В послевоенный период Советский Союз активно поддерживал народно-освободительные движения в странах Азии и Африки, боровшиеся за независимость против колонизаторов-угнетателей. Имена многих героев этой борьбы запечатлены в отечественной топонимике в виде названий улиц и площадей.

Среди массы труднопроизносимых имён революционеров есть одно, ставшее практически нарицательным — Патрис Лумумба . Во многом это связано с тем, что имя Патриса Лумумбы три десятилетия носил самый интернациональный вуз страны — Университет дружбы народов.

Однако о том, кем был настоящий Патрис Лумумба, пожалуй, знают даже не все нынешние студенты данного вуза.

Репродукция рисунка художника Наума Карповского «Патрис Лумумба». Фото: РИА Новости

Патрис Эмери Лумумба родился 2 июля 1925 года в Бельгийском Конго, в одном из Богом забытых уголков нашей планеты.

Это не преувеличение — на рубеже XIX—XX веков этот район Африки превратился в арену одного из самых жестоких и малоизвестных геноцидов. Король Бельгии Леопольд II, правитель не самого большого и влиятельного европейского государства, сумел превратить эту африканскую территорию, не попавшую в поле зрения крупных держав, в частную собственность. Коммерсантом бельгийский король оказался жадным и жестоким: местное население было превращено в рабов и эксплуатировалось нещадно. За невыполнение работ жителям отсекали кисть руки. Точное количество жертв предприимчивого короля установить сложно, однако исчисляется оно миллионами. По некоторым данным, с 1885 по 1908 год в Конго в результате действий колонизаторов погибло до 10 миллионов человек.

В 1908 году в Европе о грязных делах бельгийского короля стали писать журналисты, и европейская общественность испытала настоящий шок. После этого Бельгийское Конго из частного владения превратилось в колонию Бельгии. Впрочем, принципиально жизнь местных жителей не изменилась.

Революционер с почты

Вот в таком месте и родился в 1925 году Патрис Лумумба. Однако мальчику из бедной семьи народности тетела повезло — его приняли в школу при католической миссии, по окончании которой взяли на курсы почтовых служащих.

Патрис попал в ту небольшую прослойку местного населения, которому колонизаторы считали нужным дать образование, дабы они выполняли роль своего рода «приказчиков» при белом господине.

После окончания Второй Мировой войны в африканских колониях европейских государств развернулась активная борьба за независимость. Не обошла это борьба и Бельгийское Конго, и в неё включился молодой Патрис Лумумба.

Его биографию друзья и враги рассказывают по-разному. По версии первых, столкнувшийся с несправедливостью, в которой жила его Родина, Патрис по велению сердца вступил в ряды революционеров. По версии вторых, Лумумба готовился делать карьеру в колониальной администрации, но «погорел» на воровстве денежных переводов, за что и оказался в тюрьме. И уже после этого, обиженный на «колонизаторов», вплотную занялся политикой.

Так или иначе, но к 1958 году Патрис Лумумба становится одним из самых известных деятелей народно-освободительного движения своей страны и основывает партию «Национальное движение Конго», выступающую с левых позиций.

«Мы больше не ваши обезьяны!»

Нарастание протестного движения привело власти Бельгии к пониманию — из Конго придётся уйти. И тогда колонизаторы стали активно работать с местными политиками, рассчитывая сохранить своё влияние в стране.

Лумумба в этом смысле оказался наиболее неудобным — он требовал полной независимости страны и ухода из неё эксплуататоров. Пугали бельгийцев, а также внимательно наблюдавших за ситуацией американцев и левые взгляды Лумумбы, толкавшие его к сотрудничеству с СССР.

Репродукция линогравюры «Патрис Лумумба». Художник К.В. Туренко. Фото: РИА Новости / Светлов

В мае 1960 года в Бельгийском Конго прошли первые парламентские выборы, в которых победило «Национальное движение» Патриса Лумумбы. 34-летний политик стал первым премьер-министром Республики Конго.

Бельгия, официально признав независимость бывшей колонии, рассчитывала при помощи пробельгийской элиты сохранить ситуацию, при которой все ресурсы страны находятся под контролем европейцев.

На торжественной церемонии 30 июня 1960 года в присутствии посетившего страну бельгийского короля Бодуэна I первый президент независимого Конго Жозеф Касавубу произнёс речь о национальной модернизации, многорасовом обществе и сотрудничестве с бывшей метрополией.

Речь премьер-министра Патриса Лумумбы не была столь миролюбивой, зато выражала всю боль народа, пережившего неисчислимые страдания под игом колонизаторов. «Мы больше не ваши обезьяны!» — буквально прокричал Лумумба ошарашенному королю Бельгии.

Неудобный премьер

Радикализм главы правительства Конго не устраивал слишком многих. Правительство Лумумбы попыталось добиться реального контроля над ресурсами страны, стать на путь, ведущий к экономической самостоятельности. Намечалось создание государственного планирования, госсектора в промышленности и производственно-сбытовых кооперативов на селе, введение фиксированных цен на товары первой необходимости и повышение зарплаты рабочим. Был запрещён вывоз капитала за рубеж. Лумумба объявил об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во внешней политике был взят курс на неприсоединение, полное освобождение Африки от колониализма и расизма.

