Этот вопрос о пунктуации точно не задают себе многие. И не только мои сверстники. Хорошо, что у меня появился повод порассуждать на данную тему.

Конечно, в русском языке она довольно сложная. Все эти причастные и деепричастные обороты, вводные слова, которые могут выделяться или не выделяться запятыми (по обстоятельствам), сложносочиненные и сложноподчинённые предложения… В том же английском всё проще! Но в том-то и богатство, и сложность русского языка.

Понятно, что пунктуация нужна, в первую очередь, для передачи смысла. Хрестоматийные примеры (казнить - миловать). Действительно, иногда одна запятая может полностью изменить смысл.

Также важно, что это сохранение традиций. Тот, кто пишет письмо бабушке или пишет документ в организацию, но пренебрегает знаками препинания, тот, я думаю, не уважает ни организацию, ни бабушку. Ни, самое главное, себя! Это похоже на отглаженную одежду, то есть на тебе может быть модный, дорогой, чистый костюм, но когда его не гладили (весь мятый), то всё сразу теряет вид. Или ещё на пуговицы похоже. Можно ведь не застёгивать их, если случай не особенно торжественный, на пиджаке, например. Можно, это в данной ситуации не вещь первой необходимости. Но если пуговицы эти разные, оторванные, сломанные, то эти «мелочи» тут же портят весь вид.

Да, в Интернете, в сообщениях, если очень спешишь, то можно и не всегда ставить точки-запятые. Часто вместо знака препинания, которые, кстати, не так-то просто ставятся с клавиатуры, просто отправляют новое сообщение. То есть вместо точки (нового предложения), просто новое сообщение. Но тогда получается очень много этих сообщений – «флуд».

Сдать экзамен без правильной пунктуации нельзя! Тем более все эти ОГЭ и ЕГЭ, там каждый знак в бланке влияет на оценку.

Важно, что традиции всё равно развиваются. Время ускоряется, не хватает времени даже иногда знак вопроса поставить, если из самих слов понятно то, что это вопрос. Кстати, зачем так уж спешить? Лучше с толком всё делать…

Но я считаю, что мы должны знать пунктуацию, а использовать её по мере надобности и возможности. Кстати, мой любимый знак пунктуационный – восклицательный!!!

Сочинение про Важность пунктуации

Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте. Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.

Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем. Например, обособленная запятыми вводная конструкция обязательно в процессе чтения выделяется с помощью пауз. У каждого знака «своя» пауза: у кого-то длиннее, у кого-то короче. Тот или иной знак важен не только внутри синтаксической единицы. Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.

Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую. Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи отношений причины и следствия, а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.

Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

    Произведение по жанровой направленности представляет собой драматическую пьесу, в которой воплотились авторские размышления о судьбах русских людей, переживших эпоху застоя.

На вопрос зачем нужна пунктуация? заданный автором Просчитаться лучший ответ это а вот интересно, что бы ты понял из незнакомого тебе текста, если бы там не было ни одного знака препинания? Наверное не очень много...

Ответ от Наталья Короткова [новичек]
Пунктуация (от лат. punctum ‘точка’) - это система знаков и символов, используемых в письменной речи, выработанная в рамках языка. Зачем же нужна всё таки пунктуация. Пунктуация позволяет отделять предложения друг от друга, передать определённый смысл в тексте, выразить эмоции чувства. Например, запятая она позволяет уловить паузу, передать смысл в сложных предложениях, служит для перечисления. Возьмём всем известное предложение из книги Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков» КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ, если поставить запятую после слова казнить, то получится КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ, а если после слова нельзя - КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ. А если бы мы убрали из текста все точки, тогда текст не имел бы смысла, это был бы не текст, а сплошной набор словне связанных между собой


Ответ от Приспособляемость [эксперт]
Пунктуация (от лат. punctum ‘точка’) – это совокупность знаков
препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления.
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы
написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи,
составляются слова, а речь складывается из слов. Но дело в том, что
произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое
понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда
между отдельными словами делаются интервалы различной длинны, на словесных
группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона.
И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и
повышения и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые
оттенки смысла речевых отрезков. Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой
оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и каким
приёмам он должен для этого воспользоваться.
Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой
для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита
с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало
содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось
всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было
установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого
значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть
одинаков, а значение и, следовательно употребление их различны. Важно то,
чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково
понимали, что выражает тот или иной знак препинания.


