Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.

Тур Хейердал, биография

Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl, 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия - 18 апреля 2002, Алассио, Италия) - знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог. Автор нескольких книг.

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка. Зоологии и географии Тур обучался в университете Осло (1933-1936). В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии, обращаясь к книгам и статьям крупнейшей тогда в мире частной библиотеки, которой обладал состоятельный виноторговец из Осло Бьярне Крепелин. Позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики. После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брох разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни. Прямо перед совместным отплытием на Маркизские острова Тур Хейердал сочетался своим первым браком с Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).

Фату-Хива

В 1936 году молодая пара покинула Осло и провела около года в южных морях. О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, большей частью на острове Фату-Хива, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Вероятно, первым переводом этой книги на иностранный язык было русское издание: в 1971 году в издательстве «Мысль» была опубликована книга «В поисках рая. Аку-Аку». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (George Allen & Unwin, 1974).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала нашего тысячелетия, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск. В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь его и застало окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

Перед экспедицией Хейердал и еще пятеро путешественников - Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер - прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». К плаванию на «Кон-Тики» их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между двух бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией: наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, как можно было бы считать по их речи.

В 1949 Хейердал развёлся с первой женой Лив, с которой прожил в браке 12 лет (она родила ему двоих сыновей - Тура-младшего и Бьёрна). В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен, и в этом браке у них родились две дочери - Мариан и Хелен Элизабет.

Экспедиция на остров Пасхи

В 1955-1956 гг. Т. Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь.

Лодки «Ра» и «Ра-II»

В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться носом в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.

Экипаж «Ра»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Абдулла Джибрин (Чад)
* Карло Маури (Италия)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Жорж Сориал (Египет)
* Сантьяго Хеновéс (Мексика)

Экипаж «Ра-II»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Карло Маури (Италия)
* Кей Охара (Япония)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Жорж Сориал (Египет)
* Сантьяго Хеновéс (Мексика)
* Мадани Аит Уханни (Марокко)

Лодка «Тигрис»

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога. В своём открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.

Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.

Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и всё же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля».

Экипаж «Тигриса»

* Тур Хейердал (Норвегия)
* Норман Бейкер (США)
* Ханс Петтер Бён (Норвегия)
* Норрис Брок (США)
* Асбьёрн Дамхус (Дания)
* Герман Карраско (Мексика)
* Карло Маури (Италия)
* Рашад Назир Салим (Ирак)
* Юрий Сенкевич (СССР)
* Тору Судзуки (Япония)
* Детлеф Цольтцек (ФРГ)

Другие исследования

В 1983-1984-х годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка».

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам Саги об Инглингах, автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал предположил, что история, поведанная в Саге об Инглингах, основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.
Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем 20-го столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Тур Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма.

В возрасте 75 лет отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком. Его избранницей стала бывшая Мисс Франции Жаклин Бир. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

Последователи

Экспедиции Хейердала были яркими событиями, а его героические путешествия на хрупких лодках поражали людское воображение. Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал, бесспорно, поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей. Он вводил читателей всех возрастов в мир археологии и этнографии, делая их привлекательными через свои красочные путешествия. Этот норвежский искатель приключений часто ломал рамки обыденного сознания. «Границы? - спрашивал он. - Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестрёнок».

В 1954 и 1959 гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики» на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики» повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа» и была организована в честь Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане. Об этом путешествии был снят фильм.