У курса Лумумбы было достаточно противников — против него выступил президент Касавубу, вспыхнул армейский мятеж, а в самой богатой ресурсами провинции Катанга ставленник бельгийской компании «Юнион Миньер» Моиз Чомбе и вовсе объявил о независимости от Конго.

Среагировала и Бельгия, введя войска в бывшую колонию «для наведения порядка». Премьер-министр Лумумба обратился за помощью к ООН, однако прибывшие «голубые каски» неожиданно выступили на стороне противников правительства, обвинив в дестабилизации самого лидера «Национального движения».

Тогда Патрис Лумумба обратился за помощью к СССР. Однако время было упущено — противники Лумумбы уже контролировали ситуацию. Более того, в США во влиятельном политике левого толка увидели «африканского Кастро» и посчитали необходимым от него избавиться.

5 сентября 1960 года президент Касавубу снял с должности Лумумбу и отправил его под домашний арест в обмен на обещание Моиза Чомбе прекратить мятеж.

Однако мятеж в Катанге так и не прекратился, а премьер-министр Лумумба оставался под арестом, несмотря на то, что его возвращение на пост поддержал парламент. Введённые в страну «голубые каски» де факто выступили не в роли миротворцев, а в роли оккупантов.

Патрис Лумумба в плену. Январь 1961 года. Фото: РИА Новости

Политическое убийство

Сторонники Лумумбы взяли под контроль северо-восток страны. Освобождённый 12 сентября восставшими в столице солдатами премьер-министр решает добраться до своих единомышленников, чтобы продолжить борьбу.

Однако по пути на северо-восток Лумумба вместе с соратниками был схвачен своими политическими противниками при молчаливом согласии представителей ООН.

Подробности гибели Патриса Лумумбы стали известны лишь 40 лет спустя, после специального расследования, проведённого в бельгийском парламенте.

Как выяснилось, Лумумбу передали его злейшему врагу — главе сепаратистов Катанги Моизу Чомбе. Здесь его вместе с двумя соратниками поместили в лесную хижину, где подвергали пыткам. В расправе над Лумумбой главную роль играли его местные противники, однако руководили ими бельгийские военные и представители спецслужб.

17 января 1961 года после долгих издевательств Патрис Лумумба вместе с соратниками был расстрелян. Останки Лумумбы и его товарищей были уничтожены убийцами.

Известно, что планы расправы над Лумумбой были и у американских спецслужб, причем одобрены они были лично президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Повод всё тот же — левые взгляды, стремление к сотрудничеству с СССР. Правда, споры о причастности ЦРУ к убийству 17 января 1961 года идут до сих пор.

В 2002 году Бельгия признала свою причастность к гибели Патриса Лумумбы, отказавшись, однако, продолжить расследование всех обстоятельств убийства.

«История нас рассудит»

Республика Конго после убийства первого премьер-министра страны погрузилась в растянувшийся на десятилетия гражданский конфликт, выход из которого стал намечаться лишь к концу первого десятилетия XXI века.

В 1961 году имя Патриса Лумумбы стало символом борьбы за свободу порабощённых народов. В Советском Союзе его именем было названо немало улиц и площадей, а также Университет дружбы народов.

Правда, в 1992 году, вместе со сменой политических формаций, Университет дружбы народов от имени Лумумбы официально отрёкся, оставшись при этом «университетом Лумумбы» в просторечье.

В своём последнем письме жене Патрис Лумумба написал: «Никакие жестокости, издевательства или пытки меня не сломили и не сломят, так как я предпочитаю умереть с гордо поднятой головой, с непоколебимой верой и глубокой уверенностью в будущем моей страны, чем жить в подчинении, попирая священные принципы. Однажды история нас рассудит, но это будет не история, угодная Брюсселю, Парижу, Вашингтону или ООН, а история стран, освободившихся от колониализма и его марионеток».


Был такой африканский деятель - Патрис Лумумба. В Москве его именем был назван целый университет (Российский Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы). Но если спросить наугад любого прохожего, в ответ услышишь «какой-то африканский деятель». Те, кто постарше вспомнят что он «был зверски замучен по указу политической марионетки империализма Чомбе», но даже они с трудом вспомнят страну, где эти события происходили. Настала пора оглянуться назад и глазами, свободными от туманов коммунистической пропаганды и западной политкорректности, посмотреть, кем же был на самом деле Патрис Лумумба.

Необходимое предисловие. Феномен африканских конфликтов опирается на одну вещь, которую в т.н. «цивилизованном» мире упорно пытаются игнорировать. Это - трайбализм, иначе говоря, система взглядов и жизненного уклада при котором на первое место ставятся интересы своего племени. В сочетании с тем фактором, что в Африке человеческая жизнь всегда ценилась дешевле гнилого банана, это приводило к понятным результатам. Во второй половине ХХ века европейцы пытались измерить политические процессы, происходящие в независимой Африке, неким общим ооновским аршином, условно говоря «демократическим вектором». И мало кто хотел прислушиваться к голосам умных людей, твердивших, что конфликт, допустим, между тем же Лумумбой, Чомбе и Мобуту объясняется не столько их политическими взглядами, сколько принадлежностью к различным племенам, а дикие даже с точки зрения африканцев выходки президента Уганды Иди Амина - не что иное как ритуалы его жестокого племени каква. Трайбализм сказал свое слово в событиях в Родезии и представляет собой угрозу, которую пока не хотят замечать, будущности ЮАР.