Ответ от Илья Вишневский [активный]
есть известное предложение: казнить нельзя помиловать
1 запятая может полностью поменять смысл - жить или умереть


Ответ от Невролог [гуру]
Знаки препинания нужны для создания интонации. Одно и тоже предложение можно прочитать по разному если знаки препинания разные. Например. Вася - русский. или Вася - русский! или Вася - русский? Запятые нужны для обращений. Она может сыграть очень важную роль.
Пунктуация не всегда может строиться на строгих законах.
Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация ради пунктуации) , а для более полного понимания смысла текста. Для отображения чувств, эмоций, интонации с которыми была произнесена речь. Передать всё это на бумаге мы можем только с помощью каких-то знаков, т. е. с помощью пунктуации (знаков препинания) . Особенно много нареканий в данном смысле на запятую. Запятая играет свою главную роль - обозначает паузу в предложении.
Роль знаков препинания:
Запятая – 1.пауза в предложении. 2. для передачи правильного смысла в сложных предложениях 3.перечисление 4.выделение вводных фраз (слов) , обращений, уточнений.
Тире – 1. более длинная пауза в предложении; 2.противопоставление смысла предыдущих слов последующим; 3.замена слова (если мы не произносим слова, но имеем его ввиду) ; 4.объяснение значения того или иного понятия или явления.
Двоеточие – 1.объяснение в подробностях сказанной общей фразы. 2.перед перечислением.
Точка с запятой – 1.отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой (что-то среднее между запятой и точкой – сильнее запятой и слабее точки) .
Точка – 1.более длинная пауза, чем та, которую обозначает запятая. 2.конец предыдущей мысли и начало следующей. 3.разделение слишком длинных предложений для их более лёгкого понимания (человек привык мыслить предложениями) .
Скобки круглые – 1.отвлечение от основной мысли. 2. объяснение
Кавычки – 1. цитата 2.произнесение слова, когда объект не имеет характеристик этого слова.
Три точки – 1.обозначение более длинной паузы во времени, чем точка. 2. обозначение незавершенности.
Восклицательный знак.
Вопросительный знак.
Восклицательный знак одновременно с вопросительным (!?).
Вопросительный знак одновременно с восклицательным (?!).
Когда известному автору дают право на авторский знак, а другим нет – это несправедливо. Вопрос в том, что человек должен ставить знаки препинания сознательно и уметь обосновать свои знаки. Если же он просто не знает и совершает ошибки – то только в этом случае можно считать это ошибками.
Язык – это не догма. Учёные слишком увлекаются разбиением всего и вся на группы; классификациями. Нужно же смотреть шире и обдумывать целесообразность тех или иных правил.
Знаки препинания нужны для обозначения смысла, нельзя искажать смысл ради знаков препинания.

Мы проанализировали наиболее распространенные грамматические ошибки. Однако внимание было уделено не всем уровням языкознания. В этой статье мы остановимся на ошибках, связанных с употреблением знаков препинания.

Когда запятая нужна

Помним - мы используем ее, чтобы разделять и выделять слова в предложениях.

Часто на сайтах встречаются ошибки в перечислениях характеристик товаров или услуг. Например:

Но в предложении «Мы заменим кран и подключим душевую» запятая не нужна, потому что союз«и» употребляется один раз.

Как правило, громоздких предложений с однородными членами и ошибками в них можно легко избежать. Для этого используют маркированные списки:

Только употреблять их надо с умом.

  • Для разделения частей предложения

Практически каждое предложение можно разделить на части. Понять, нужна ли запятая, можно, поставив вопрос.

