Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (9 октября н.с.) 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

И. Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833-1849 ) и духовной семинарии (1839-1843 ), но не окончил ее. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Разорение отца и тяжелое семейные обстоятельства вынудили И. Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 году И. Никитин открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа.

Печататься Иван Никитин начал в 1853 году . В начале литературного пути Никитина в нем принял участие кружок воронежских интеллигентов во главе с Н.И. Второвым. Первые стихи И. Никитина проникнуты религиозными и идиллическими мотивами. С 1854 г . стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения».

С начала 50-х годов в его творчестве все более проявляется стремление к реализму. Стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи» (1854 ) и др. посвящены горестной судьбе городского труженика, деревенского бедняка, крестьянки. В стихотворении «Мщение» (1853 ) он говорит о расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником. Чувством любви к родине исполнены ранние стихи поэта («Русь», 1851 ; «Встреча зимы», 1854 ).

Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г . содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854-56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854-56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г . из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании.

Решающую роль в формировании эстетических взглядов И. Никитина и его реалистического метода сыграл общественный подъем 60-х годов. Суровый отзыв Н.Г. Чернышевского о первом сборнике стихотворений (1856 ), в котором критик осудил поэта за подражательство, способствовал идейно-творческому росту И. Никитина. В 1857 году была закончена поэма «Кулак», в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Следую демократическим принципам критического реализма, Никитин ввел в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обедненного, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика, кулака. Н.А. Добролюбов оценил поэму «Кулак» как оригинальное произведение.

Весь 1859 г . поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. С начала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г . Никитин чувствовал себя хорошо, много работал.

Поэт рисовал в своих стихах правдивые картины беспросветной жизни крестьянина, нищего пахаря: «Ночлег в деревне» (1857-1858 ), «Пахарь» (1856 ), «Нищий» (1857 ), «Пряха» (1858 ), «Соха» (1857 ), «На пепелище», «Поминки» (1860 ) и др. Страдания городской бедноты описаны в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь» (1860 ). В некоторых произведениях выражен прямой социальный протест: «Староста» (1856 ), поэма «Тарас» (1860 ) и др. Резкая оценка общественного строя дается в стихотворениях «Опять знакомые виденья…» (1858 ), «Хозяин» (1861 ). Революционно звучали стихи «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несем мы, братья…», «Падет презренное тиранство…», широко распространенные в нелегальных списках и впервые напечатанные лишь в 1906 году. Никитин писал о крепостнической Руси как о царстве «взяток и мундира», «скорби и цепей».

В историю русской прозы И. Никитин вошел как автор «Дневника семинариста» (1860 ), где вопросы воспитания тесно связываются с вопросами формирования нового человека.

Иван Никитин – мастер русского поэтического пейзажа. С проникновенным лиризмом он воспроизвел картины родной земли с ее неповторимыми красками.

В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Иван Саввич Никитин 16 октября 1861 г .

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

Иван Саввич Никитин был известным русским поэтом. Он появился на свет 21 сентября 1824 года в Воронеже. Его отец торговал свечами и до поры до времени был, довольно, зажиточным человеком. В 1839 году в возрасте 15 лет Ваня Никитин поступил в духовную семинарию, где проучился 4 года. Пока он находился в семинарии, дела отца несколько пошатнулись, что стало причинно пристрастия отца к «беленькой», вследствие чего начались побои матери. Кстати, мать Никитина попала под дурное влияние мужа, и так же как и он начала злоупотреблять алкоголем, что не могло не сказаться на учебе Ивана. Из-за того, что атмосфера в доме была крайне напряженной, Никитин начал много часто пропускать занятия, за что и был отчислен с формулировкой «малоуспешности».