Этим и объясняется часть расклада в битве за Конго: Патрис Лумумба был уроженцем маленького и слабого племени батетела. Его политические соперники - президент Жозеф Касавубу (из племени баконго) и Моис Чомбе (из племени лунда) принадлежали к сильным племенам (т.н. нгбенди) и происходили из зажиточных семей, а Чомбе к тому же из знатного рода. Лумумба же, не имевший финансовой и общинной поддержки, прибег к обычной левой демагогии: призывал к «единому Конго», упирал на «общеконголезские» принципы.

Патрис Лумумба родился в 1925 году, в бедной (если не сказать нищей) крестьянской семье. Грамоте и французскому языку подростка Лумумбу выучили белые миссионеры (позже он отплатил им сполна, призвав убивать белых проповедников). Образованных людей в колониальном Конго было крайне мало, и бельгийцы поощряли такое появление нацкадров. Лумумба принадлежал к тоненькой прослойке культурных конголезцев, писал стихи и очерки. В знак оценки его талантов и с прицелом на грядущее ему дали бельгийское гражданство и предоставили работу на почте. Тогда же он пробует себя на политическом поприще - в 1955 году он стал президентом небольшого конголезского профсоюза государственных служащих. В 1956 бельгийское министерство по делам колоний пригласило его, в числе других избранных, на специальную экскурсию по Бельгии. Уже в это время Бельгия без особой огласки начала готовить программу передачи власти "национальным кадрам". Министр по делам колоний Бисере собирался предложить Лумумбе - первому конголезцу - работу у себя в министерстве, по тем временам шаг неслыханный и дававший Лумумбе фантастические возможности для карьеры в метрополии.

Но тут случилось то, что разрушило все дальнейшие планы. Вернувшись из Бельгии, Лумумба был арестован, судим и получил два года тюрьмы. Согласно каноническим жизнеописаниям «на самом деле он уже тогда представлял угрозу для бельгийских властей, и, убоявшись его влияния, по сфабрикованному обвинению его бросили в тюрьму». В реальности всё обстояло куда проще - Лумумба попался на том, что воровал деньги на почте. То есть налицо был чистая криминал, а политикой там и не пахло. Естественно, из бельгийской «национальной номенклатуры» он вылетел с треском, такие кадры оказались не нужны даже бельгийцам.

Лумумба поступил в духе всех национал-революционеров - он объявил колониальные власти душителями и узурпаторами. Что, впрочем, неудивительно, ведь его так хорошо начинавшаяся карьера была сломана напрочь, за что он крепко обиделся на белых. Мысль о том, что есть такая вещь как законы, которые желательно соблюдать, не говоря уж о том, что воровать нехорошо, ему видимо в голову не приходила - ведь это пара пустяков ли истинным революционерам. В тюрьме он отсидел всего ничего - 6 месяцев, потом его выпустили. Выйдя на свободу крепким врагом всех белых, Лумумба решил разыграть национальную карту, увидя в этом способ пробиться наверх. Он основал собственную партию левого толка (Национальное движение Конго), а в 1958 году поехал делегатом на африканскую конференцию в Аккру, где правитель Ганы - людоед Кваме Нкрума, яростный марксист - собрал теплую компанию воинствующих черных националистов. Лумумба вписался в это общество с первого захода и стал среди них своим.

В 1959 году правительство Бельгии обнародовало программу постепенного - в течение 5 лет - перехода Конго к независимости. Начать решили с проведения демократических выборов. Естественно, радикальные националисты во главе с Лумумбой начали вопить во весь голос, будто цель выборов - навязать народу «марионеток колониализма», а не удовлетворившись этим, стали силой срывать выборы. Бельгийские власти тоже ответили силой, в результате чего в стране начались первые столкновения, и появились жертвы. Лумумба опять попал в тюрьму, но уже как политический заключенный.

Большего подарка бельгийцы дать националистам не могли - он немедля стал народным героем, а его партия сообразила, что на выборы имеет смысл идти, и оказалась права: у себя в Стэнливилле она одержала блестящую победу, получив 90% голосов. Бельгия к этому времени поняла, что ее постепенный план будет сорван, и независимость придется давать прямо сейчас, не дожидаясь сползания страны в хаос. Было сформировано правительство из конголезцев. Президентом стал умеренный местный политик Жозеф Касавубу. Премьером пришлось назначить неистового Лумумбу. В июне 1960 года бельгийский король Бодуэн приехал в Конго на торжества в честь освобождения.

Однако мало кто знал, что накануне провозглашения независимости Конго соцстраны активно искали там политических деятелей, настроенных против Запада вообще и Америки в частности, правда денег на антизападную деятельность давали мало и неохотно. Финансирование и связь осуществлялась через компартию Бельгии (а та, понятно получала инструкции прямиком со Старой площади).

