Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели

Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

- Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

- Подсобная мебель : шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

- Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”Таблица 1.

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которые заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебель мастерских

Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых надевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Длина крышки стола: одноместного двухместного 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200
Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500 450-500
Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720 780
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400 400
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340 340
Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10 10
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630 690

Таблица 3 Стулья ученические . Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Высота переднего края сиденья 320 360 400 440 480
Ширина сиденья 270 310 340 360 380
Глубина сиденья 260 290 320 350 380
Высота нижнего края спинки над сиденьем 120 135 150 165 180
Высота спинки 60-120 70-135 80-150 90-150 100-180
Ширина спинки 240 270 300 320 340
Радиус изгиба переднего края сиденья 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50
Радиус изгиба спинки 80-100 80-100 80-100 80-100 80-100
Угол наклона сиденья 0-3 0-3 0-3 0-3 0-3
Угол наклона спинки 102-108 102-108 102-108 102-108 102-108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

Здравоохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г.\ И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

Российский Государственный Медицинский Университет

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров

ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Грачева М.Н.

Москва 1997 г.


TOC o "1-3" СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671644 PAGEREF _Toc401671644 2

Классификация.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671645 PAGEREF _Toc401671645 3

Обоснование правильной позы............................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671646 PAGEREF _Toc401671646 3

Критерии оценки позы................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671647 PAGEREF _Toc401671647 4

Правильная поза........................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671648 PAGEREF _Toc401671648 4

Подбор мебели.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671649 PAGEREF _Toc401671649 5

Конструкция мебели.................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671650 PAGEREF _Toc401671650 5

Парты............................................................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc401671651 PAGEREF _Toc401671651 5

Классная доска......................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671652 PAGEREF _Toc401671652 6

Чертежные столы..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671653 PAGEREF _Toc401671653 6

Лабораторная мебель............................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671654 PAGEREF _Toc401671654 6

Мебельь мастерских............................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671655 PAGEREF _Toc401671655 6

Мебель столовых..................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671656 PAGEREF _Toc401671656 7

Мебель компьютерных классов......................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671657 PAGEREF _Toc401671657 7

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc401671658 PAGEREF _Toc401671658 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ......................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc401671659 PAGEREF _Toc401671659 9


Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (сответствующие сегменты спинного мозга) и переферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.

Таблица 1.

Группа мебели

Рост учеников, см

Высота заднего края сиденья над полом, см

Высота переднего края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебельь мастерских

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм

Наименование показателя

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

Ширина крышки

Высота стола со стороны сидящего

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

Свес крыши по ширине, не более

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

Таблица 3 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм

Наименование показателя

Высота переднего края сиденья

Ширина сиденья

Глубина сиденья

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота спинки

Ширина спинки

Радиус изгиба переднего края сиденья

Радиус изгиба спинки

Угол наклона сиденья

Угол наклона спинки


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

1. Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

2. Гигиена: учебник Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

3. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

4. Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

5. Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

6. Лекции по курсу гигиены

Российский Государственный Медицинский Университет КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров РЕФЕРАТ ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ. ПРЕПОДАВАТЕ

Для руководителей, медицинских работников, классных руководителей общеобразовательных учреждений .

Наиболее распространенными функциональными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы у учащихся являются статические нарушения осанки, деформации позвоночника и стоп, в формировании которых ведущая роль принадлежит школьным факторам риска. Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы. И в ряд традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, входит несоответствие школьной мебели росту учащихся.

Считается доказанным, что состояние осанки и позвоночника учащихся, в первую очередь, зависит от организации рабочего места, поэтому при оборудовании классных помещений ученической мебелью необходимо учитывать ряд требований:

  • Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения, которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений. Кроме того, следует обращать внимание, что в поле «изготовлена в соответствии» должен быть указан ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений. Технические условия».
  • Наличие цветовой и цифровой маркировки. Парты, столы и стулья (кроме демонстрационных столов и столов для учителя), должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цифровая маркировка должна содержать номер мебели в числителе и средний рост детей в знаменателе. Цветовая маркировка должна быть нанесена на видимую наружную поверхность мебели в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм.
  • Соответствие функциональных размеров учебной мебели её номеру и маркировке (кроме демонстрационных столов и столов для учителя). Контроль осуществляется путём измерения высоты верхнего края крышки стола, обращённого к ученику и высоты сиденья стульев. При оценке мебели с регулируемыми параметрами контролируется соответствие номеру каждого положения регулировки.
  • Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении. При этом следует отметить, что защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей столов и парт должно быть матовым. Кроме того, следует обращать внимание на цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отделочных элементов мебели.