Но кое-чему семинария все же смогла научить Никитина. Не столько из-за учебных занятий, сколько из-за своей открывшейся страсти к чтению, Никитин посещал это учебное заведение. Он горячо увлекся Белинским, и одухотворенный его произведениями покинул семинарию. Дальше биография Никитина складывается не совсем просто. «Вольная жизнь» оказалась суровой и жестокой, и вынудила Никитина начинать приучать в себя к непростым реалиям. Окунувшись в мир, полный забот, хлопот и необходимости зарабатывать деньги, он начал работать в лавке отца. Отец его все продолжал выпивать и, спустя какое-то время продал и свечной завод, и лавку. На те немногие деньги, которые он сумел выручить за продажу свечной лавки, отец Никитина принял решение открыть постоялый двор, куда устроил сына, чтобы он работал там в качестве дворника. Несмотря на тяжелые условия, которые его окружали, Никитин старался держаться и не падать духом, не опускаться до уровня некоторых людей, которые его окружали, даже несмотря на то, что сделать это было, довольно, сложно.

В 1953 году Никитин послал свои стихотворения в известные в то время «Воронежские губернские ведомости». Стихотворение «Русь» было настолько патриотическим, что принесло поэту известность в Воронеже. Редакторы «Ведомостей» Н.И Второв и К.О Александров-Дольник, заинтересовались Никитиным и даже приняли решение о том, чтобы представить его некоему кружку интеллигенции, который существовал в то время.

Постепенно, начиная где-то с 1854 года, стихотворения Никитина стали печататься в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». Вроде бы, все стало потихоньку налаживаться, дружеское отношение авторов и редакторов к Никитину подействовали на него ободряюще, апатия и уныние стали постепенно пропадать, Никитин в то время активно писал. Все, чего он сумел добиться за такой небольшой промежуток времени, а именно - успех на писательском поприще, теплые и дружеские отношения Никитина с коллегами, доброжелательность Второва и членов его кружка возымели свое действия - Никитин перестал замыкаться в себе и больше не был отчужденным и постоянно подавленным. Но высокий жизненный тонус Никитина и его хорошее настроение омрачала одна вещь - проблемы со здоровьем.

В 1856 году, вышел в свет сборник стихотворений Никитина, который вызвал крайне холодное отношение критиков, а именно, Чернышевского, который очень резко и в неприятных тонах высказал свое мнение о сборнике в «Современнике».

Помимо писательской деятельности, Никитин не забывал о своей работе и продолжал смотреть за постоялым двором отца. Несмотря на то, что отец Никитина так и не оставил своей пагубной привычки выпивать, отношения между ними улучшились - видимо, сказался тот факт, что Никитин больше так не расстраивался из-за проблем в семье, как раньше. Причиной этому стало то, что он вращался в писательских кругах, и у него фактически не оставалось времени на переживания, да и было у него любимое занятие, которому он посвящал все свое свободное время. В период с 1854 по 1856 гг. Никитин много времени посвящал самообразованию, увлеченно читал, занимался и даже принял решение начать изучать французский язык.

1857 год стал для Никитина непростым, можно даже сказать, тяжелым. Дело в том, что в это время, его самый близкий друг и соратник, Второв, уехал в другую страну, оставив его практически одного. Это событие стало причиной того, что Никитин вновь стал ощущать упаднические настроения, и как будто, заново ощущал свои семейные проблемы и невзгоды. Это не могло не сказаться на отношении к самому себе, как к поэту; он начинает сомневаться в себе, в своем творческом даровании, в писательском таланте.

1858 год стал годом, когда входит в свет поэма Никитина под названием «Кулак», к которой критика, как ни странно, отнеслась положительно и тепло. Сам Добролюбов выказал свое положительное отношение к поэме. Помимо отзывов критиков, поэма разошлась крупным тиражом и стала приносить Никитину стабильный неплохой доход. В эти годы, Никитин снова решает, что пора заняться самообразованием, и в этот период особо активно изучает произведения Шиллера, Гюго, Гёте, Шенье и др., начал изучать немецкий язык, чтобы потом переводить Гейне и Шиллера на русский. Вообще, 1857-1858 годы для Никитина стали периодом, когда поэт активно печатался в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Русская беседа», и другие. Ему в то время очень сильно помог В.А. Кокарев, который одолжил взаймы Никитину около 3000 рублей (по тем временам это были очень приличные деньги). На эту сумму Никитин принимает решение открыть собственный магазин, и в 1859 году осуществляет свою мечту, открыв сразу - и магазин и библиотеку, в которую можно было приходить и читать книги.