Награды и почётные звания

* Медаль Ретциуса, Шведское королевское антропологическое и географическое общество (1950)
* Медаль Мунго Парка, Шотландское королевское географическое общество (1951)
* Золотая медаль Бонапарта-Уайза, Парижское географическое общество (1951)
* Командор Норвежского королевского Ордена Святого Олафа (1951) и Командор со Звездой (1970)
* Золотая медаль Буша Кента Кейна, Филадельфийское географическое общество (1952)
* Почётный член географических обществ Норвегии (1953), Перу (1953), Бразилии (1954)
* Орден «За выдающиеся заслуги» Перу (1953)
* Избранный член Норвежской академии наук (1958)
* Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1960)
* Доктор наук (Honoris causa) университета Осло (1961)
* Золотая медаль «Вега», Шведское королевское антропологическое и географическое общество (1962)
* Медаль Ломоносова, Московский государственный университет (1962)
* Золотая медаль Королевского географического общества, Лондон (1964)
* Премия «За выдающиеся заслуги», Тихоокеанский лютеранский университет, Такома, штат Вашингтон, США (1966)
* Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1968)
* Командор американского Мальтийского ордена (1970)
* Орден «За заслуги», Египет (1971)
* Гранд-офицер Королевского ордена алауитов, Марокко (1971)
* Премия Кирилла и Мефодия Болгарского географического общества (1972)
* Почётный профессор Национального политехнического института, Мексика (1972)
* Офицер Ордена Солнца, Перу (1975)
* Международная экологическая премия Пехлеви, ООН (1978)
* Орден Золотого ковчега, Нидерланды (1980)
* Доктор наук (Honoris causa), Академия наук СССР (1980)
* Премия Брэдфорда-Уошберна, Музей науки, Бостон (1982)
* Доктор наук (Honoris causa), университет Сан-Мартин, Лима, Перу (1991)
* Доктор наук (Honoris causa), Гаванский университет, Куба (1992)
* Доктор наук (Honoris causa), Киевский университет (1993)
* Президентская медаль, Тихоокеанский лютеранский университет, Такома, штат Вашингтон, США (1996)

Библиография на русском

* Фату-Хива: возвращение к природе
* Путешествие на "Кон-Тики"
* Аку-Аку
* Ра
* Уязвимый океан
* В поисках Одина. По следам нашего прошлого

Библиография на норвежском

* På jakt efter paradiset: Et år på en sydhavsøy (1938)
* Kon-Tiki ekspedisjonen (1948)
* Aku-Aku: Påskeøyas hemmelighet (1957)
* Sjøveier til Polynesia (1968)
* Ra (1970)
* Fatuhiva: Tilbake til naturen (1974)
* Early Man and the Ocean: The Beginning of Navigation and Seaborn Civilizations (1978)
* Tigris: På leting etter begynnelsen (1979)
* Fatu-Hiva (1980)
* Mysteriet Maldivene (1986)
* Påskeøya: En gåte blir løst (1989)
* Grønn var jorden på den syvende dag (1991)
* Skjebnemøte vest for havet: De beseiredes historie (1992)
* Pyramidene i Tucume (1993)
* I frøyas fotspor (1998)
* Heyerdahl, Thor: Jakten på Odin, 2000.

Биография и эпизоды жизни Тура Хейердала . Когда родился и умер Хейердал, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты путешественника, фото и видео .

Годы жизни Тура Хейердала:

родился 6 октября 1941, умер 18 апреля 2002

Эпитафия

Ум, честь и красота,
Величие души и сердца,
Доброта и смелость -
Все в образе твоем.

Биография

В детстве он страшно боялся воды. Скажи ему кто тогда, что однажды он будет плавать в Тихом океане на деревянном плоту, Тур бы сильно удивился. Тем не менее так оно и произошло. Биография Тура Хейердала - история путешественника, ученого, писателя и, наконец, человека, никогда не отступавшего от своих высоких принципов. «Я не ищу приключений ради самих приключений, - как-то сказал Хейердал. - Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий - работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой». Он дал клятву верности своим целям и не отказывался от нее на протяжении всей жизни.

Тур Хейердал родился в Норвегии. Мальчик с детства зачитывался книгами по антропологии - его мама работала в антропологическом музее. После школы юноша окончил естественно-географический факультет университета Осло и вместе с молодой женой отправился в свое первое путешествие - на Маркизские острова, где супруги решили попробовать прожить в условиях девственной природы. Но спустя время им понадобилась медицинская помощь, и острова пришлось покинуть. Тем не менее именно тогда Тур понял, чем он будет заниматься свою дальнейшую жизнь, и это предопределило будущую биографию Хейердала как смелого путешественника, ученого, писателя, антрополога и гуманиста.