Перед нами излюбленное копирайтерами введение ключевого запроса «где купить…» . Если вы и решили использовать это клише, то не допускайте в нем ошибок. В этом маленьком предложении пропущена запятая перед словом «где» . Оно состоит из главной («задаетесь вопросом» ) и придаточной («где купить пальто» ) частей, связанных союзом «где» . Проверяем: «Задаетесь каким вопросом? Где купить пальто» - значит, запятая нужна.

Чтобы отделить придаточную часть от главной, нужно поставить запятую и в следующих примерах (к придаточным частям можно поставить вопросы «подумайте о чем?», «что понятно?» ):

  • С обеих сторон вводных слов («понимаешь», «надеюсь», «возможно», «хорошо» и др.)

Однако если бы «надеюсь» было частью сказуемого, запятая была бы лишней. Например: «Клиент заказал аудит сайта и надеется выйти из-под фильтра» . «Надеется выйти» - составное сказуемое и запятая между его частями не нужна.

Составные вводные конструкции «как правило», «прежде всего», «как следствие» и др. также обособляются с двух сторон знаками препинания (обычно запятыми).

Примечание: Согласитесь, как правило, эти конструкции можно убрать из текста, по нашему мнению , его смысл от этого, к счастью , не изменится - очень часто вводные слова только усложняют и перегружают предложения, и от них можно отказаться.

  • В причастных и деепричастных оборотах

Деепричастные обороты:

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, отвечая на вопрос «что делая?» :

Правильно: «Так что, делая выбор, отнеситесь к покупке трепетно».

В этом примере запятой не хватает в начале деепричастного оборота, перед словом «основываясь» . Команда не только распределяет обязанности, но и основывается на профильной подготовке - речь идет о дополнительном действии, поэтому запятая необходима.

Причастные обороты:

Нужна запятая перед словом «предоставляемые» (ставим вопрос: Услуги какие? - Предоставляемые компанией ).

Нужна запятая в конце оборота, перед словом «выполнена» (Одежда какая? - Представленная в интернет-магазине ).

Нужны запятые с обеих сторон причастного оборота «произведенные в России» (Ковры какие? - Произведенные в России ).

  • Между частями составного союза «как…, так и…»

Многие авторы статей на сайтах используют эту конструкцию, чтобы ввести в текст ключевой запрос «дешевый» и «дорогой» . Однако использование союза в данном случае неуместно - продуктивнее будет, например, сделать перечисление с указанием конкретных цен.

Примечание: Зачастую в текстах на сайтах конструкция «как…, так и…» лишняя, и ее можно «безболезненно» убрать или заменить списком:

Когда запятая не нужна

  • Между подлежащим и сказуемым

Любительницы могут купить - что же тут разделять?

  • Перед конструкциями «и т.д.», «и т.п.», «и др.»

  • Между придаточными предложениями, если они относятся к одному главному и соединены союзом «и»

Тире или дефис?

Эти знаки препинания часто путают, несмотря на явную разницу значений.

Тире ставится:

  • Между подлежащим и сказуемым

Например: «Цель аудита - выявление ошибок оптимизации» . В этом предложении «цель» - подлежащее, а «выявление» - сказуемое. Другими словами, тире заменяет пропущенное (но подразумеваемое) слово «есть».

Следите за правильностью употребления того или иного знака. Наиболее частые ошибки в употреблении дефиса (вместо тире) - как раз между подлежащим и сказуемым:

В описаниях на сайте дефис вместо тире - это, скорее, техническая ошибка, устранить которую легко. Просто проверяйте написанное, ведь внимательное отношение к контенту - показатель заботы о посетителях вашего сайта.

  • Между однородными членами и обобщающим словом

В текстах на сайтах многих интернет-магазинов есть ошибки в описаниях услуг, свойств и характеристик товаров.

Правильно:

«В контенте, в распределении целевых запросов, в юзабилити сайта - везде нужна оптимизация».

Например: «Свою задачу - преодолеть препятствие - он выполнил».

Дефис ставится:

  • Между частями сложных слов

Например: «анкор-лист», «интернет-магазин», «онлайн-консультант», «страница-донор».

  • В неопределенных местоимениях-существительных

Например: «кто-то», «что-нибудь», «кое-что», «кто-нибудь», «что-то».