В итоге они вышли на Лумумбу, одобрили как проводника своего влияния и даже раскошелились. Все бы было ничего, втихаря все денежки сосали из иностранных "пожертвований", но тут наружу всплыл слишком уж интересный факт - появились свидетельства, что бельгийские коммунисты (а, скорее всего, СССР) послали ему чек на 10 миллионов бельгийских франков. На эти деньги Лумумба якобы хотел купить 24 чешских машины "Шкода" для своей партии, но потом побоялся обналичить чек. Лумумба тут же обвинил разоблачителя в клевете. (Позже, став премьер-министром, он получил кое-что посолиднее, а с разоблачителем, естественно, расправился). Тяготение Лумумбы к коммунистическому блоку секретом, в общем, не являлось, но, так лихо тянуть деньги от красных - местные этого не одобряли, а Лумумбе приходилось учитывать настроения, как-никак, он, прежде всего, был африканским националистом, использовавшим соперничество Запада и "соцлагеря" в своих интересах.

Леопольдвиль спешно переименовали в Киншасу, город забурлил, в ожидании передачи власти, но все было пристойно. Король Бодуэн выступил с краткой речью, в которой он заверил Конго, что Бельгия всегда будет готова придти ему на помощь. Потом выступил новый президент Касавубу. Он расценил решение Бельгии уйти из Конго как проявление мудрости, и просил у Бога благословения для новой страны. Теперь, сказал он, надо работать, следуя за естественным ритмом жизни. Использовать на благо Конго все хорошее, что принесли 80 лет "контакта с Западом" - западную культуру, законодательство и язык. Он выразил уверенность, что контакты с христианской цивилизацией "обновят древнюю кровь" 14-миллионного конголезского народа. Призвал этот разноплеменный народ к единству, проводником которого должна стать культура (хотя, надо думать, сам верил в это слабо).

После этой спокойной и мирной речи на трибуне возник пылающий гневом Лумумба. Независимость, сказал он, объявлена «по соглашению с Бельгией - дружественной страной, с которой мы стоим на абсолютно равной ноге», но не будем забывать, что «80 лет колониального режима нанесли нам незаживающие раны. Нас ввергли в рабство, эксплуатировали, били, презирали и оскорбляли. Независимость добыта в борьбе» . Дальше пошел стандартный набор стандартной коммуннистическо-националистической демагогии: слова "борьба", "кровь", "огонь", "слезы" и "муки" повторялись почти в каждой фразе. Контакты с западной цивилизацией Лумумба предложил в своем варианте: иностранцы должны "хорошо себя вести", иначе их изгонят из Конго "по закону".

Речь дышала такой ненавистью, что даже некоторые единомышленники Лумумбы были ошеломлены. Бельгийцы же были в ужасе и изумлении, что в премьеры выбрали такого человека. Умеренных конголезских политиков тоже стала пугать одержимость Лумумбы "антиимпериалистической борьбой" в ее самом примитивном варианте: полное неприятие Запада, назначение на ключевые посты, особенно в армии и полиции, невежественных "негритянских братьев", стремление к неограниченной власти.

Подстрекательская демагогия премьера тут же принесла свои вполне предсказуемые плоды. Чернокожая солдатня, почувствовав «волюшку», самостийно отменила всякую дисциплину. Бельгийцы допустили крупную ошибку - они не подготовили конголезские офицерские кадры. Белых же офицеров солдаты Лумумбы уже не признавали в принципе.

4 июля бельгийский генерал Янсенс за какой-то проступок лично разжаловал чернокожего сержанта. Когда послышался ропот, Янсенс взял мел и написал на доске «До независимости = После независимости». Этим он хотел сказать, что дисциплина остается дисциплиной при любом режиме. Но «революционные» солдаты пожелали истолковать это по-своему: ах, бельгийцы не признают независимости? Ну так мы вам сейчас устроим! Вспыхнул жестокий бунт, над офицерами начались издевательства и побои, а вскоре стали нападать вообще на всех белых.

Генерал Янсенс подал Лумумбе рапорт: «Имею честь почтительно привлечь Ваше внимание к вопросу о настроениях в армии. Официально заявляю, что если и впредь будут применяться неразумные методы, не совместимые с военной дисциплиной, мы навлечем на себя несчастье» . Генерал был нормальным честным солдатом и не побоялся написать, что заявление премьер-министра в день независимости «ошеломило» армию, а последовавшее за этим обращение Ниембо, близкого Лумумбе министра безопасности, «подрывает все устои порядка».

За это Янсенс был отстранен от командования и выслан из страны. Мятеж уже полыхал вовсю. 10 июля черный солдат убил шестерых белых, ехавших в машине, просто так, скуки ради. Инцидент получил освещение, и началось... Белых женщин насиловали, на глазах у их детей, мужьям везло - их убивали раньше. Появились случаи людоедства. Бельгийцев охватила паника. 20 тысяч человек в спешке бежало в Родезию, бросив всё...

Руководитель партии "Конакат" Моис Чомбе попробовал образумить Лумумбу. Тот его даже не принял. Тогда терпение Чомбе лопнуло (он и раньше не питал любви к Лумумбе, считая его опасным радикалом, к тому же «шелудивой собакой батетела»). Сказав, что Лумумба об этом ещё пожалеет, Чомбе уехал в провинцию Катанга и 11 июля объявил, что она отделяется от Конго с его разнузданной «революционностью».