При оборудовании учебных помещений следует соблюдать следующие требования к расстановке мебели :

  • между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены– не менее 50-70 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, а при наличии оборотных классов – 120 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см;
  • наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски 860 см;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-IIIступени школы и не менее 45 градусов для учащихся начальной школы.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше от доски. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми.

Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.

Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели. Стол (парта) и стул (табуретки и скамейки вместо стульев не используются) должны иметь одинаковый номер (цветовую маркировку).

Рассаживание учащихся следует проводить с учётом состояния их здоровья. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами и простудными заболеваниями должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в году менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду, не нарушая номеров мебели по росту.

В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняющийся медицинским работником общеобразовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния его здоровья.

Правильная рабочая поза учащегося характеризуется

следующими признаками:

голова – держится или слегка наклонена вперёд;

корпус – имеет лёгкий или средний наклон вперёд (без опоры грудью на край стола);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты (стола);

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем – 31 см).

Современные подходы к оптимизации рабочего места учащихся характеризуются использованием различных видов ученической мебели и вариантов их использования, в том числе, совмещённых, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности. Научные исследования отмечают преимущество использования в учебном процессе в общеобразовательной школе новой модели одноместной школьной парты с подлокотниками, в сопоставлении с традиционным ученическим комплектом «стол-стул». Новая модель школьной парты способствует отсрочке наступления утомления и пролонгирует период высокой работоспособности учащихся.

Нормативная база:


Должность автора: заведующая отделом гигиены детей и подростков филиала ЦГИЭ в г. Москве в САО

Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов. В то же время результаты ис­следований показывают, что в большинстве общеобразователь­ных учреждений ученическая ме­бель в начальных классах не обе­спечивает условия для поддержа­ния правильного положения тела ребенка. Среди основных причин такой неудовлетворительной ор­ганизации рабочих мест учащихся необходимо выделить закупку и поставку комплектов учебной ме­бели без учета росто-возрастного распределения учеников, недо­статочность гигиенических знаний у работников образовательных учреждений и низкий уровень кон­троля за выполнением требований санитарных правил.

Какой должна быть мебель

Предполагаемая к использованию в классном поме­щении ученическая мебель должна иметь документы, подтверждающие ее соответствие требованиям госу­дарственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обязательных государственных стан­дартов (ГОСТ). Число ее комплектов опре­деляют в соответствии с примерным распределением такой мебели в зависимости от ее вида и возраста детей.

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую (как часть общих требований к содержимому маркировки, предусмотренных ГОСТ) и цветную марки­ровку. Цифровая маркировка содержит в числителе ро­стовую группу стола (парты), а в знаменателе - средний рост детей. Цветная маркировка мебели наносится в виде круга диаметром не менее 10 см или горизон­тальной полосы размером 10 х 15 мм на видимую на­ружную поверхность столов, стульев, парт.

Выполнять требования СаНПиН несложно

При использовании ученической мебели в обще­образовательном учреждении обязательны к испол­нению СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требо­вания к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Каждого обучающегося обеспечивают удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Парты (столы) в учебных помещениях рас­ставляют по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) ставят первыми, независимо от их номера, причем ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть в первом ряду от окон.

Не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствие номеров мебели их росту. Это необходимо делать с целью профилактики нару­шений осанки и зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами , простудными заболеваниями, следует рас­саживать дальше от наружной стены.

Контроль соответствия функциональных параме­тров ученической мебели длине тела учащегося ре­комендуется проводить не менее двух раз в год. Рост школьников в обычной обуви измеряют непосредст­венно в классе при помощи ростомера или специаль­ной деревянной рейки длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная с 100 см. В промежутках между делениями простав­ляют все группы (номера) мебели. Можно использо­вать также данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах. В этом случае к показателю роста прибавляют 2 см.

С учетом полученных сведений о росте учитель (классный руководитель) рассаживает школьников за парты (столы) соответствующей группы (номера).

Под линейку становись

В школе в каждом классе рекомендуется иметь мерную линейку с цветовыми полосами, соответству­ющими группам мебели: оранжевая - на высоте от 100 до 115 см от пола, фиолетовая - от 115 до 130 см, желтая от 130 до 145 см, красная - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см. Школьники могут самостоя­тельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой им мебели.

