Татьяна Галашова
Центр природы в ДОУ

Консультация для воспитателей

Центр природы в группе

Подготовила старший воспитатель

Галашова Татьяна Васильевна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе .

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы , который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Значение центра природы :

Общение с природой положительно влияет на ребенка.

Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

Развитие познавательных процессов.

Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить . Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы : восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы .

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Задачи центра природы :

Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы ; знакомить с видами растений.

Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть :

Неразрывную связь живого организма с внешней средой,

Многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

Специфику живого организма, его отличие от предметов,

Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям :

Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.) .

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.) .

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы .

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения :

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами : луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала .

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала .

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки) . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении - это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Экологическое воспитание - систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Целью экологического воспитания является формирование у детей взгляда на природу и места человека в ней, экологическую грамотность, любовь и бережное отношение к окружающему,

Развивающая предметно – пространственная среда в целом - это система, обеспечивающая развитие деятельности и личности ребенка. Это единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд основных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда для занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

Предметно – пространственная развивающая среда в ДОУ способствует:

познавательному развитию ребенка: создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом,

наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы,

эколого-эстетическому развитию: привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, умение видеть красоту природного мира, предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;

оздоровлению ребенка: использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формированию нравственных качеств ребенка: создание условий ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, формированию экологически грамотного поведения ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе;

Требования при организации в ДОУ уголков природы:

Уголок природы должен быть ярким и красочным;

Календарь природы в каждой возрастной группе;

Стеллажи, полки обязательно закреплены;

Цветы располагаются на уровне глаз ребенка; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

Природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

Оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1 Для ухода за обитателями уголка отбирают растения и животные, неприхотливые к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

2. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения общие, и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

3. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить вреда здоровью детей.

4. Нужно учитывать нормальную жизнедеятельность, рост и развитие животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ для:

Познавательного развития - расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого–эстетического развития - формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательного развития - формируются нравственные качества: бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе.

Практического развития - приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительного развития - растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения.

Они украшали жилище человека с древних времен. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан).

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т. к. дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки, опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. (традесканций,сеткреазия,витис (комнатный виноград).

Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Осенью: Букеты осенних цветов в вазах, ветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы),поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)

Зимой: Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д), ветки деревьев и кустов в вазах, экибаны, поделки детей

Весной: Ветки деревьев и кустарников в вазах, ящики с рассадой, букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом: букеты цветов в вазах

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты.

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы , которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть - цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

    Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

    Альбомы «Времена года»;

    Книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

    Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

    Материал для труда.

    Оборудование для экспериментов.

    Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

    Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

    Дидактические игры природного содержания.

    Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Наполнение уголка природы будет зависит от возраста детей и Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Работа в уголке природы способствует формированию трудовых навыков!

Консультация: «Центр природы в детском саду»

Цель: помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды

Центр природы – достаточно традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Цели создания живых уголков одинаковы, однако формы могут различаться. В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трёх вариантов: отдельное помещение, часть экологической комнаты и центры в группах.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:

- географический : желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

- экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений

Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить её. При подборе растений следует учитывать аспекты:

- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);

- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. Варианты оформления могут быть разными: альбом, тетрадь, папка с прозрачными файлами. Последний вариант наиболее удобен, т.к. позволяет при необходимости менять информацию, дополнять её.

При описании каждого растения, животного лучше следовать определённому плану, это облегчит сравнение материалов. В паспорте следует разместить:

    фотографию или рисунок,

    указать научное и бытовое название (например, бальзамин или Ванька мокрый), если есть интересная информация о происхождении названия (например, почему морскую свинку называют морской, хотя к морю она не имеет никого отношения);

    родину растения (животного) – континент, страну;

    условия, в которых оно живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

    экологические особенности – отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растение влаголюбивое или засухоустойчивое, животные влажных или засушливых мест обитания);

    особенности питания растений (требование к богатству почвы или нет), для животных -тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе);

    особенности образа жизни (дневной, ночной);

    связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе);

    если есть информация, можно внести в паспорт сведения об отношениях человека и описываемых живых объектов (как человек использует растения в природе и быту; подлежат ли растения, животные охране и почему).