Вот тут, надо сказать, проняло всех. Богатейшая Катанга хранила в своих недрах 80% природных ресурсов Конго (нефть, алмазы, руды, ископаемые), и ее ежегодный экспорт приносил стране 3 миллиарда долларов. Без Катанги Конго было обречено на нищету и могло выжить только за счет помощи Запада. Не говоря уже о том, что разделение страны сулило полную анархию и гражданскую войну. А тут еще Чомбе разрешил Бельгии ввести в мятежную провинцию свои войска, чтобы защитить бельгийцев от насилия. Благодаря этому в Катанге установились относительные законность и порядок.

СССР начал немедля вопить, что на Конго опять напали «бельгийские колонизаторы». Запад же с полным на то основанием утверждал, что пожар в стране разжег Лумумба. Киншаса обратилась в ООН с жалобой на Чомбе. (А также тайно телеграфировала в СССР с просьбой о военной помощи). Вслед за Катангой отделилась и провинция Касаи. Её лидер Балонджи (тот самый, что уличал Лумумбу в получении денег от русских) объявил себя просто и незатейливо - императором. 14 июля Совет безопасности ООН выслушал бельгийского представителя Виньи, рассказавшего о насилии над его соотечественниками, и принял половинчатую резолюцию: бельгийские войска из Катанги вывести, но войска ООН ввести. Но Лумумбе этого было мало. Он немедленно разорвал дипломатические отношения с Бельгией и рвался не к миру, а к тому, чтобы уничтожить ненавистного Чомбе.

Бельгия послушалась ООН и вывела войска. Америка же отказалась посылать в Конго своих солдат. Президент Эйзенхауэр сказал, что великим державам следует воздержаться от военного участия в запутанном конфликте, и свое слово сдержал. Войска ООН, посланные в Конго, были составлены из солдат Индии, Пакистана, Ирландии, Швеции, Канады и 9 африканских стран. Если честно, то президент США не был бы огорчен, если бы с Лумумбой случилось бы что-нибудь непоправимое. Резидентура ЦРУ в Конго была готова «разобраться» с неистовым премьером - всего-то требовалось одобрение резидента. К несчастью тот оказался ревностным католиком и заявил, что его религиозные взгляды не позволяют совершать убийство. С ним, как это не звучит невероятно, посчитались в Вашингтоне (хотя по правде его стоило немедленно отдать под трибунал за такие штучки).

СССР продолжал громко кричать на всех углах о том, что Конго терзают колонизаторы. Либеральная французская газета «Ле Монд» писала: «Фактически, Советы проводят сейчас огромную политическую операцию. Представляя трагедию Конго как часть общего заговора американского империализма (хотя США отказались вступать в Конго даже в составе войск ООН), Россия, в чисто пропагандистских целях, занимается нагромождением постыдных небылиц ».

Под прикрытием этих небылиц Советский Союз, положивший глаз на богатства Катанги, начал тихо помогать Лумумбе. В августе ему прислали 100 военных грузовиков и 16 «Илов» с советскими экипажами. Один из этих самолётов был личным подарком Хрущева революционному премьер-министру. Председатель ООН Даг Хаммаршельд узнал об этом и потребовал от советского лидера объяснений. Припертый в угол советский посол в ООН не смутился и возразил, что посылка самолетов не противоречит резолюции Совета безопасности, а является гуманитарной помощью. С помощью советских летчиков, на этих «Илах» Лумумба перебросил свою армию в Касаи и учинил там жесточайшую резню, отомстив «императору» Балонджи. Помимо «подавления сепаратизма» в этом был еще и трайбалистский аспект - население провинции относилось к другому племени. Командовали же операцией офицеры из Чехословацкой народной армии.

Лумумба упивался властью. В газетах печатали по советскому образцу многочисленные коммюнике о том, какую провинцию посетил вождь, кто встречал и провожал его на аэродроме, как он беседовал с войсками и как его приветствия поднимали их дух. С президентом Касавубу он уже вообще не считался. ООН Лумумба обвинял в невнимании, Бельгию предавал анафеме, а Чомбе ненавидел лютой ненавистью. В принципе, Лумумба и был главным препятствием к замирению с Катангой. Не будь его в центральном правительстве, Чомбе, вероятнее всего, вернулся бы в состав Конго. Но Лумумба явно готовился к переброске своих солдат в Катангу на советских самолетах, присутствие которых Запад справедливо считал угрозой миру в Конго.

В итоге, президент Касавубу 5 сентября объявил по радио об изгнании Лумумбы и близких к нему шести министров из своего правительства - Европа вздохнула с облегчением. Касавубу сказал, что Лумумбу нельзя больше считать патриотом, и предрек, что тот своими действиями навлечет на себя гибель. Однако, Лумумба не собирался уходить, из-за чего в кабинете и парламенте тут же наступил раскол. Лумумба произносил речи, защищая и восхваляя Советский Союз, но при этом заявляя, что он вообще-то не коммунист, а совершенно нейтрален. В Конго воцарилось двоевластие,и наступил полный «беспредел». Президент Эйзенхауэр заявил: «США со всей серьезностью и прискорбием относятся к одностороннему вмешательству России, ухудшающему и без того тревожную обстановку, когда африканцы убивают друг друга. Политическое устройство республики Конго - это вопрос, который должны решить сами конголезцы мирным путем. Этому угрожают действия СССР, которые явно мотивированы лишь его собственными политическими планами в отношении Африки ».