В том же 1859 году Никитин издает сборник стихотворений, который к большому сожалению самого автора не пользовался такой же большой популярностью как предыдущая его работа, да и критики отнеслись к этим стихам довольно прохладно. Это не могло отрицательно не сказаться на его самочувствии, и следующие полтора года Никитин боролся то с приступами слабости, то наоборот замечал, что уровень его жизненного тонуса подскакивает вверх.

На следующий год, в 1861 году, Никитин решил отправиться в Москву и Петроград на отдых. Вернувшись оттуда, всю оставшуюся часть года он пребывает в приподнятом настроении и даже пишет довольно объемное произведение под названием «Дневник семинариста», которое позже было издано в уже известном к тому времени журнале «Воронежские беседы». Но и эти его старания остались неоцененными, и снова волна сочувственных отзывов нахлынула на Никитина с новой силой.

К концу того же года Никитин почувствовал себя хуже, а затем его здоровье вдруг улучшилось. Никитин собрался с духом и продолжил свою деятельность в литературном кружке, который образовался вокруг некоего М.Ф. Де-Пуле. А также Никитин продолжает работать над открытием воскресных школ и над проблемой общего повышения грамотности учащихся.

В мае 1861 года Никитин подхватил сильную простуду, которая впоследствии привела к такому тяжелому заболеванию, как туберкулез, который и стал финальным аккордом в его жизни. Пока Никитин лечил это заболевание, он очень плохо себя чувствовал, еле передвигался и не имел ни моральных, ни физических сил, чтобы заставить себя что-то сделать. А вот его отец, к примеру, остался совершенно слеп и глух к болезни сына, и продолжал злоупотреблять алкоголем, как и раньше.

Самые первые работы этого автора датируются 1849 годом. Рассматривая творчество Никитина в целом, можно сделать однозначный вывод о том, что пережитые им страдания, душевная тоска, грусть и ощущение некоторой безысходности, так или иначе, наложили свой отпечаток на все его творчество. Возможно, все дело было в том, что еще с молодости, он любил уходить сам в себя и оставаться равнодушным к тому, что происходило вне его сознания. Никитин честно старался абстрагироваться от тоски и грусти, которые стали постоянными компонентами в его жизни, и даже писал произведения о вещах, которых ему не приходилось видеть ни разу в жизни. Так, к примеру, некоторые его стихотворения были посвящены морю, такому глубокому, синему и безграничному, а ведь он его никогда не видел.

Вся поэзия Никитина насквозь пропитана желанием поэта осмыслить и осознать жизнь, попытаться хоть немного изменить ее, даже если эта задача, в конце концов, оказывалась ему не по силам. Его мечты не соответствовали реальности, а стремление закрывать на очевидные вещи глаза, просто убивало его. Но, все же сумев хоть немного перебороть себя и наклонность творчества, Никитин в 1849-1853 годы, как мог, старался не замыкаться на собственных переживаниях, пытался заинтересоваться окружающими его вещами, и в итоге, свет увидели некоторые из его общественных мотивов, под названием «Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение» и «Нужда».

В те годы, Никитин был еще слишком молод, чтобы иметь собственную, устоявшуюся точку зрения на множество проблем, а потому, произведения тех лет, немного отдают казенным патриотизмом («Русь»), лишь только, спустя некоторое время, он начинает видеть зло и несправедливость в окружающей его действительности. Он начинает выказывать первые свои протестующие ноты, призывает людей бороться со злом и злыми деяниями, а также с корыстными мотивами, которыми, по его мнению, обладали слишком многие из его окружения («Оставь печальный твой рассказ», «Певцу» и т.д.).

В период с 1849 по 1853 годы Никитин зачитывался произведениями других авторов, пытаясь найти в них ответы, на возможно неразрешенные вопросы. Самое сильное влияние в тот момент на Никитина оказывал Кольцов, особенно, касалось это формы его писательской деятельности («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Наследство», «Песня» и многие другие.) Никитин настолько проникся стилем Кольцова, что большинство его произведений того времени по манере изложения было крайне сложно отличить от трудов самого Кольцова.

