В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем. В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым, печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь, однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

Хазары и Хазарский каганат

Хазары – тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский Каганат. Современникипеченегов и половцев.

Хазары стали известны примерно в 6-7 веке и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени точно неизвестно, ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово тюркского языка «хаз», означающее кочевание, перемещение.

До 7 века хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности, Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство – Хазарский каганат, которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от аналогичных других племен, проживающих по соседству. До основания государства были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории известны, прежде всего, благодаря упоминанию в произведении А.С.Пушкина «Песня о вещем Олеге», где хазары упоминаются, как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси ("Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам"). До этого на русские территории совершались периодические набеги печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме

Источники:

  • ассимиляция в биологии

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

Инструкция

Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.

По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы — баджнак. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако вероятнее другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар — «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. - IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые собственно, и назывались печенегами (ср. финноугорский гидроним «Печенга»), заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX в. печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Константин Багрянородный писал о ней: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников». Хазарская ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х — начала 90-х гг. IX в. византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Причерноморская орда состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен. Колена возглавляли ханы, роды - старейшины, «архонты более низкого разряда», по определению Константина Багрянородного, или «лучшие мужи в родах», как называет их наша летопись. Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии». Днепр делил печенежскую орду надвое. Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других - к востоку (до донских степей). По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.

Карта распространения восьми печенежских объединений в европейских степях

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так: «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами». Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI в. Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия. Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя. Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах — наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с «роскошным» орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X в. такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко. Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов — это «удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют... Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно». Византийский историк второй половины XII — начала XIII в. Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты. Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах. Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им. Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости. Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги. Но пешие варанги-«секироносцы» (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу. По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах. Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: «[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30-35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам «жить легче и сытнее». Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 г.: «Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир». Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX в. Более правдоподобно выглядит сообщение Повести временных лет под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Руськую землю, и сотворивше мир с Игорем…». В 920 г. в поход выступает уже сам Игорь: «Игорь воеваша на печенеги»; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х в. начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами «и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными».

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем «кыянам» было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой. Ведь, по словам Константина Багрянородного, «против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих семей, — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».

Судя по всему, в 30-х гг. Х в. печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 г. говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. И тогда, говорит Константин, «частенько, когда у них нет мира друг с другом, они [печенеги] грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб». Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» - земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава — хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

Первый удар по печенежскому могуществу был нанесен во время недолгого правления князя Ярополка Святославича. Подробности его похода против печенегов неизвестны. Короткая летописная строка говорит только, что степные орды были рассеяны русской ратью: «победи Ярополк печенеги, и възложи на них дань». Сокрушительное поражение произвело такое впечатление на печенежских ханов, что один из них, по сообщению того же источника, поспешил отдаться под Ярополкову руку: «Прииде Печенежьский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же приат его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице».

Укротить печенежскую опасность выпало на долю князя Владимира. Многолетняя война Руси с печенегами в его княжение охарактеризована «Повестью временных лет» как одно нескончаемое сражение: «рать велика бес перестани». Однако мы можем выделить в этой растянувшейся почти на четверть века борьбе два этапа.

Первый, сугубо оборонительный, продолжался примерно до конца 90-х гг. Х в. Он был отмечен как блестящими победами русского войска, вроде той, которая получила легендарное отражение в сказании о переяславском отроке, так и тяжелыми поражениями, когда жизнь самого князя Владимира оказывалась под угрозой: «…приидоша печенези к Василеву, и Володимер с малыми людми изыде противу им, и не мог Володимер стати противу им, подбег ста под мостом, едва укрыся от противных» (летописная статья под 995г.). К археологическим свидетельствам яростного печенежского натиска на Русь относятся разоренные пограничные городки*, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях этого времени, скелеты мужчин, хранящие следы сабельных ударов (могильники в Воине и Жовнине). В постоянной опасности находился и Киев, о чем говорят остатки внушительного вала, которым Владимир опоясал Старокиевский холм. Но политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя печенеги и доходили до белгородской оборонительной линии, им, по-видимому, все же не довелось разбить свои шатры под стенами «матери городов русских». В 1018 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский, хорошо информированный о русских делах, записал, что Киев — город «чрезвычайно укрепленный», и «до сих пор ему, как и всему тому краю… удавалось противостоять весьма разорительным набегам печенегов».

* Как, например, небольшая крепость на мысу в Заречье, разгромленная на рубеже Х-XI вв. Около ее воротной башни найдены две серебряные монеты Владимира, вероятно, оброненные во время грабежа кем-то из нападавших.