В октябре Касавубу приказал полковнику Мобуту арестовать Лумумбу и посадить его под домашний арест. Русских и чехов выслали из страны, наступление на Катангу остановили. Чомбе простили и перестали считать изменником. В конце ноября ООН признала законной делегацию Конго под руководством Касавубу. Советский лидер Никита Хрущев со свойственной ему бесцеремонностью, обозвал за это генсека ООН Хаммаршельда «лакеем Вашингтона».

Сиди Лумумба спокойно дома и дожидайся посланцев ООН для переговоров, все могло бы обойтись для него благополучно - в конце концов, ну проиграл политик, с кем не бывает. Но 28 ноября он сбежал из-под ареста и направился в Стэнливиль. Причем ехал с кортежем, с женой и сыном, в нескольких машинах, а по пути останавливался для бесед с населением. Немудрено, что его без труда поймали. Касавубу еще пытался его как-то образумить, вести переговоры, предлагал ему пост заместителя премьера, но получил гордый отказ и обвинения в предательстве интересов Конго. 2 декабря Лумумбу доставили в столицу. Индийский генерал из войск ООН не стал вмешиваться в конфликт между Касавубу и Лумумбой - ведь Лумумба сам c бежал из-под его охраны. А 17 января 1961 года Лумумбу, на его несчастье, выдали Катанге. Естественно, трудно было ожидать, что в руках своего злейшего врага он останется в живых. Кто именно и как его убил, неизвестно. Официальная версия была - «при попытке к бегству». Но в итоге Чомбе в глазах всего мира превратился в злодея, а Лумумба в мученика. Уже позже выяснилось, что его труп было приказано уничтожить, чтобы не оставить никаких следов. Приказ выполнил простой честный бельгиец Жерар Соэте, рассказывавший впоследствии: « Мы расчленили тело на куски, череп растворили в кислоте, а всё остальное сожгли ». Как ни забавно, но ЦРУ не только не было причастно к убийству, но и вообще не знало о доставке Лумумбы в Катангу - не стоит преувеличивать размах деятельности этой конторы в Африке в то время.

Конго (после 1965 года страна несколько раз меняла свое название) осталось нищей и отсталой страной. Одно время на Западе бытовала точка зрения, что может быть, надо было отдать Конго «красным», а вместе с этим и Руанду с Бурунди. Эти страны были так далеки от капитализма и западной цивилизации, что даже коммунисты обломали бы об них зубы.

Интересный факт - официально Лумумба был провозглашен национальным героем Конго в 1966, а несколько позже даже назвали в честь него город Лумумбаши. А имя Лумумбы было присвоено Университету дружбы народов в 1961 (!) - за 5 лет до этого. В Конго пять лет не знали, что он герой. А в Москве уже знали...

Благодарим за помощь в написании статьи, одного из лучших специалистов по Африке в нашей стране - Сергея Карамаева.

конголезский политический и общественный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960, национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость

Снят с поста премьер-министра президентом Конго, затем арестован в ходе Конголезского кризиса в сентябре 1960. Убит 17 января 1961 года.

Биография

Из племени тетела. Окончил среднюю школу при католической миссии, затем курсы почтовых служащих. Работал писарем, почтовым клерком, служащим в бельгийских промышленных компаниях.

С 1950-х годов активно участвовал в политической жизни колонии. Первоначально разделял умеренные политические воззрения - был приверженцем идеи «бельгийско-конголезского сообщества», выступал за европеизацию Конго, за постепенную отмену расовой сегрегации.

Получив образование за счёт колониальных властей и войдя в число так называемых «эволюэ» (просвещенных жителей), он служил почтовым чиновником. В числе других избранных ездил на бесплатную экскурсию по Бельгии. Решался вопрос о его работе в бельгийском министерстве колоний, но успешную карьеру прервал арест по обвинению в хищении денежных переводов на сумму, примерно равную двум с половиной тысячам долларов.

В конце 1950-х годов взгляды Лумумбы революционизировались. Отсидев в тюрьме шесть месяцев, Лумумба проникся радикальными идеями, занялся политикой и в октябре 1958 года возглавил левую партию Национальное движение, которая на первых в стране выборах в мае 1960 года получила в парламенте 40 мест из 137. Лумумба стал премьер-министром.

В результате сложившейся политической ситуации Брюссель был вынужден признать независимость Конго, рассчитывая создать марионеточное государство и по прежнему контролировать использование природных ресурсов страны.

На торжественной церемонии 30 июня 1960 года в присутствии посетившего с визитом страну бельгийского короля Бодуэна I президент Касавубу произнёс речь о национальной модернизации, многорасовом обществе и сотрудничестве с бывшей метрополией. Лумумба вопреки протоколу взял слово вслед за ним и произнёс гневную филиппику, закончив её знаменитой фразой: «Мы больше не ваши обезьяны!» ("Nous ne sommes plus vos singes").

Моиз Чомбе , прозападный лидер провинции Катанга, где были сосредоточены основные месторождения полезных ископаемых и значительное белое население, в ответ провозгласил независимость.

Москва прислала для борьбы с «марионеточным режимом Чомбе» советских и чехословацких советников и десять военно-транспортных самолётов, один из которых, по официальной версии, являлся личным подарком Хрущёва Лумумбе.