Данные о дате и результатах измерения роста, со­стоянии зрения и слуха школьников, группу (номер) мебели вносят в классный журнал. Каждый ученик должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула. Повседневную проверку пра­вильности расстановки мебели контролирует учитель (классный руководитель).

Важно не только обеспечить рабочее место, соот­ветствующее росту школьника, но и сформировать у него навыки сохранения во время уроков наименее утомительной позы - сидя глубоко на стуле, корпус и голова ровно. Ноги при этом должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опи­раться на пол (подножку), предплечья свободно ле­жать на столе.

Формирование правильной осадки

Формировать правильную посадку у детей необхо­димо с первых дней посещения школы. Для обучения первоклассников рекомендуется выделить специаль­ный урок. Учитель, используя наглядные пособия, дол­жен продемонстрировать детям правильную рабочую позу, разъяснить, как надо держать голову, плечи, руки и т. д. При этом следует подчеркнуть, что опираться грудью на край парты (стола) нельзя и что расстояние от глаз до книги или тетради должно соответствовать длине предплечья от локтя до конца пальцев.

Ученический комплект стол-стул

Назовем основные условия правильной посадки. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на те­тради - правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол или подножку. Нужно об­ратить внимание на то, что сиденье стула должно за­ходить за край стола не менее чем на 4 см и не более чем на 8 см.

При нулевой и особенно при положительной дис­танции для правильного размещения предплечья на столе учащийся вынужден тянуться вперед. Рабочая поза при этом становится неудобной, создаются усло­вия, усугубляющие статическую нагрузку и способст­вующие развитию утомления.

При письме школьник опирается на спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя сидит бо­лее свободно, опирается на спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. После объяснения и показа правильной посадки учитель должен попросить всех учеников сесть правильно и, обходя класс, поправить, в случае необходимости, их позу.

Плакаты с изображением правильной рабочей позы следует повесить в классе над доской, чтобы каждый учащийся мог во время урока контролировать себя. Вместе с тем школьников необходимо знакомить с на­глядными пособиями, демонстрирующими дефекты осанки, возникающие в том случае, если человек сидит неправильно.

Выработка определенного навыка у детей достига­ется не только при объяснении, подкрепленном пока­зом, но и при систематическом повторении. Для этого учитель должен ежедневно контролировать правиль­ность позы школьников во время занятий. Роль педа­гога в формировании у учащихся правильной посадки особенно велика в первые три-четыре года обучения, но об этом не следует забывать и в средней школе .

Важный фактор сохранения правильной рабочей позы учащихся - систематическое проведение физ­культминуток. Они обязательно должны включать упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

НОУ-ХАУ в школьной мебели

Отметим, что в последнее время появились оригинальные виды школьной мебели профилактической направленности, способствующие сохранению ребен­ком правильной рабочей позы за счет особенностей конструкции. Как пример можно привести учениче­ские комплекты на базе накладного балансировочного сиденья и функциональные кресла (Россия), сиденье Мировского (Украина), стул-седло (Финляндия), стул «Гармония» (Великобритания), сиденье типа «пресс-папье» (Германия).

Как правило, эти виды мебели имеют определенные эксплуатационные ограничения (по времени, ви­дам учебной деятельности и состоянию здоровья уча­щихся). Учитывая отсутствие в настоящее время нор­мативных документов по гигиенической оценке такой мебели, ее следует использовать либо для внеучебной деятельности, либо ограниченно, в режиме экспери­мента, по согласованию с органами Роспотребнадзора.

Наиболее изучены с гигиенической точки зрения ученические конторки. Использовать их рекоменду­ется в совмещенном варианте, в качестве дополни­тельных рабочих мест к полному комплекту традици­онной ученической мебели (парты, столы, стулья). При этом конторки размещают или за рядами последних парт (столов), или вдоль крайнего от окон ряда.

Для большинства образовательных учреждений с учетом гигиенических принципов размещения и без ущерба организации образовательного процесса в классе (в зависимости от площади самой классной комнаты и расстановки шкафов для хранения учебных пособий) можно дополнительно поставить от пяти до 11 таких предметов мебели. Продолжительность еди­новременной работы учащегося за конторкой не должна превышать 7-10 минут. Конструктивно рабо­чая плос - кость конторки имеет ширину 500 мм, длину 600 мм, угол наклона от 12° до 15°. Высота рабочей пло­скости должна иметь регулировку по высоте или быть изготовлена с учетом ростовых групп (с соответствую­щей цветовой маркировкой), с высотой переднего края 750 мм для второй группы, 850 мм - для третьей и 950 мм – для четвертой ростовой группы.