С началом XI в. война вступила во второй этап. Русь перешла к наступлению на степь. Наибольшие успехи были достигнуты на правом берегу Днепра. Применительно к этому времени археология фиксирует расширение зоны славянской колонизации в Среднем Поднепровье до бассейна реки Рось, неуклонный рост количества пограничных поселений (в том числе торговых) и увеличение занимаемых ими площадей. Правобережная печенежская орда вынуждена была откочевать далеко вглубь степи. Если в середине Х в. Константин Багрянородный писал, что печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ Бруно Кверфуртский в 1008 г. засвидетельствовал, что его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался уже два дня (что соответствует расстоянию от Киева до берегов Роси), а месторасположение самого табора печенегов было обнаружено им лишь на пятый день путешествия по степи. Он же отметил глубокую усталость кочевников от войны и, главное, их убеждение, что длительный мир с Русью возможен только при условии, если «государь Руси не изменит уговору». Другими словами, Владимир к тому времени настолько сильно прижал правобережных печенегов, что судьбы войны и мира всецело находились в его руках. Стараниями Бруно мир тогда был заключен, но продлился он, по-видимому, недолго, и в последние годы жизни Владимиру вновь пришлось вести брань с вероломными степняками.
И все же, именно в княжение Владимира были заложены предпосылки для окончательной победы над печенегами и изгнания этой орды из «русского» ареала Великой степи.

Во время династической смуты 1015-1019 гг. печенеги поддержали князя Святополка, но были разбиты Ярославом Мудрым.
Последнее и, по всей видимости, решающее столкновение с печенегами датируется летописью 1036 г. В то время, когда Ярослав был в Новгороде, к нему пришла весть, что печенеги осадили Киев. Собрав многочисленное войско из варягов и словен, Ярослав поспешил к Киеву. Печенегов было без числа, но Ярослав дал им бой в открытом поле. Противники схватились на месте, где позднее был построен собор святой Софии. После жестокой сечи, к вечеру одолел Ярослав. Печенеги бросились врассыпную, множество их утонуло в Сетомли и других реках, а остаток их, добавляет летописец, бегает где-то и до сего дня.

Из византийских источников следует, что печенеги отхлынули в Подунавье, откуда стали тревожить набегами Болгарию и Византию. «Это событие, оставляемое без внимания во всех новых исторических сочинениях,— пишет В. Г. Васильевский по поводу перехода печенегами Дуная,— имеет громадное значение в истории человечества. По своим последствиям оно почти так же важно, как переход за Дунай западных готов, которым начинается так называемое переселение народов... Непосредственной причиной великого движения с запада на восток, то есть Первого крестового похода, насколько эта причина заключалась в положении Восточной империи, были не столько завоевания сельджуков в Азии, сколько грозные и страшные массы орды печенежской, угрожавшей самому Константинополю» (Васильевский В.Г. Труды. СПб. Т. I. 1908, с. 7—8 ).

В 1091 г. половецкие ханы Боняк и Тугоркан, явившиеся на Балканы по приглашению византийского императора Алексея I Комнина, разгромили придунайских печенегов в долине реки Марицы. С печенежским господством на Балканах и в Подунавье было покончено в один день. Масштабы постигшей печенегов военной катастрофы изумили современников. «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах, — писала дочь Алексея Комнина, Анна. — Это было 29 апреля, в третий день недели» .

Конечно, известие Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» не следует понимать буквально. Источники первой половины XII в. все еще упоминают об остатках придунайских печенегов. Но как субъект исторического процесса печенеги навсегда сошли с политической сцены.

Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.

Кто такие печенеги, что это за кочевой народ? По летописям и, прежде всего, по «Повести временных лет» Нестора мы узнаём, что печенеги в основном занимались скотоводством, так как вели кочевой образ жизни. Они жили родовым строем, во главе родов стояли вожди, которых выбирали родом или племенем. Во главе всех племён стоял хан, или каган. Власть ханов была не выборная, а наследственная.

Русь и печенеги

История печенегов тесно связана с Русью. Огромные просторы Руси всегда манили к себе эти кочевые племена. Печенеги были серьёзной опасностью для Руси почти 120 лет - с 915 года, когда они впервые вторглись в пределы Руси, до 1068 года, когда им был дан решительный отпор Ярославом Мудрым.

Хронология борьбы Руси с печенегами

  • 915 г. Первое появление печенегов на территории Руси во время правления князя Игоря. Он сумел подписать с ними мирный договор.
  • 920 г. Война Игоря с печенегами, так как племена стали опасностью для Руси. Начался период постоянных военных столкновений, который характеризовался переменным успехом с той и другой стороны.
  • 968 г. В правление княгини Ольги и Святослава они даже дошли до стен Киева. Ольга героически руководила защитой города, пока не подоспела дружина Святослава, находившаяся в это время на юге страны.
  • 1036 г. Решительный удар печенегам нанёс князь Ярослав Мудрый. В честь победы был возведён знаменитый Софийский собор в Киеве. Победа над печенегами прославила имя князя в истории Древней Руси.

