Тема: Решение примеров в пределах 5.

Цель:

    Помочь детям закрепить образование числа 5,построение натурального ряда чисел, написание цифры 5, состав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.

    Развитие умения пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 5, сравнивать число 5 с предыдущим.

    Развитие умение решать примеры, простые задачи, раскрывающие смысл действия сложения и вычитания.

    Формирование умения правильно пользоваться математической терминологией, интерес к математике.

Средства обучения: цифры, счетный материал, счетные палочки

ХОД УРОКА

    Орг момент.

    Актуализация знаний. Устные упражнения и практические работы.

а) Воспроизведение ряда чисел от 1 до 5 в «прямом» направлении, начиная с любого числа, и в «обратном» направлении. Выложить на партах числовой ряд.

    Сосчитайте от 3до 5, от 4 до 1 и т.д.

б) Соотнесение порядкового номера и числа.

    Назовите предыдущее число 3, 5. Как получить предыдущее число?

    На сколько предыдущее число меньше последующего?

    Назовите последующее число 4, 2. Как получить последующее число?

    На сколько последующее число больше предыдущего?

    Какое число стоит между 4 и 5? 1 и 3?

    Какое счисло стоит справа от 2, слева от 4?

    Назовите соседей числа 3.

в) Соотнесение чисел 1-5 и соответствующих групп предметов. Игра «Столько, сколько?»

г) Сравнение двух групп предметов и сравнение на этой основе соответствующих чисел.

    Каких кубиков больше: красных или синих?

    Сколько синих кубиков? (4)

    Сколько красных кубиков? (3)

    Что больше: 4 или 3?

    Что меньше?

д) Состав чисел 2, 3, 4, 5. «Игра «Вместо одного числа два»


е) Задача в стихах

В травку упал Сережка, а за ним Андрюшка, а за ним Танюшка, а за ней Иван, а потом упала Юля, сколько на траве ребят?

    Формулирование темы урока.

а) Решение примеров в пределах 5

б) Работа в тетрадях

    Это цифра 5, так записывают число 5.

в) Сравнение чисел. «Числовая лесенка»

    Назовите числа по порядку, начиная с самого большого.

    Определи, что больше, что меньше: 1 или 2? 2 или 3? 3 или 4? 4 или 2? 4 или 3? № или 5? 5 или 1?

4+1=5 Решение и запись примеров.

г) Решение и запись задачи.

    Рассмотрим картинку. Сколько девочек?

А сколько мальчиков? Как записать, что всего сколько ребят? (4+ 1)

  • Сколько детей? (5)

д) Решение и запись задачи.

    Одна девочка ушла. Как это записать? (5 - 1)

    Сколько детей осталось? (4)

Записать на доске 1 ученик и в тетрадь остальные.

ФИЗМИНУТКА

    Закрепление.

а) Разминка и тренировка памяти и внимания.

    Я показываю на 1-2 минуты фигуры на листах бумаги, дети выкладывают их на парте счетными палочками.

б) Упражнении в образовании, сравнении числа 5. (по карточкам)

    К какому числу прибавили 1, если получили 5?

    Какое число меньше: 5 или 3? 4 или 5?

    Верны ли записи, составленные по схемам?

Рефлексия.

Я могу.....

Я ещё затрудняюсь....

Мне нужна помощь.....

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Конспект открытого урока

по математическим представлениям и конструированию

Тема: « Решение примеров на сложение в пределах 5 »

2 класс

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Черкасова И.А.

г. Севастополь

Конспект урока

Предмет: «Математические представления и конструирование»

Дата проведения: 09.02.2016

Класс: 2-Б (коррекционный)

Кол-во учеников в классе: 5

Кол-во присутствующих на уроке: 5

Тема: «Решение примеров на сложение в пределах 5»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закреплять навыки сложения в пределах 5.

Задачи урока:

образовательная:

1) закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 5,

2)закреплять вычислительные навыки в пределах 5,

3)продолжать вырабатывать умение решать задачи на нахождение суммы,

4)вырабатывать умение называть и различать геометрические фигуры, цвета

Коррекционно-развивающие:

1)коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении,

2) коррекция и развитие памяти, внимания, мелкой моторики, пространственного восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Воспитывающие:

воспитание самостоятельности в работе, интереса к окружающей действительности.

Оборудование: 5 воздушных шаров, числовой ряд 1-5, цифры, сказочный герой Незнайка, цифра 5, тетради, ручки, счетный материал: яблоки, груши, индивидуальные карточки с заданием, геометрические фигуры.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой

Прозвенел звонок – начинается урок

Чудесным пусть будет у вас настроение

Легко и просто дается ученье!

Ребята, сегодня к нам на урок математики пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь пожалуйста. Давайте подарим улыбку друг другу. Молодцы!

Сегодня у нас необычный урок – к нам спешит еще один гость. Давайте внимательно посмотрим, кто это? (Незнайка).

Молодцы! Нам Незнайка приготовил очень много разных заданий. Мы будем сегодня Незнайке демонстрировать, чему мы научились на уроках математики.

Какое время года? День недели? Урок?

2.Актуализация знаний

Устный счет

Посмотрите внимательно что принес нам наш гость? (букет из воздушных шаров)

Давайте все вместе (5).

Сколько шаров, Ростик?

Давайте пальчиками покажем сколько всего шаров

А какие шары по цвету?

По форме? Давайте нарисуем круг в воздухе.

Теперь поработаем возле доски (ученики по очереди выходят к доске и показывают шар согласно инструкции учителя).

Числовой ряд

Посмотрите на доску – следующее задание от нашего гостя – числовой ряд

Давайте все дружно посчитаем от 1 до 5 в прямом порядке.

Паша, Ростик.

Артем в обратном порядке

Называем цифру, которую я показываю

Денис, выходи к доске.

Какая цифра следующая после 2, 3

Назовите соседей цифры 3, 4

Молодцы! Теперь у нас самостоятельная работа. Каждый сам составит у себя на парте числовой ряд от 1 до 5.

Проверим, Ростик, Паша. Денис, покажи цифру 1, 5.

Физкультминутка

3.Объявление темы урока

Ребята, что нового появилось на доске? (цифра 5)

Молодцы! Очень вы внимательные. Цифру 5 принес нам Незнайка

Посмотри на цифру 5

Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи

Число пять записывают знаком – 5

Что связано с цифрой 5 ? 5 пальцев на руке. 5- лучшая оценка в школе.

Пальчиковая гимнастика

Сейчас мы будем работать в тетрадях. Повторим правописание цифры 5. Давайте устно повторим как же мы ее будем писать…

Молодцы! Открываем тетради, находим рабочую строку, где и будем писать цифру 5. Спинки ровно.

Кто справился, сели ровно.

Решение примеров

Что это за знак? (+)

Знак + или прибавить

Молодцы! Давайте посчитаем сколько груш на доске? (1)

А если мы еще прибавим одну? (2)

Следующее задание. Артем, сколько груш теперь на доске? (3)

А если мы прибавим еще 1? (4)

Молодцы! Видишь? Незнайка, как наши дети хорошо считают.

А теперь мне Ростик ответит, что за фрукт? Сколько штук? (4 яблока).

Антон, какие яблоки по форме?

Павел, по цвету? (красные).

Прибавим еще 1 яблоко

Сколько яблок теперь? (5)

Давайте составим пример (4+1=5)

Повторим компоненты примеров на сложение (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма).

Молодцы! Антон и Денис получат свое задание, а мы дальше будем работать над решением примеров.

Решение примеров возле доски

Павел, записывай пример на доске 1+1=2. Все остальные записывайте пример в тетрадку

Расскажи нам этот пример.

Артем, 2+1=3

Ростик, 2+2=4

Артем, 2+3=5

Молодцы!

4.Закрепление

Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка примеров

Устное решение примеров: 1+3, 2+2, 1+4

Физкультминутка

Геометрический материал

Ребята, Незнайка подготовил вам еще задание. Посмотрим на доску. Как можно назвать эти фигуры? (геометрические фигуры)

Повтори, Антон, Павел.

Правильно, это геометрические фигуры.

Давайте назовем эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).

Сколько всего фигур? (5)

Артем, назови еще раз фигуры по порядку

Назовем фигуры по цветам

Работа возле доски

Покажи…

Хорошо работаете! Незнайка очень доволен. А следующим заданием будет выкладывание геометрических фигур на парте также как на доске. Будьте внимательны.

Кто справился – сидим тихонько

Проверка задания

5.Подведение итогов урока

Все задания от Незнайки мы выполнили! Молодцы!

А кто к нам сегодня приходил в гости на урок?

Что мы скажем Незнайке?

Рефлексия

Кому понравился урок?

Что мы сегодня делали на уроке?

Сегодня хорошо на уроке работал ….

Немного хуже …, но он будет стараться на следующем уроке.

Домашнее задание