  • Между наречиями, составляющими одно целое

Например: «давным-давно», «волей-неволей», «белым-бело».

Точка

Этот знак препинания обозначает завершенность повествования. Точка также обязательна в сокращениях («др.», «т.д.», «т.к.»).

Но не ставится в конце заголовков и подзаголовков:

Сокращая слова, нужно руководствоваться общепринятыми правилами. Нельзя сокращать на гласные буквы, а при стечении двух согласных точка ставится после первой. Например, «рус. яз.» , а не «русс. яз.» ; «грам. ошибки» , а не «грамм. ошибки» . Ключевые слова сокращать нельзя. Помните и о том, что в сокращениях слов «миллион» («млн») , «миллиард» («млрд») и «триллион» («трлн») точка не ставится.

Напоследок

Употребляя пунктуационные знаки, нужно не только следовать правилам, но и помнить о внимательности, чтобы не получалось так:

Пусть в ваших текстах никогда не будет пунктуационных ошибок, а во фразе «Совершенствоваться надоело бездействовать» запятая стоит на правильном месте!

Знаки препинания - очень важные составляющие текста. Человек, не использующий их в письменной речи, рискует сделать так, что те, кому адресован текст, просто-напросто не поймут смысла. Да и читать такое сообщение будет невозможно. Поэтому просто необходимо проверить пунктуацию, как только текст написан. Это не только уважение к адресатам, но и к самому себе, ведь грамотная письменная речь - показатель высокой культуры. В статье разберем, для чего нужна пунктуация, какие существуют основные знаки препинания и какую функцию выполняет каждый из них.

История возникновения знаков препинания

Знаки препинания появились не сразу. Изначально тексты были сложны для восприятия, писались без них. То, что необходимо сделать письменные сообщения удобочитаемыми, в Европе первыми поняли французы. Постановку особенных остановок, запятых, они переняли у греков в XV веке.

Что касается России, то сформулировал мысль о том, для чего нужна пунктуация, впервые Михайло Ломоносов. Правила были выдвинуты им в XVIII веке. Причем, он говорил не только об употреблении запятых, но и восклицательных знаков. Карамзин же ввел в употребление тире и двоеточие.

Значение пунктуационных знаков

Тире (кстати, это единственное название знака препинания, имеющее иноязычное происхождение - французское) необходимо, когда пропускается союз или какое-либо слово. Также оно указывает на то, что в предложении одна мысль противопоставлена другой.

Использование точки с запятой крайне редко. Этим знаком соединяют части, совершенно не связанные логически друг с другом.

Однородные члены

Теперь разберемся с основными правилами, которые помогут проверить пунктуацию. Одно из самых распространенных - запятые при однородных членах предложения. Напомним, это такие, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть абсолютно любые составляющие синтаксической единицы.

Чтобы проверить знаки пунктуации при них, необходимо обращать внимание на союзы, их соединяющие. Если таковых нет - запятая ставится всегда. На лугу росли красные, ярко-желтые, белые цветы.

Также необходимо поставить пунктуационный знак, если однородные члены соединены попарно. На лугу росли красные и желтые, голубые и белые цветы. Как видим, в этом случае запятая отделяет два с союзом и.

При повторяющихся союзах пунктуационный знак ставится после первого. На лугу росли и красные, и ярко-желтые, и голубые, и белые цветы.

При однородных членах может стоять обобщающее слово. В таком случае проверить правильность пунктуации поможет определение того, где оно находится. Если до ряда однородных членов, то необходимо поставить двоеточие. После такового - тире. Например: На лугу росли всевозможные цветы: красные, ярко-желтые, голубые и белые. Обобщающее слово цветы употреблено перед однородными определениями. Красные, ярко-желтые, голубые, белые - всевозможные цветы украшали луг.

Обособление

Обособление - это особое выделение знаками препинания и интонационно. Проверить пунктуацию при нем поможет поиск определяемого слова. Это нужно в том случае, если речь идет об Приведем примеры:

Стрижи, снующие между деревьями, на лету ловили насекомых. Определяемое слово стрижи употреблено перед обособленным определением (оно выражено причастным оборотом).