Однако история печенегов на этом не заканчивается. Более трёх веков их использовали в качестве военной силы. Так, Ярослав Мудрый многих из них поселил на юге страны, где они стали защищать границы государства. Императоры Византии сделали часть печенегов своими союзниками в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. И лишь в 14 веке печенеги перестали существовать как отдельный народ, смешавшись с многочисленными народами разных государств: Руси. Византии, стран Запада.

Такую роковую шутку сыграла с печенегами история, с некогда грозным и сильным кочевым народом.

Печенеги

ПЕЧЕНЕ́ГИ -ов; мн.

1. Объединение тюркских и сарматских племён, кочевавших в 8 - 12 вв. в заволжских степях.

2. Разг. О диких, грубых, невежественных людях.

Печене́г, -а; м. Печене́жский, -ая, -ое.

печене́ги

объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII-IX вв. В IX в. откочевали в южнорусские степи. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим князем киевским Ярославом Мудрым, часть печенегов переселилась в Венгрию.

ПЕЧЕНЕГИ

ПЕЧЕНЕ́ГИ, союз кочевых племен, сформировавшийся в заволжских степях из тюркских, сарматских и угро-финских этнических компонентов. В антропологическим плане печенеги были европеоидами с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Термин «печенеги» используется в русских летописях; византийский император Константин VII Багрянородный (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный) в сочинении «Об управлении империей» (10 в.) называет их «пацинокитаями».
В 8-9 веках печенеги кочевали в Нижнем Заволжье, между Волгой и Уралом, откуда под напором огузов и кипчаков продвинулись на запад. Около 950 года они разгромили угров в причерноморских степях и заняли территорию от Нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Они жили родовым строем, в 10 веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племен и 40 родов. Племена и рода возглавлялись вождями, избиравшимися племенными и родовыми собраниями. Существовала и наследственная власть ханов (каганов). Захваченных на войне пленников печенеги продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть они пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.
Русская земля подвергалась нашествиям печенегов в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию. В 10-11 веках византийские императоры пытались использовать печенегов в качестве союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В стратегических построениях правителей Византии этот народ, занимавший степное пространство от Днепра до Дуная, приобрел большое значение из-за того, что империя благодаря ему могла сдерживать военную активность варягов-русов и славян, совершавших частые нападения на окраинные византийские земли, особенно в пределах Балканского полуострова и Причерноморья.
Для того чтобы нападать на византийские города, варяги должны были договориться с печенегами о праве прохода через занятые теми территории. В противном случае явной была опасность нападения с тыла. В 972 году печенежский хан Куря, по подстрекательству византийцев уничтожил дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. Из черепа Святослава сделали чашу, из которой Куря пил вино на пирах. В 1036 году Ярослав Мудрый нанес печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь. Ослабевшие печенеги не смогли противостоять пришедшим с востока половцам. В 11-12 веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты ее рубежей. Часть печенегов ушла в Венгрию, где их расселили как по границам, так и внутри страны. В 13-14 веках печенеги перестали существовать, слившись частично с торками, половцами, венграми, русскими.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "печенеги" в других словарях:

    ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племен в 8 9 вв. в заволжских степях, в 9 в. в южно русских степях; кочевники скотоводы. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты князем Ярославом Мудрым. Часть печенегов переселилась в Венгрию … Современная энциклопедия

    Объединение тюркских и других племен в заволжских степях в 8 9 вв. В 9 в. в южнорусских степях. Кочевники скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, часть печенегов откочевала в Венгрию … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕЧЕНЕГИ, печенегов, ед. печенег, печенега, муж. (ист.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9 11 вв. н.э. на юго востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕЧЕНЕГИ, ов, ед. ег, а, муж. Тюркские и сарматские племена, кочевавшие в 911 вв. на юго востоке Европы. | прил. печенежский, ая, ое. П. язык (тюркской семьи языков). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племён в заволжских степях в 8 9 вв. В 9 в. в южнорусских степях. Основное занятие кочевое скотоводство. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, часть П.… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Печенеги - ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и других племен в 8 9 вв. в заволжских степях, в 9 в. в южно русских степях; кочевники–скотоводы. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты князем Ярославом Мудрым. Часть печенегов переселилась в Венгрию. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Печенеги (значения). Печенеги (ст. слав. пєчєнѣзи, др. греч. Πατζινάκοι) союз … Википедия

    I Печенеги союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников тюрков с сарматскими и угро финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к … Большая советская энциклопедия

    Союз тюрк. племен, сложился в 8 9 вв. Основу его составляли племена, говорившие на языке, близком к огузским языкам. Кроме тюрк. племен, в состав союза вошли покоренные племена сарматской, угро финской и, возможно, кавк. групп. До кон. 9 в. П.… … Советская историческая энциклопедия