Петр I, который провел реформу в 1698 году. В денежном обращении вновь утвердилась медная монета. И это очень примечательно! Ведь теперь можно было говорить о настоящей первой монете, не о товарных деньгах, привязанных к непосредственной ценности своего материала.