После войны он снова продолжил свою научно-исследовательскую деятельность и отправился в экспедицию, прославившую его во всем мире, - «Кон-Тики». Целью экспедиции «Кон-Тики» Хейердала было доказать, что южноамериканские индейцы могли бы добраться по морю до Полинезии. По возвращении Хейердал выпустил книгу «Путешествие на «Кон-Тики», которая была переведена на 67 языков, а документальный фильм о путешествии Тура Хейердала, снятый им в экспедиции, получил премию «Оскар». После такого успеха Хейердала было не остановить - он снаряжал одну экспедицию за другой: на Галапагосские острова, на остров Пасхи, Мальдивские острова и мн. др. Все это время Тур создавал научные работы, выпускал книги о своих гипотезах и экспедициях. А в 2001 году путешественник Хейердал прибыл в Россию, чтобы подтвердить очередное свое предположение о том, что норвежцы были выходцами с Азовского моря. О первом этапе экспедиции была написана книга «В поиска Одина», но второму этапу, увы, не было суждено случиться из-за смерти Хейердала.

Смерть Тура Хейердала наступила 18 апреля 2002 года. Восемь дней спустя состоялись похороны Хейердала. Путешественник скончался в своем имении, там же находится и могила Тура Хейердала. Причиной смерти Хейердала стала опухоль головного мозга. Еще при жизни путешественника на его родине был установлен памятник Хейердалу. Памяти Хейердала был назван фрегат «Thor Heyerdahl», вошедший 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии. В доме Хейердала сегодня находится его музей, в котором собраны суда и предметы, использовавшиеся путешественником во время экспедиций - в том числе и плот «Кон-Тики», лодки Хейердала «Ра» и «Ра II» и другие.

Линия жизни

6 октября 1914 г. Дата рождения Тура Хейердала.
1933 г. Поступление в университет Осло на естественно-географический факультет.
декабрь 1936 г. Женитьба на Лив Кушерон-Торп.
1937 г. Поездка на остров Фату-Хива, где Тур Хейердал вместе с женой провел год в отрыве от цивилизации.
1947 г. Экспедиция «Кон-Тики» через Тихий океан.
1949 г. Развод с Лив, женитьба на Ивонне Дедекам-Симонсен.
1951 г. Получение премии «Оскар» за документальный фильм об экспедиции «Кон-Тики».
1955-1956 гг. Экспедиция на остров Пасхи.
1958 г. Выход книги «Аку-аку» об экспедиции на остров Пасхи.
1969-1970 гг. Путешествия на лодках «Ра» и «Ра-II».
1977 г. Экспедиция на лодке «Тигрис».
1983-1984 гг. Исследования на Мальдивских островах.
1989 г. Выход книги «Остров Пасхи: разгаданная тайна».
1991 г. Исследования пирамид Гуимар на острове Тенерифе, вступление в третий брак - с Жаклин Бир.
1994 г. Открытие Туром Хейердалом зимней Олимпиады в Лиллехаммере.
18 апреля 2002 г. Дата смерти Тура Хейердала.
26 апреля 2002 г. Похороны Тура Хейердала.

Памятные места

1. Город Ларвик в Норвегии, где родился Тур Хейердал.
2. Университет Осло, где учился Тур Хейердал.
3. Дом Хейердала (имение Колла Микери) в Италии, где он скончался и где похоронен Тур Хейердал.
4. Памятник Хейердалу в Норвегии.
5. Музей Кон-Тики в Норвегии, посвященный деятельности Тура Хейердала.

Эпизоды жизни

Хейердал специально подбирал такой экипаж для экспедиций, чтобы в нем были собраны представители разных национальностей, рас, религиозных и политических убеждений. Таким образом Тур хотел показать, что на маленьком плавучем судне могут плодотворно жить и сотрудничать в мире самые разные люди.

Тур Хейердал ненавидел любые формы проявления насилия, он был самым настоящим гуманистом. Такое отношение к людям вызывало симпатию у любого, кто был с ним знаком, - от кубинского команданте до короля Норвегии. В 1954 году Тур побывал на острове Пасхи, местные жители которого отличаются очень настороженным отношением к чужеземцам. Они так полюбили Тура, что даже показали ему свои родовые пещеры и разрешили ему взять оттуда на память то, что он пожелает. Экспонаты с острова Пасхи, подаренные жителями острова Туру, сегодня хранятся в музее Хейердала.