Поскольку Чомбе обещал прекратить мятеж, если Лумумба будет отстранён от власти, президент 5 сентября 1960 года снял премьера с должности и посадил под домашний арест. В ответ Лумумба заявил по радио о незаконности смещения, так как его поддержал парламент. 6 сентября лидеры основных партий, которые составляли правительственную коалицию, заявили о поддержке Лумумбы, однако в это время войска ООН захватили радиостанцию и закрыли доступ на неё членам правительства. 7 сентября палата депутатов большинством в? голосов аннулирует решение об отстранении Лумумбы от власти. 8 сентября Сенат подтвердил данное решение, однако ООН продолжала игнорировать правительство и удерживать захваченные аэродромы и радиостанцию. Был выписан ордер на арест Лумумбы, 12 сентября он был заточён в тюрьму, однако был освобождён солдатами.

Когда сторонник Лумумбы Антуан Гизенга поднял восстание, тот бежал, чтобы присоединиться к единомышленникам, но при не до конца выясненных обстоятельствах попал в руки катангских сепаратистов и был расстрелян без суда.

Убийство

Точные обстоятельства смерти П. Лумумбы были долгое время неизвестны широкой общественности. По некоторым данным, уже во время полёта в Тисвилл он был настолько избит, что умер сразу же по приземлении. Однако сын Патриса Лумумбы, Франсуа, подал запрос в Бельгию с целью выяснения обстоятельств смерти своего отца. Спустя 41 год после события, специальная комиссия бельгийского парламента восстановила события, сопутствовавшие смерти П. Лумумбы.

Имя Патриса Лумумбы известно многим. Это был самый знаменитый борец за независимость Конго. Он выступал против угнетения своего народа и выкачивания европейцами ресурсов из страны, но был жестоко убит. Уроженец страны, которая занимает лидерство место по добыче алмазов и ценных металлов, он стал жертвой жадности европейским капиталистов.



История Конго.

Чтобы разобраться в истории Патриса Лумумбы, нужно понимать обстановку, которая сформировалась в Конго к 1960-м годам. К концу XIX века на этой территории существовало Свободное государство Конго. Название звучит как злая насмешка, учитывая что это образование было по сути личным владением короля Бельгии Леопольда II.

Августейший монарх не стесняясь выкачивал из страны ресурсы, особенно каучук, насильно загоняя на работы местных жителей. Те гибли сотнями тысяч, а несогласным рубили руки. За годы его “хозяйствования” население страны уменьшилось вдвое. Когда Леопольда утомил геноцид, король Бельгии решил продать свою “фазенду” своему же государству. Произошло это в 1908 году и колония получила название Бельгийское Конго.

Смена власти не сильно изменила ситуацию - из страны продолжали выкачивать ресурсы, в особенности алмазы и медь, а аборигены оставались в позиции максимум прислужников белых колонизаторов. Все это не могло не способствовать зарождению движения за независимость среди местных.

Король Бельгии Леопольд II

Молодость Лумумбы.

Патрис Лумумба родился и происходит из воинственной народности батетела - ещё в 1895 и 1908 году они устроили кровавые восстания против своих угнетателей. Датой рождения будущего премьер министра называют 2 июля 1925 года. Его родители приняли католическую веру, а сам Лумумба учился в католической миссионерской школе. Мальчик обладал способностями и окончил её с отличием. Тогда же он познакомился с трудами Вольтера, Руссо у которых почерпнул идеи вольнодумства.

На тот момент Патрис ещё не был пропитан радикальными протестными мыслями. Он начал трудовую деятельность торгуя пивом, а потом устроился клерком на почту. В 1951 году женился, а ещё через четыре года стал главой региональной сети католических церквей Стенливиля и вступил в Бельгийскую либеральную партию, где, пользуясь своим знанием языков, он переводил и распространял партийную пропаганду.

Успех сопутствовал ему и в 1956 году Лумумба даже смог съездить в Бельгию по партийной линии: в те дни он поддерживает линию Брюсселя и размышляет о независимости Конго только в ключе добровольных реформ колонизаторов сверху, ему прочат должность в бельгийском министерстве колоний. Но фортуна изменчива - через некоторое время Патриса заподазревают и обвиняют в хищении из почтового отделения суммы около двух тысяч долларов и приговаривают к тюремному сроку.

Конго

Расцвет партийной деятельности.

Заключение не проходит для Лумумбы бесследно - в тюрьме его взгляды радикализируются и после освобождения он возглавляет партию с левым уклоном Национальное движение Конго. И на первых же выборах в стране они получают больше четверти мест в местном парламенте, а в 1960 году Патрис становится премьер-министром. В стране начинают продвигать политику экономической самостоятельности и контроля над добываемыми ресурсами.

Брюссель понимает, что движение за независимость рано или поздно заставит европейцев уйти, но не собирается легко расставаться со столь прибыльной колонией, к тому же бельгийцев пугает левая направленность политики Лумумбы. Европейцы пытаются сформировать легко управляемое марионеточное правительство во главе с Моизом Капенда Чомбе, которое будет продолжать действовать в интересах метрополии.

Поворотной точкой становится визит бельгийского короля Бодуэна I в Конго в 1960 году. Лумумба - не сдерживает эмоций и поэтому он прямо на выступлении нарушает протокол и выдает пламенную речь о том, что его государство все прошедшие годы было жертвой угнетения и больше не будет подчиняться Бельгии. Свое выступление он заканчивает фразой “Мы больше не ваши обезьяны”.