Кроме Кольцова большое влияние на Никитина в период с 1849-1853 гг. оказывают работы М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и прочих известных поэтов того времени. Постепенное осмысление жизненных реалий и некоторых загадок человеческой души, а также человеческого сознания, во многом определили направленность работ Никитина того времени. В них слишком много риторической темы, некой искусственности («Дума», «Кладбище», «Развалина»).

1853 г. не является окончательным в такого рода произведениях, периоды жизни Никитина и после 1853 года будут отличаться воздействием лишних переживаний и сложных выводов и раздумий. Но, помимо этого, в его произведениях начинают все активнее звучать нотки этнических элементов и народного колорита («Новая борьба», «Донцам», «На взятие Карса» и др.). А вот его такие произведения, как «Моление о Чаше», «Сладость молитвы», наоборот, пропитаны религиозными мотивами.

В большинстве ранних произведений Никитина отчетливо чувствуется влияние М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина («Кулак», «Новая борьба», «не широк мой двор», «Измена», «Уж как был молодец» и «Бобыль»), но, вместе с тем, нельзя не отметить, что также более активным становится и желание Никитина найти все-таки свою собственную стезю, и как можно меньше поддаваться влиянию других авторов. Несмотря на такое желание Никитина, все же в его произведениях, которые относятся к периоду с 1854 по 1856 год, угадывается воздействие, которое оказывал на него Второв и члены его литературного кружка (как вы помните, Никитин был активным участником данной организации). И лишь к 1857 году можно отнести тот факт, когда его в литературных кругах начинают воспринимать, как самостоятельную творческую единицу, а не как копирку творчества многих авторов, которые были известны задолго до него самого.

После 1857 года произведения этого автора являют собой самое прямое и непосредственное отражение его душевных переживаний, проблем, забот и размышлений, которые, к сожалению, оказывались не всегда такими красочными и яркими. Время шло к 60-м годам, и вместе с тем, как поэт совершенствовался и развивался сам Никитин, который к этому времени научился философски подходить к проблемам окружавшей го действительности. И, даже, невзирая на то, что Никитин не сумел, как он полагал, в полной мере, раскрыть свой талант, его стихи 1860 года отличаются уже гораздо большей самостоятельностью мышления и логически построенных выводов. Как только, он показал литературному миру, что и сам чего-то стоит, смерть внезапно нарушила все его планы и намерения. Так и не сумел Никитин полностью показать, на что способен и как он может еще писать.

Одной из самых сильных направленностей его творчества является этнографическая сторона его работ. Он сумел очень точно в своих произведениях передать народные традиции, обычаи и обряды, сумел подчеркнуть именно те достоинства жизни и быта простого народа, которые наиболее полно и точно раскрывают и обрисовывают картину народной жизни. Его искренняя привязанность к простому человеку, любовь к русской природе, сочувствие нелегкой доле, которая выпала многим крестьянам в то время, а также страстное и всепоглощающее желание хотя бы немного облегчить мучения и труд родного народа,- все это вкупе и дало свой результат, который отразился на его произведениях.

Еще одной уникальной способностью Никитина было умение объективно раскрывать и показывать стороны народной жизни. Несмотря на то, что он всем сердцем и всей душой любил свой народ и свою страну, он никогда не стремился целиком и полностью идеализировать его. Описывая в своих работах, как положительные, так и отрицательные черты народного характера, он пытался дать максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, а, следовательно, и презирал все отрицательные черты, такие как деспотизм, грубость, пьянство и другие. Все эти отрицательные характеристики русского характера он высмеивал в своих произведениях «Упрямый отец», «Дележ», «Порча» и другие.

Но все же, несмотря на свою привязанность к сельским жителям, Никитина можно отнести к любителям городской жизни. Он хоть и наведывался изредка в окрестные села Воронежа, но преимущественно, предпочитал оставаться в городе.