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, экологические особенности растений показываются при помощи знаков – символов. Другой вариант: каждая характеристика животного обозначается квадратиком, а растения – кружочком, которые размещаются в верхней части страницы. Например, влаголюбивое растение – синий кружок, засухоустойчивые – оранжевый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений и животных в вашей группе. Такие значки значительно облегчат вашу работу, помогут правильно ухаживать за растениями.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые растения, что является результатом полного соответствия их потребностей и условия обитания. На наш взгляд в группе должно быть целесообразное количество растений (8-10): все или большая их часть (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, композициях, торшерах), подписаны научными названиями. Можно завести 2-3 растения одного вида, различающихся по окраске цветка или по величине. Например, бегонию высокую и низкую.

Общеобразовательные программы ДО рекомендуют во второй младшей группе иметь 2-3 невысоких цветка. На подоконник нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% см. высоты от подоконника. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения, а это особенно вредно для маленьких детей, да и в поле внимания ребёнок может держать ограниченное количество объектов.

Педагог привлекает детей к совместному труду по уходу за растениями в виде поручений: расстелить на столе клеёнку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведёрко с почвой, поддержать цветок, полить после пересадки. Все растения должны быть пересажены вместе с детьми.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 новых растения, которые отличаются величиной листьев (кливия), строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это даёт возможность сравнивать. Работа в данной группе построена таким образом, что сначала мы создаём общее положительное отношение у детей к объектам природного уголка (дежурство - уход за растениями, кормление животных совместно с педагогом), а затем сведения о них.

В старшей группе вновь добавляются растения. В течение года воспитатель учит сравнивать детей с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними. Работа с детьми в природном уголке дополняется разделом по познавательному развитию, темой блока «Царство растений», «Царство животных» (где обговаривается классификация комнатных цветов, начинается работа с тех, которые есть в вашей группе, и постепенно дополняется этот список; а также говорится о диких, декоративных животных: аквариумные рыбы, хомячки, попугайчики, которые живут дома, за ними ухаживает человек).

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения. Акцент в данном возрасте делается на то, что у каждого ребёнка есть свой любимый цветок, как и воспитателя и ребёнок «несёт за него ответственность», т.е. ухаживает (поливает, опрыскивает), наблюдает за тем как он себя «чувствует» и своевременно говорит об этом воспитателю. Занимаются пересадкой, выращиванием цветов и овощей, отмечая результаты наблюдений, высаживают рассаду весной на участки детского сада. Педагог организует тематические выставки: «Мой любимый цветок», «Редкие растения», «Моё любимое животное». Поддерживает познавательный интерес детей за счёт легенд, познавательных историй о цветах, животных.

При переезде в новое помещение специалисты рекомендуют цветы оставлять на своих местах, т.к. многие из них плохо реагируют на переезд.

К выше сказанному следует добавить требования , которые необходимо соблюдать при организации природных уголков:

    растения и животные должны быть безопасными для детей и взрослых, недопустимы ядовитые и колючие растения;

    подбирать неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

    предпочтение отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены;

    уход за растениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (СанПин, 2003г., п.2.4. 12);

    обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    подбор растений и животных должен быть осуществлён с учётом возрастных особенностей детей;

    придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, красиво вписывающихся в интерьер помещения.

Оборудование

В природном уголке необходимо выделить полочки для хранения корма и ухода за растениями и животными (клеёнчатые фартуки, полотенца, клеёнка для стола, лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители земли). Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии (открытки), календарь природы. На стене размещается географическая карта с обозначением мест происхождения обитателей уголка.

В природном уголке может находиться теплица (ящики для посадки лука, овса, рассады), которая служит, прежде всего, местом выращивания для многих обитателей природного уголка (овёс для попугаев, салат для черепах), наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Уже становится традиционным экспериментальный уголок в детских садах. В нашем детском саду педагоги из-за нехватки помещения в групповых комнатах экспериментальный уголок объединяют с природным. В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы занятий. Так, во время занятий на темы «Песок, глина, камни» ребёнку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Основное оборудование:

    приборы - помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Выставочный уголок.

В уголке природы периодически можно размещать детские рисунки и поделки на тему о природе, фотографии детей и родителей во время общения с природой, с обитателями живого уголка.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой (автора программы по экологическому воспитанию), расположить природный уголок можно в помещении группы, не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; если позволяет пространство, то можно организовать в приемной групповой или в туалетной комнате. В уголке природы воспитатель организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных (труд в природе), познавательно-ознакомительная работа и общение с природой.