Бодуэн I

Убийство.

Такое выступление не могло остаться без ответа. и уже вскоре в стране вспыхивает бунт военных, выступивших на стороне Патриса. Местный олигарх Моиз Чомбе становится ставленником западных держав. Он укрывается в одной из самых богатых провинций государства - Катанга, которую объявляет суверенным государством, в Конго высаживается бельгийский военный контингент, который начинает уничтожать военных, выступивших на стороне Лумумбы.

На заседании ООН последний просит ввести в страну миротворческие войска для предотвращения гражданской войны и распада государства. Эта просьба была удовлетворена, однако, прибывшие силы внезапно встают на сторону повстанцев. Советский Союз, который симпатизировал Лумумбе, откликнулся на его просьбы о помощи и направил в Конго 10 грузовых самолетов Министерства обороны СССР с военными советниками.

После этого события начинают развиваться чрезвычайно быстро: президент Чомбе отстраняет Патриса с поста премьер министра, после чего местный парламент аннулирует это решение, но солдаты ООН блокируют им средства связи и вскоре Лумумбу арестовывают.

Через некоторое время его с единомышленниками тайно вывозят на самолете в Катангу, где пытают и расстреливают. Занимавшиеся этим агенты ЦРУ вспоминают, что через несколько суток они откопали труп, расчленили, а останки залили концентрированной серной кислотой и после сожгли.

“Лумумба был слишком опасен и начал сотрудничать с СССР, - вспоминает занимавшихся этим непосредственно агент бельгийской службы безопасности Луис Мольер, - он действовал непонятными для нас методами, поэтому должен был быть устранен. О его смерти было объявлено только через 3 дня и мы выдали версию, что его растерзали крестьяне одного из местных племен”.

Российский университет дружбы народов (РУДН)

В России сотрудничество с Лумумбой не прошло бесследно - Российский университет дружбы народов больше 30 лет, с 1961 по 1992 год, носил его имя.

2 июля исполняется 85 лет со дня рождения Патриса Лумумбы, премьер-министра и национального героя Конго, именем которого был назван Российский университет дружбы народов.

Патрис Эмери Лумумба (Patrice Emery Lumumba) родился 2 июля 1925 г . в небольшой деревушке Оналуа в провинции Касаи, входившей в состав тогдашнего Бельгийского Конго, в семье крестьянина-бедняка народности батетела.

В 1936 г. Патриса отдали в католическую миссионерскую школу. В 13 лет он поступил на курсы санитаров. В 1940-е гг.участвовал в поощрявшихся бельгийцами в кружках образованных граждан.

В 1946 г. Лумумба приехал в столицу колонии Леопольдвиль (нынешняя Киншаса) и поступил в школу почтовых служащих, после окончания которой получил работу в Восточной провинции.

Вскоре Лумумба стал студентом заочного отделения Антверпенского юридического института. В Стэнливиле, главном административном центре Восточной провинции, Лумумба начал активную общественно‑политическую деятельность, возглавив Содружество почтовых работников и Ассоциацию конголезского персонала для Восточной провинции.

В 1956 г. Лумумба был арестован по обвинению в растрате государственных денег. Выйдя из тюрьмы, Лумумба возглавил работу по созданию общенациональной партии. В октябре 1958 г. он был избран лидером новой политической партии - Национального движения Конго (НДК), вскоре ставшей самой массовой независимой общественной силой страны и заявившей своей целью немедленное, без всяких условий, предоставление независимости.

В 1959 г. он снова оказался за решеткой за подстрекательство к беспорядкам , но был освобожден и присутствовал на конференции в Брюсселе в 1960 г., где обсуждался вопрос о независимости Конго.

30 июня 1960 г. Республика Конго обрела независимость. Лумумба занял пост премьер-министра, а Жозеф Касавубу (Joseph Kasa-Vubu) - пост главы государства. Вскоре в конголезской армии вспыхнул мятеж, бельгийские войска вернулись в страну, отделилась провинция Катанга. Разделение страны на федерацию этнических районов представлялось Лумумбе катастрофой, он считал это "реакционным сепаратизмом".

В июле 1960 г. в Нью-Йорке Лумумба призвал ввести в Конго войска, но не получил поддержки ООН. Когда он вернулся в Конго, его противоречия с ООН по вопросу о Катанге обострились настолько, что он направил армейские части в провинцию Касаи для подготовки вторжения в Катангу.

5 сентября 1960 г. президент Касавубу отстранил Лумумбу от его обязанностей, он был помещен под домашний арест, а впоследствии переведен в военный лагерь Тишвиль около Леопольдвиля (ныне Киншаса), где содержался в заключении. Затем Лумумба был направлен в отдаленный район Катанги. Сообщалось, что Лумумба совершил побег 10 февраля 1961 г., а 12 февраля был убит деревенскими жителями в неустановленном месте. Позже появились сведения о том, что он, возможно, умер еще 17 января 1961 г.

В 1961 г. были опубликованы мемуары Лумумбы "Конго, моя страна" (Congo, My Country). 22 февраля 1961 г. Университету дружбы народов в Москве присвоено имя Патриса Лумумбы (5 февраля 1992 г. решением правительства РФ переименован в Российский университет дружбы народов). Улицы во многих российских и украинских городах носят имя Патриса Лумумбы.