Также, большое значение для Никитина, с точки зрения писательского таланта, оказал Некрасов, который в то время уже пользовался довольно большой известностью. Творчество Некрасова, в некотором смысле, определило направленность развития поэзии Никитина, так как, некрасовская сатира, ирония и поразительное чувство юмора, открывали в самом авторе новые грани и стороны. Но, как очевидно, вся жизнь Никитина состояла из резких контрастов, так, к примеру, в 1860 году он написал стихотворение, посвященное Некрасову, в котором в довольно резкой форме высказался о творчестве писателя и о его натуре, в целом.

Но, подводя итого всему вышесказанному, можно сделать один главный вывод - все творчество Ивана Никитина всегда, в той или иной мере, отражало его переживания и сомнения, постоянно мечущееся настроение передергивало направленность его произведений в сторону оптимизма и искренней веры и надежды на светлое будущее. Хотя буквально на следующий день Никитин уже писал стихи, полные горечи, пессимизма и ноток горькой иронии.

Все творчество Никитина имеет в себе большую долю автобиографичности, некоторые события, которые имели место быть в его жизни, навсегда оставили глубокий отпечаток в его многочисленных работах. Особенно, в то время, когда болезнь сковала Никитина, все его стихотворения (уже последние стихотворения) были насквозь пронизаны грустью и мрачными размышлениями и тяжкими думами. Главным источником негатива, который нашел свое точное отражение в его произведениях, было не только личное горе и постоянный стресс, в котором он пребывал, пока жил с пьянствующими родителями, но также и суровая социальная действительность, которая всегда мучила Никитина своей несправедливостью, и порой, жестокостью.

Никитин не являлся великим поэтом своего времени, но все что он делал, он делал с душой, с сердцем с искренним и честным отношением к себе, к работе и к людям. Именно поэтому его произведения (особенно некоторые из них) являются, поистине, апогеем гуманизма и человеколюбия- тех качеств, которые уже в то время являлись большой редкостью!

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Никитина Ивана Саввича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество. С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения.

Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся на только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поэт вышел из купеческой семьи

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в небогатой, но достаточно обеспеченной купеческой семье. Его отец был владельцем небольшого завода по производству свечей, который было бы правильнее назвать кустарной мастерской. У него была лавка, в которой он торговал свечами.

Грамоте его обучал сапожник

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи.

Учеба в семинарии

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в духовное училище. После окончания училища он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста».

Учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу.

Владелец постоялого двора

Семинарию Иван Никитин так и не закончил. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать. Сложившиеся обстоятельства вынудили Ивана забросить учебу и заняться содержанием постоялого двора, который был куплен вместо проданного завода. Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Приходилось ему выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел.

Первые публикации

Впервые Иван Никитин принял решение опубликовать свои стихи в 1853 году. Они были напечатаны в издававшейся в Воронеже газете «Губернские ведомости». Вскоре стихи патриотического содержания появились и на страницах других изданий, что было весьма актуально, так как в те годы была Крымская война. В 1856 году издается первый сборник стихов Никитина. Следующий сборник выходит в 1859 году. Критики поставили творчество Никитина на один уровень с Кольцовым и увидели в нем мастера пейзажа и воспевателя нелегкой доли простого народа.

В 1857 году поэт завершил работу над поэмой «Кулак», которая пользовалась большим успехом у читателей и получила признание и высокие оценки критиков. Ее главный герой, мещанин Карп Лукич, был разорившимся купцом, жил за счет мелкого обмана и не мог выйти из бедности. В семье он был настоящим деспотом и беспробудным пьяницей. Герой поэмы сильно напоминал по складу характера отца Никитина.

Открытие Никитиным в Воронеже книжного магазина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. На эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин. При этом магазине была организована читальня, что позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже.

Болезнь и смерть

В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку. Весной 1861 года он снова серьезно простудился, что вызвало резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление. Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Отражение творчества поэта в музыкальной культуре

Его произведения великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Память о поэте

  • В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.
  • На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.
  • В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.
  • Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.
  • В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина, а в 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.