Туристы, уставшие и голодные, вскоре подошли к заброшенной избушке. Определяемое слово туристы стоит перед обособленным определением (оно выражено однородными определениями, соединенными с помощью союза).

Всегда необходимо ставить запятые при выделении:

  • Деепричастных оборотов. Уйдя в себя, она смогла отвлечься от насущных проблем.
  • Обособленные члены относятся к личному местоимению. Довольные и воодушевленные, мы прибыли к месту соревнований.
  • Приложение всегда обособляется в двух случаях: когда относится к личному местоимению и когда относится к нарицательному существительному. Например: Она, врач высшей категории, была вынуждена пойти на попятную. - Врач высшей категории, она была вынуждена пойти на попятную. Еще пример: Моя тетка, врач высшей категории, вмиг осталась без работы. - Врач высшей категории, моя тетка вмиг осталась без работы.

и обращения

Пунктуация в предложении с вводными конструкциями и обращениями достаточно проста. Нужно просто знать, что это за элементы.

Когда мы обращаемся к кому-либо, его имя или то, как мы его при этом называем, привлекая внимание, и будет обращением. В предложении оно всегда выделяется запятыми. Ольга Петровна, принесите мне книгу о растениях. - Дорогой дедушка, как ты поживаешь? - Милые братья, давайте защищать свою Родину до конца!

Проверить пунктуацию в синтаксических единицах с вводными конструкциями можно, правильно выделив их из контекста. Следует помнить, что их назначение - обратить особое внимание на какое-либо высказывание, отделить его от других. Послушай, разве так важно приехать завтра? - Я пойду, наконец, разберусь. - По мнению сотрудников, давно уже следует изменить интерьер офиса.

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

Что касается сложных предложений, то постановка запятой между их частями нужна всегда. Со сложноподчиненными дело обстоит проще, потому что их сложно перепутать с какими-либо другими. Какая же в них пунктуация (5 класс - уже то время, когда тема изучается)? Приведем примеры.

  • Я хочу, чтобы вы поскорее переехали в новую квартиру.
  • Она знает, где прячутся все грибы в лесу.
  • Катерина, как только запели первые птицы, поднималась с постели и занималась хозяйством.

Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Гораздо сложнее определить сложносочиненное предложение. Чаще всего его путают с простым, у которого в составе есть однородные сказуемые. Очень важно правильно выделить грамматическую основу и понять, сколько их.

Разберем два примера. Ласточки летали вокруг дома и выписывали в воздухе причудливые фигуры. - Ласточки летали вокруг дома, и присутствующие с восхищением смотрели на их причудливые воздушные фигуры. Первое предложение - простое, в нем однородные сказуемые летали, выписывали соединены союзом и, поэтому запятая не нужна. Второе пример - сложносочиненное предложение, имеют место две грамматические основы: ласточки летали, присутствующие смотрели. Запятая перед и необходима.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях

Внутри сложного предложения может быть и бессоюзная связь. В таком случае чаще всего ставится запятая, тире или двоеточие, реже - точка с запятой. Разберем такие случаи. Отметим сразу, многое зависит от интонации и общего смысла предложения.

Библиотека закрылась, все сотрудники уже ушли домой. - Библиотека закрылась - все сотрудники ушли домой. - Все сотрудники ушли домой: библиотека закрылась.

  • Если имеет место обычное перечисление некой последовательности действий, то будет ставиться запятая (первый пример).
  • Когда вторая часть указывает на следствие из первой - необходимо ставить тире (второе предложение).
  • Чтобы раскрыть более подробно содержание первой части, используется двоеточие (последнее предложение).

Точка с запятой ставится реже. Ее употребление необходимо, когда в простых частях много осложняющих элементов (они очень распространены).

Библиотека, находящаяся в парке, закрылась, чтобы провести учет книг; сотрудники остались работать сверхурочно.

Здесь в первой части находится не только причастный оборот, но еще и этот блок представляет собой Необходимо употребить точку с запятой.

Class="clearfix">

К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.

Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.

По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.

А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.

И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.