Заветы

«Я не боюсь смерти. Но я ненавижу терять мою жизнь».

«Человек - раб маленького механизма, который отмеряет время и твердит: пора делать то-то и то-то, торопись, не мешкай».


Документальный фильм об экспедиции Тура Хейердала в 1947 году

Соболезнования

«Выражаю самые искренние соболезнования в связи с кончиной великого сына Норвегии, гуманиста, большого друга нашей страны Тура Хейердала. Его выдающиеся исследования морской среды, новаторские работы в области этнографии и археологии по праву вошли в золотой фонд мировой науки».
Владимир Путин, президент РФ

«С уходом из жизни всемирно известного этнографа и археолога Тура Хейердала Норвегия потеряла самобытного и выдающегося исследователя».
Хьель Магне Бундевик, бывший премьер-министр Норвегии

«Тур Хейердал и его деятельность являются вдохновляющим примером для молодых людей, которые хотят найти свою дорогу к знаниям и пониманию».
Йенс Столтенберг, член норвежского парламента, бывший премьер-министр Норвегии

Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl). Родился 6 октября 1914 года в Ларвике, Норвегия - умер 18 апреля 2002 года в Алассио, Италия. Норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг.

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции.

С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка.

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным.

Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

В 1933 году 19-летний Тур Хейердал поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился в Бергене с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, жившим в период Первой мировой войны в Полинезии, на Таити.

Бьёрн Крепелин, заслуживший уважение вождей острова Таити, собрал огромную коллекцию предметов и книг. Тур получил доступ к библиотеке Крепелина и самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии (позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики). Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив выбор им карьеры исследователя и путешественника.

После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора́ зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брок разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни.

В декабре 1936 года, в сочельник, Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп , с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).

В начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал и Лив покинули Осло и отправились поездом в Марсель. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити . Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации.

Им казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» .

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война.

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск.

В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь его и застало окончание войны.

К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников - Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер - прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики» .

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах.

Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией: наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь».

По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, как можно было бы считать по их речи.

В 1949 году Хейердал развёлся с первой женой Лив, с которой прожил в браке 12 лет (она родила ему двоих сыновей - Тура-младшего и Бьёрна). В том же году он женился на Ивонне Дедекам-Симонсен , и в этом браке у них родились три дочери - Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. Со второй женой Тур развёлся в 1969 году и женился в третий раз в 1991 году.

Тур Хейердал - экспедиция на остров Пасхи

В 1955-1956 годах Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи.

В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на возвышенностях Оронго и Поике.

Позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи» . Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века. Они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы.

Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и «совсем белых», и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих».

«Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.

Первая лодка, названная «Ра» , спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы.

Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В своей статье «По следам бога Солнца», опубликованной в каирском журнале Egypt Travel Magazine, Тур Хейердал писал: «Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами… И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики» .

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.

Тур Хейердал - Тигрис

В 1977 году Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис» (так на латыни звучит название Тигра), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты.

«Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю.

По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка» .

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого» .

Тур Хейердал - В поисках Одина

В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе.

В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда.

Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан.

В 1994 году он побывал в Гобустане, где изучил наскальные рисунки. В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш. Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с ). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри.

В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек.

В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма.

В 1991 году 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком . Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир , которая была моложе мужа на 18 лет. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. В последний месяц жизни отказался от приёма еды и лекарств.

На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей. 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат «Thor Heyerdahl» (F312), названный в честь великого путешественника.

Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей.

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестричек».

В 1954 и 1959 гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики» на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики» повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа» и была организована в память Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане. Об этом путешествии был снят фильм.

В 2015 году норвежец Тургейр Хиграфф организовал экспедицию «Кон-Тики 2» в составе 14 человек, отправившуюся по следам Тура Хейердала на двух парусных плотах из Перу до острова Пасхи и обратно, в Чили.