Одним из основополагающих прав человека является здоровье. Здоровье взрослого человека в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются уже в детстве.

Как показывают данные официальной статистики, 53% детей школьного возраста в России имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. К старшим классам состояние здоровья детей значительно ухудшается: за период обучения в школе в 3 раза увеличивается число детей с нарушением зрения, в 5 раз возрастает число детей с нарушением осанки (данные по Волгоградской области). Доказано, что до 64% выяв­ленных случаев наруше­ний осанки у школьников обусловлено именно несоответст­вием функциональных парамет­ров школьной мебели их росто-возрастным особенностям. Несмотря на постоянное обновление школьной мебели, проблема обеспечения общеобразовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей остается актуальной, т. к. в 22,5% обследованных объектах мебель не отвечает санитарным нормам и правилам (данные Роспотребнадзора по Волгоградской области). Прежде всего важна организация места учащегося в начальной школе, по­тому что она связана с повышен­ной чувствительностью растущего организма и адаптацией ребенка к учебному процессу.

В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Плохое здоровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к невосполнимым потерям здоровья детей.

Лекция №12

Эргономические требования к мебели

Цели урока:

  • Ознакомить будущих дизайнеров интерьера с эксплуатационным и функциональным назначением мебели
  • Разъяснить важность антропометрических аспектов проектирования дизайна сидений
  • Рассказать об основных материалах и покрытиях современного мебельного производства

Средства обучения – информационный материал, иллюстративный материал

Тип урока - изучение нового материала

Мебель - это передвижные или встроенные изделия для оборудования жилых и общественных помещений, садово-парковых и других зон пребывания человека

Мебель классифицируют по следующим признакам: эксплуатационным, функциональным, конструктивно-технологическим, по материалам, а также по характеру производства.

По эксплуатационному назначению различают нижеследующие виды мебели.

Мебель бытовая - изделия, предназначенные для обстановки различных помещений квартир, дач, коттеджей, для использования на открытом воздухе.

Мебель для общественных помещений - изделия для обстановки помещений предприятий и учреждений с учетом характера их деятельности и специфики функциональных процессов. Различают следующие виды мебели: медицинская (для больниц, поликлиник и других медучреждений), лабораторная (в т.ч. для лабораторий учебных и медицинских), для дошкольных учреждений (детских садов, яслей), учебных заведений (школ, колледжей, вузов), предприятий торговли, общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, бистро и др.) и бытового обслуживания, гостиниц, залов ожидания транспортных учреждений, предприятий связи, банков, театрально-зрелищных учреждений и пр.

Мебель для городской среды и открытых площадок рекреационных территорий (зон отдыха).

Мебель для транспорта - изделия, предназначенные для оборудования различных средств транспорта.

Мебель для производственных зданий

Набор мебели - это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам. Полный набор изделий представляет собой комплект мебели.

Гарнитур мебели - это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения.

По функциональному назначению различают нижеследующие виды мебели.

Емкости для хранения (корпусная мебель), основное назначение - хранение и размещение различных предметов: шкафы, тумбы, секретеры, комоды, серванты, сундуки, полки.

Мебель для сидения и лежания : кровати одинарные, полуторные и двойные, диваны, диван-кровати, кушетки, а также широкая кушетка - тахта, стулья, табуретки, кресла, скамьи, кресло-кровати, кресло-качалки, банкетки.

Мебель для работы и приема пищи - это, в основном, столы конторские, письменные, обеденные, сервировочные, журнальные, туалетные.

Мебель дополняющая , в частности, вешалки, манежи детские и т.д.

На рисунке 13-14 приведены основные габариты мебели, удовлетворяющие антропометрические требования к ее эксплуатации человеком. С учетом антропометрических данных большинство размеров мебели стандартизировано (требования СНиП к мебели).

Основные требования, предъявляемые к мебели

Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерностью мебели габаритам предметов, для хранения которых она предназначена; организацией пространства, обусловленной планировочными параметрами помещений, размерами (в плане) установленной в помещении мебели, размерами человека и оптимальными проходами. При этом соразмерность мебели человеку проявляется в организации пространства, необходимого человеку при различных статических положениях его тела, а также движений, связанных с тем или иным бытовым или трудовым процессом.

Функциональные требования. Функциональные показатели характеризуют основное назначение изделий и использование их с наибольшей пользой, а также совершенство выполнения изделием основной и вспомогательных функций. Комплекс функциональных требований основан на данных антропометрии, физиологии, психологии, гигиены и инженерной психологии. Конструкция изделия должна обеспечивать устойчивость мебели, ее технологичность, взаимозаменяемость, возможность трансформации отдельных элементов, замену обивочного материала или целых элементов. Функциональные размеры бытовой мебели регламентируются государственными стандартами, а форма элементов изделий и их конструкция нормами не устанавливается.

Эстетические требования. Мебель наряду с выполнением утилитарного назначения должна быть средством украшения жилища: иметь красивый внешний вид; отдельные узлы, детали, фурнитура должны быть хорошо подобраны по цвету, отделке, текстуре. Современная мебель отличается рациональностью и четкостью пропорций. Мебель должна соответствовать современному стилю, направлению моды.

Эргономические требования. Эргономические показатели определяют соответствие изделий размерам и форме тела человека, его массе, т. е. его антропометрическим характеристикам, физиологическим и психологическим (силовым, зрительным, скоростным, слуховым и другим возможностям человека), а также гигиеническим требованиям. Мебель должна создавать комфорт в доме и быть гигиеничной. Комфортность мебели - это удобство пользования, ухода, размещения и транспортировки.

Гигиенические требования: Гигиеничность мебели характеризуется её безвредностью. Выделение вредных веществ не должно превышать предельно допустимого уровня концентрации их в воздухе жилых помещений. Мебель должна как можно меньше загрязняться, легко очищаться от пыли, иметь мало участков, на которых могла бы задерживаться пыль. Гигиенические требования особенно важны для кухонной мебели, предназначенной для хранения продуктов, пищи, а также для мебели, предназначенной для сна и отдыха.

Требования к оборудованию учебных помещений СанПиН 2.4.2.576-96 (рассмотреть ученическую мебель: стол, стул, учебную доску)

Учебная мебель должна быть изготовлена из твёрдых пород дерева (традиционно из ДСП с ламинированием - это облицовка пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами) поверхность её не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии учеников. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду, будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся.

Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см, а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимального ученического стула . Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки. Ученические стулья изготавливают двух типов: стулья с постоянными параметрами и стулья с регулируемыми параметрами. Стулья изготавливаются по номерам в зависимости от группы роста. №5 – от 1600-1750мм, №6 – свыше 1750мм.

Преобладающим рабочим положением для многих видов профессий, а также для различных видов отдыха, является положение сидя. Специалисты-эргономисты, считают, что высота сиденья должна быть минимальной, а угол между сиденьем и спинкой стула максимальным. Именно такие условия наиболее оптимальны для отдыха.

Разнообразие дизайна сидений можно проследить, начиная с античных времен. Табурет, например, считался предметом мебели уже у египтян еще в 2050 г. до н. э., а стул - в 1600 г. до н. э. Однако, несмотря на повсеместную распространенность и длинную историю, сиденья по-прежнему остаются одним из хуже всего спроектированных элементов интерьера. Как однажды сказал индустриальный дизайнер Нейлс Диффриент: “Стул - это лакмусовая бумажка для дизайнеров”.

В положении сидя почти 75 процентов веса тела приходится всего лишь на 26 кв. см седалищных бугров (см. рисунок). Это чрезвычайно большая нагрузка на относительно маленькую площадь, поэтому ягодицы испытывают сжимающее напряжение. Такое давление вызывает усталость, дискомфорт и заставляет сидящего изменять положение, чтобы улучшить состояние. Длительное сидение без смены позиции при давлении сжатия может привести к ишемии или затруднить циркуляцию крови, что выражается в боли и онемении.

Отсюда становится понятным, что дизайнер сиденья должен стремиться к распределению веса тела, приходящегося на седалищные бугры, на максимально возможную площадь. Здесь, конечно, может помочь правильно подобранная набивка. И, разумеется, дизайн сиденья должен позволять пользователю менять положение тела для уменьшения дискомфорта.

Поэтому так важно, чтобы дизайнер был знаком с антропометрическими аспектами дизайна сидений и их соответствием требованиям биомеханики (движение) и эргономики.

Эргономичное удобное рабочее кресло - это и наше здоровье, и настроение, и работоспособность, и производительность. Как говорит "всезнающая" статистика: работа на эргономически правильно сконструированных стульях по сравнению с обычными стульями:

Уменьшает число ошибок в два раза;

Повышает концентрацию внимания (+ 7%);

Сохраняет активность (+ 9%);

Сохраняет позитивное самочувствие (+ 15%);

Способствует хорошему настроению (+ 10%).

Эргономические требования к офисному креслу: Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания, регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе.

Идеальная высота сиденья - когда ступни ног полностью касаются пола (высота 450мм), а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови.

Позвоночник здорового человека напоминает знак интеграла. А, следовательно, спинке кресла необходимо иметь соответствующую форму, чтобы помогать сохранять это положение. Это очень важный момент. Угол между спинкой кресла и сидением должен составлять чуть более 90°. Иногда стулья снабжаются специальным механизмом, позволяющим одновременно менять угол наклона спинки и сиденья так, что положение позвоночника остается правильным в любой момент времени.

Из истории мебельных материалов

Разговор о мебельных материалах уместно начать с истоков. В Древнем Египте и Месопотамии во 2-м веке до н.э. уже были известны все основные виды мебели - скамейки, стулья, кресла, различные варианты столов, кушеток, сундуков, ставших прообразом современных шкафов. Материалами служили разные породы дерева, тростник, пальмовые листья, сухожилия, кожа. Уже в Древнем Египте делали мебель, окованную благородными металлами, украшенную фаянсом и камнями. Античные художники (Древняя Греция и Рим) разработали классические мебельные формы, которые послужили образцами для всех последующих стилей, в том числе и самых современных. Они были мастерами в отношении сочетания простоты, утонченности, изящности линий и комфорта.

Мебельные материалы сегодня. Основным материалом современного мебельного производства являются различные виды древесных плит.

Древесно-стружечные плиты (ДСП). Наиболее распространенным в России мебельным материалом являются древесно-стружечные плиты, которые изготавливаются из отходов лесопиления, деревообработки и фанерного производства. В качестве связующих веществ используются при горячем прессовании плит преимущественно карбамидоформальдегидные смолы.

Древесно-волокнистые плиты (ДВП). ДВП - листовой материал, изготовляемый в процессе горячего прессования массы из древесных волокон, сформированных в виде ковра. Эти волокна получают путем пропарки и размола древесного сырья. Они представляют собой отдельные клетки тканей, их обрывки или группы клеток древесины. Сырьем служат отходы лесопиления и деревообработки, технологическая щепа и дровяная древесина. Для улучшения эксплуатационных свойств в массу добавляют упрочняющие вещества (например, синтетические смолы), парафин, церезин, антисептики и др.

МДФ/MDF (Medium Density Fiberboard - древесно-волокнистая плита средней плотности) - это плитный материал, изготовленный из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами, и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием и шлифовкой. МДФ - более прогрессивный плитный материал по сравнению с ДСП и ДВП.

Шпон. Немецкое слово Span (шпан) - стружка - превратилось в сегодняшней российской терминологии в шпон и означает тонкий листовой материал, полученный из цельной древесины путем лущения или строгания и используемый для облицовки поверхностей или изготовления фанеры.

Отделочные материалы и покрытия

Современное стилистическое и цветовое разнообразие мебели достигается благодаря использованию защитно-декоративных покрытий. Наиболее широкое распространение получили технологии по выпуску ламинированных и кашированных плит.

Ламинирование - облицовка пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами, отверждающимися под воздействием высоких температур и давлений. Данное покрытие имеет стойкость к царапинам, воздействию химических реактивов, и является аналогом декоративного бумажно-слоистого пластика (ДБСП).

Под кашированием в мебельной промышленности понимают облицовку древесной плиты полимерной пленкой или бумажно-смоляной пленкой с полной поликонденсацией смолы и последующим нанесением слоя лакокрасочного материала.

В последние годы за рубежом динамично развивается рынок мебели с использованием стекла и металла в качестве основных материалов. В современном мебельном дизайне отмечается тенденция широкого использования стекла и металла в производстве бытовой и офисной мебели. Появление и динамичное развитие объясняется тем, что использование стекла и металла в производстве мебели позволяет расширить и разнообразить ассортимент изделий, выявить стилевые направления. Стекло используется как в виде конструктивных деталей мебели, так и в качестве декоративных и накладных элементов, позволяющих улучшить эстетические свойства мебели. Применяются различные виды закаленного и незакаленного стекла: прозрачное, матовое, тонированное, окрашенное. Каркас и опоры этих изделий изготовлены из древесных материалов или металлических труб круглого и прямоугольного сечения.