Используемая литература:

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

    Николаева С.Н. Юный эколог

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 5 – 2004г.)

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 1 – 2007г.)

Оксана Мизёва
Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)

Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и средней группах).

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Цель центра «Науки» - экологическое воспитание и развитие исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет, как основы интеллектуально-личностного развития детей.

Задачи:

развивающие:

Развивать способность видеть многообразие природного мира в системе взаимосвязей

и взаимозависимостей;

Развивать собственно-познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных

Развивать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

Развивать художественные способности, эстетические чувства (умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы);

образовательные:

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Расширять перспективы поисково – познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

воспитательные:

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность:

поэтому необходимо создать условия для:

Совместной деятельности детей и взрослого;

Проявления самостоятельной познавательной активности детей;

Восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы;

Развития креативности и воображения детей;

Участия родителей в жизни группы;

Атмосферу эмоционального комфорта;

Уголок природы (2-я младшая группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия двух, трёх растений, называть их части: цветок, лист;

Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая их характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску);

Находить в группе растений одинаковые. знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья;

Формировать интерес и бережное отношение к растениям, и желание помогать взрослому в уходе за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и даёт им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (например - полить цветок из лейки);

Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним, необходимо их правильно учить держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно;

Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия;

Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно полить растения.

Наполнение уголка природы

1. Комнатные растения по два, три экземпляра (аспидистра, фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, рейнекия, драцена).

2. Предметы ухода за растениями:

Противень из оцинкованного железа для установки растений во время мытья – 1шт;

Кружка для наливания воды из ведра в лейку – 1шт;

Лейки – 3-4 шт. ;

Пульверизатор – 3шт;

Щётка для мытья горшков – 1шт. ;

Заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшках (для воспитателя;

Глиняные горшки разных размеров для пересадки и размножения растений 5 – 10 шт;

Запас земли для пересадки растений;

Поддонники пластмассовые.

3. Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, капуста, яблоко).

4. Осенние листья (по сезону).

5. Срезанные ветки деревьев в воде.

6. Календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе.

7. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.

8. Календарь наблюдений за птицами.

9. Наборы картин и открыток: домашние животные и птицы; перелётные птицы; дикие животные;времена года.

10. Книги с картинками, на которых изображены животные.

11. Картотека игр по экологии.

12. Природный и бросовый материал.

19. Оборудование для экспериментирования.

20. Инвентарь для трудовой деятельности:

Фартуки (на подгруппу);

Тряпочки (на подгруппу);

Верёвка – 1шт;

Прищепки – 10-15шт.

21. Выносной материал для трудовой деятельности на прогулке:

Лейки – 2-4шт. ;

Метёлки – 5шт;

Грабли – 10-15шт;

Корзина с ручками для листвы – 1шт;

Совки и ведёрки для мусора– 10-15шт;

Лопаты для уборки снега – 10-15шт;

Санки для перевозки снега – 5шт. ;

Кормушка – 2-5шт. ;

Щётки для сметания снега – 3-5шт;

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности (2 младшая группа):

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(стаканчики, пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

2. Воронки разного материала, объёма.

3. Резиновые груши разного объёма.

4. Губки или паралон.

5. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

6. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки от мороженного.

7. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

8. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет. контейнер для яиц, половинки мыльниц.

9. Пакеты, воздушные шары.

10. Колокольчики, звучащие игрушки, коробочки со «звуками» (с различным напол –

11. Макет тела человека.

12. Зеркало.

13.Ёмкости для посадки семян.

14. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

15. Бросовый материал (ткань, бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха, пробки, деревянные бруски разных размеров и формы, разные коробки).

16. Контейнеры (тазы) с водой и песком.

17. Свеча в подсвечнике.

18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, кисти, клей.

19. Краска, кисточки, палитры.

20. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

21. Тальк, детский крем.

22. Фонарики, лампа настольная.

Уголок природы (средняя группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия четырех, пять растений, называть их части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая их характерные признаки листьев (овальные, круглые и т. д.); знать ещё одну растительную группу - куст;

Продолжать формировать у детей умение отмечать сходство и различие в форме,величине, окраске листьев и цветов;

Закреплять знания, полученные ранее о животных, подробнее рассматривать внешний

вид, отмечая существенные признаки;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5

видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);

Необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;

Дежурство в уголке природы:со второй половины года.

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

(средняя группа).

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей

нер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-

ным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,

разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазелин.