Век живи, век учись

Век живи, век учись — полностью фраза римского философа и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э.- 12 апреля 65 г. н.э.), ставшая поговоркой, такова «Век живи - век учись тому, как следует жить». Смысл, который вкладывают в неё школьные учителя, родители, воспитатели и прочие нудные личности, предполагающие, что с высот своего опыта им дозволено наставлять, вразумлять и напутствовать, мало чем отличается от мысли автора, и, хотя он имел ввиду всё-таки учение жизнью и жизни, афоризм можно свести и к банальному призыву усваивать знания. В этом, в конце концов, тоже ничего плохого нет

Луций Анней Сенека

Луций Сенека

Был известным судебным оратором, философом, драматургом, воспитателем римского императора Нерона. До нашего времени дошли его эпиграммы, письма, пьесы, нравственно-наставительные трактаты. При Нероне пять лет фактически управлял Римом, это пятилетие считается в истории счастливым «пятилетием Нерона». Будучи при власти Сенека накопил огромные богатства, что вызвало зависть и ненависть аристократии и вынудило философа уйти из политики. Тем не менее, заподозренный в заговоре против императора он по его указу покончил собой

Афоризмы Сенеки

  • Пьянство - это добровольное сумасшествие
  • Беден не тот, у кого мало, а тот, кто хочет большего
  • Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое
  • Власть над собой - высшая власть
  • Пока есть возможность, живите весело!
  • Избыток пищи мешает тонкости ума
  • Век живи - век учись тому, как следует жить
  • Где ты ничего не можешь - там ты должен ничего не хотеть
  • Если хочешь жить для себя, живи для других
  • Хочешь быть любимым - люби
  • Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру
  • Если человек не знает куда он плывёт - то для него нет попутного ветра

Использование пословицы в литературе

    «Ну и ну, ― сказал Николаев, ― вот это действительно. Век живи, век учись . ― Вот и учись, ― сказал старик, не замечая насмешки» (Василий Гроссман «Жизнь и судьба»)
    «Век живи, век учись , друг мой сердешный!» (Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
    «Век живи ― век учись , ― провожая меня, сказал на ломаном русском директор зоопарка» (Вальтер Запашный «Риск. Борьба. Любовь»)
    «Четверо в ватниках посмеивались, пили, отец жадно выпил вместе с ними, а потом, глядя, как другие варят уху, сказал мальчику: «Век живи, век учись, дураком помрешь » (Андрей Дмитриев «Поворот реки»)
    «Их в аквариуме было куда больше, чем рыб. «Век живи ― век учись , ― подумал Люсин. ― Оказывается, и креветки бывают пресноводные, не только бычки» (Еремей Парнов «Третий глаз Шивы»)

Век живи, век учись.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Век живи, век учись." в других словарях:

    - (а умри дураком). См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

    Век живи, век учись - а дураком помрёшь шутл. Передел. пословицы «Век живи, век учись» … Словарь русского арго

    ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: век живи, век учись. Мельников. На горах. 1, 4. Ср. Послушайте ж меня, тогда поймете... Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком. Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ, А ДУРАКОМ ПОМРЕШЬ - посл. перед.: Век живи век учись. Учиться бесполезно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    Вѣкъ живи, вѣкъ учись (а умрешь дуракомъ). Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Мельниковъ. На горахъ. 1, 4. Ср. Послушайте жъ меня, тогда поймете... Вотъ оно и выходитъ на то, что вѣкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

    ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

    Набьет улыбка оскомину. Жить вертко (валко), помирать терпко. Живешь не оглянешься, помрешь не спохватишься. Живешь воз прешь: помрешь на горбу унесешь. Живется ни в сито, ни в решето. Жить плохо, да ведь и умереть не находка. Жить горько… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • Век живи - век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам , Петерсон Кей, Колб Дэвид. О книге Учиться всю жизнь - это верный путь к счастью, успеху и полноценной жизни. Но как делать это наилучшим образом? Авторы этой книги провели серьезные исследования и открыли 9 стилей…
  • Век живи, век учись , А. Б. Рубин. Эта книга автобиографического характера, написать которую меня подвигли настойчивые просьбы моей семьи. Книга содержит отдельные эпизоды и истории из моей жизни, жизни моих родителей, деда и…

«Век живи, век учись», – говорим мы, покачивая головой и удивляясь тому, что каждый день приносит нам новые знания, несмотря на то, что мы давно уже закончили школу. В чём же смысл этой пословицы?

Кто сказал «Век живи, век учись»

Трудно определить точное место и время происхождения выражения о необходимости учиться всю нашу жизнь. Одним из самых первых упоминаний об использовании этих слов являются «Нравственные письма к Луцилию, LXXVI» римского философа-стоика Луция Аннея Сенеки, датированные 4 годом до нашей эры, в которых он писал «Век живи - век учись тому, как следует жить». В «Словаре идиом Американского наследия» отмечается, что в английском языке близкое по значению выражение «Живи и учись» употребляется со второй половины XVI столетия.

Похожие по смыслу пословицы на английском и прочих языках

В том или ином виде данная фраза присутствует практически во всех языках мира. Вот лишь некоторые из них:

  • Live and learn (англ.)
  • On s’instruit ? tout ?ge (фр.)
  • Man lernt nie aus (нем.)
  • Ei oppi ojaan kaada (фин.)
  • Fin alla bara sempre se n’impara (итал.)
  • Al doende leert men (голл.)
  • ?мір с?реді ж?не?йрену (казах.)

В татарской и хорватской культуре есть даже сказки, раскрывающие смысл этого выражения. В русском языке эти слова широко используются и в бытовой, и в литературной речи, например, в произведениях классиков Д. И. Фонвизина, П. И. Мельникова-Печерского, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

«Век живи, век учись, дураком помрёшь»: продолжение фразы

Один из вариантов данного выражения, имеющий довольно неожиданное продолжение «Век живи - век учись (а умри дураком)» в 1853 году был зафиксирован в «Пословицах русского народа» В. И. Даля. Смысл этой интернациональной пословицы заключается в том, что, сколько бы мы ни узнавали в жизни, мир непознанного все равно будет неизмеримо больше, поэтому, при желании, всегда можно и нужно учиться чему-то новому, для практической пользы или для души, что, в конечном итоге, бывает гораздо полезнее.

Выражение является именно пословицей, а не поговоркой.

Как писать сочинение по теме

Данное выражение часто входит в перечень тем школьных сочинений. Одной из ситуаций, которую можно рассмотреть в качестве примера для такой работы, может быть следующая: плавное изменение мировоззрения даже тех людей, кто считает, что «старую собаку новым трюкам не научишь». Мир технологий стремительно меняется с каждым годом, приходится меняться и людям: бабушки продолжают сидеть у подъездов, но уже с сотовыми телефонами; эти же бабушки и дедушки с большим удовольствием используют возможности интернета, о котором ещё совсем недавно ничего не знали, для того чтобы общаться по скайпу с живущими в других городах близкими; читают электронные книги, смотрят кино и передачи по телевизорам нового поколения, хотя отлично помнят ещё здоровенные «ящики» с ручным управлением, демонстрирующие лишь чёрно-белое изображение. Мир вокруг нас не статичен.

Даже если человек очень не хочет учиться чему-то новому, ему придётся это делать, как говорится, «жизнь заставит», иначе он не сможет нормально жить в постоянно меняющейся объективной реальности. Ленность ума не оправдание нежеланию приложить определённые усилия для узнавания и использования чего-то нового, будь то покупка электронных билетов или общение по ватсаппу с «засыпающимся» на контрольной по математике любимым внуком.

Слова М. Жванецкого «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Порой возраст приходит один», сказанные в чужой адрес, кажутся нам смешными. Для того чтобы не было смешно кому-то ещё, когда их произнесут по отношению к нам, стоит всю жизнь руководствоваться названной в конце пословицей.

Почему не теряет смысл поговорка 《 Век живи — век учись 》?
Что она обозначает?

Она означает то, что сколько б мы не жили, всегда будем открывать для себя что-то новое
Сейчас актуальна потому, что наш 21 век, через каждые 5 лет создается что то новое, новые технологии, которым только учиться и учиться

В любом возрасте может можно не чему -то научиться.
Эта пословийа говорит о том, что абсолютными знаниями не обладает ни один человек на свете. Даже самый древний мудрец может узнать что то новое для себя. Мораль в том, что не стоит отрицать то, чего ты не знаешь, даже если уверен что в этой области ты профи

Почему не теряет смысл поговорка:< век живи-век учись>

Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись »

Эта поговорка хоть и древнерусская, но до сих пор понятна и широко используема

Век живи, век учись. Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потомучто она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю что если человек не будет учиться то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

1)Что такое личность?
2)Что дает человеку понимание самого себя?
3)Какое значение имеет самообразование?
4)Почему не теряет смысл поговорка «Век живи-век учись»?
5)Как найти дело по душе?

1) Личность — это то, какой ты есть! Т. е. личность — это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность)
2) Есть мудрое изречение — Познай себя и ты познаешь самое главное! — Уверенность в своих силах, понимание своих желание и возможностей. стремление к самосовершенствованию, жить с собой в ладу. . Ну и еще много чего Каждый выбирает сам!
3)Самообразование помогает сформировать мировоззрение, а в дальнейшем и личность человека, помогает лучше воспринимать окружающий мир, вступать в контакт с людьми, общаться.
4)Век живи, век учись. Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потомучто она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю что если человек не будет учиться то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.
5)посмотрите, что вам интересно и что вы можете назвать увлечением всей своей жизни. Наверняка есть пути, ведущие к заработку, главное, понять, как ваш интерес может быть полезен другим людям.

Почему не теряет смысл поговорка «Век живи-век учись»?

Век живи, век учись. Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потомучто она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому как говориться без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю что если человек не будет учиться то пойдет регресс, в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

Почему не теряет смысл поговорка век живи век учись

В мире каждый день появляется огромный поток новой информации, каждый день делаются новые открытия в области химии, биологии, нейрохирургии, атомной энергии. Невозможно знать все, так как информация постоянно обновляется или же, появляется абсолютно новая. Человек должен постоянно прогрессировать и совершенствоваться, познавать новые науки и взгляды. Иначе человечество попросту деградирует.

Она не теряет смысл т. к. нам всегда необходимо обучаться чему либо новлму. Сейчас прожить на опорных знаниях сложно. Не достаточно просо уметь считать, нужно лсваивать новые технологии, а с каждым годом их все больше.

Помогите с вопросами по обществознанию
1)что даёт человеку познание самого себя?
2)какое значение имеет самообразование?
3)почему не теряет смысл поговорка «век живи-век учись»?
4)как найти дело по душе?
5)зачем человеку нужна цель в жизни? Почему плохо жить без цели?
6)почему считают, что только человек может заниматься деятельность?
7)какие виды деятельности ты знаешь?
8)какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?
9)что составляет духовный мир человека?
10)какие высшие чувства могут быть у человека?
11)из каких слагаемых состоит успех в жизни?

1. Силу над собой.
2. Очень важное, тем самым ты себя сам формируешь и воспитываешь.
3. Из поколения в поколения, человек только и делает что живёт и всю жизнь свою учиться, такое не забывается.
4. С начала надо понять себя, а потом и поймёшь какое у тебя призвание в жизни.
5. Потому что стремиться к чему-то нужно, человек без цели это почти животное.
6. Познавательная, трудовая.
7. Физиологические, социальные, духовные. Животное не нуждается в самореализации и общении, в отличие от человека. Животное существо биологическое, человек и биологическое и социальное, в этом отличие.
9. Чувства, эмоции, желания, и просто целый космос.
10. Патриотизм, гуманизм.
11. Доброжелательность, ответственность, любовь к ближнему, честность.

1. Что даёт человеку познание самого себя?
2. Почему до сих пор актуальна поговорка «Век живи-век учись»?
3. Какое значение имеет самообразование?

1. Познание самого себя человеку даёт и познание других, себе подобных. Ведь на примере себя, человек никогда не сможет познать других.
2. Данная поговорка актуальна тем, что со временем меняется всё вокруг. Человеку необходимо подстраиваться под общество, науку. Ведь всё изменчиво, к примеру какие-либо нормы, принципы или же та самая техника, нам необходимо постоянно что-то познавать, изучать.
3. Самообразование играет важную роль в жизни человека. Ведь таким образом у него вырабатывается цель что-то познать, изучить, а без этого ему не удастся узнать что-то новое. Всё зависит, прежде всего, от самого человека. Поэтому с самопознания всё и начинается, без этого человек не сможет полностью познать мир за счёт других.

В середине 19века В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа «. Среди них такие:»кто хочет много знать, тому надо мало спать» «век живи век учись» «учи других и сам поймешь «. Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы в наше время?

Трудно ответь, что в наше время сохранилась ценность данных пословиц. Стоит отметить, что с каждым годом человечество меняется, эволюционирует, создаются новые технологии, добыча новой информации, глубокое изучение мира. Если рассматривать с точки зрения индивидуального человека, который живет по признаку саморазвития духовного (искусство), то нужно отметить что меньшая часть преобладает такими интересами. Так, как новый прогресс выделяется с отрицательной стороны, то есть «притупление» разума человека иными вещами (телевизор, интернет), способность деградировать развивается в нем.

Самые активные помощники за Май

    Дарья Бубликова

    70 ответов

    Зыков Виктор

    40 ответов

    Колесникова Юлия

    39 ответов

    Ковалёва Варвара

    39 ответов

    Ефимова Мария

    39 ответов

Миронова Лариса

Обществознание

ПожаловатьсяОтвет или решение1

Ермакова Юля

Эта пословица не теряет свой смысл и в наше время, потому что она очень актуальна и в наши дни. Мы постоянно в нашей жизни чему-то учимся, поэтому как говорится, без труда не выловишь и рыбки из пруда. Я считаю, что если человек не будет учиться, то пойдет регресс в человеке. Если человек не будет развиваться, у нас в стране начнется полное отупение молодежи.

ПожаловатьсяСпасибо0

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?

Хорошо
учишься?

Помоги другим
школьникам!

Нужен ответОбществознание

Основные сферы общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии.

Обществознание

как понять выражение «твори закон на благо общества»?

Обществознание

В чем сходство и различие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

Обществознание

куда ходит молодежь 21века и что больше их интересует:

Обществознание

признаки милитаризма

Во — первых всё узнать невозможно, даже если человек чему — то долго учился и занимался долгие годы одним ремеслом. В течении жизни всё равно будут появляться неожиданные моменты — открытия в своей профессии, которым нужно научиться и освоить. А во — вторых, у меня всегда вызывали уважение люди, которые будучи уже не молодыми, смело воплощали в жизнь свою мечту, обучались новой профессии, кардинально меняя свою жизнь. И не один раз. Сколько живут — столько и учатся. Мне кажется этому и призывает поговорка «Век живи — век учись». Это развитие.

(Русская пословица)

Что за пословица такая глупая? Неплохо бы с ней разобраться прямо с самого начала учебного года! А вдруг нет смысла садиться за парту?

Народные знатоки эту пословицу разъясняют по-разному.

1. Раз человек дурак от природы, то для него учёба бесполезна и бессмысленна. Что подтверждается другой русской пословицей:

Дурака учить, что мёртвого лечить.

2. В пословице зарыта глубокая философия. Она отражает мысль о бесконечности процесса познания. Даже вспоминают Сократа с его знаменитой фразой

Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже и этого!
(Сократ)

3. Количество информации, производимой человечеством, возрастает со всё большей скоростью. И отдельному человеку не по силам ознакомиться даже с малой её частью. Достаточно сказать, что за последние десятилетия только в области информатики, компьютеров и связи произведено столько знаний, что человек чувствует себя беспомощным перед этой горой информации. И даже если он что-то попытается освоить, то за время этого освоения человечество наворочает ещё целые гималаи всевозможной инфы. То есть, пословица отражает бессилие человека в желании «объять необъятное».

Все эти мнения в некоторой степени верны, но по наблюдениям блогописца, это выражение имеет другой смысл, и его можно услышать в совершенно конкретной ситуации. Ситуации, когда профессионал своего дела, можно даже сказать «гуру», вдруг, неожиданно для себя обнаруживает, что не знает в своём деле какой-то незначительной, тривиальной вещи. Чего-то такого, что он обязан был знать! 😦

Ему становится стыдно перед самим собой, и он в сердцах произносит:

«Век учись, а дураком помрёшь!» 😦

И от этого никуда не деться, потому как уже давно установлено, что предел любого специалиста - знание всего ни о чём, или ничего обо всём.

Надо сказать, что дурак дураку - рознь. Например, в математике - полный болван, однако денежки свои считает - ни на копейку не ошибётся! Кроме того, дурак - понятие относительное. Взять хотя бы всем известного изобретателя Томаса Эдисона. В детстве он с трудом проучился три месяца в церковной школе, затем мать его оттуда забрала и учила сама, так как учитель при всех называл этого мальчика «безмозглым тупицей». Впоследствии Эдисон говорил: «Я смог стать изобретателем потому, что в детстве не ходил в школу».

Ну-ка, мозголомы, клавотоптатели и природные самородки, покажите свои таланты! На картине Н. Богданова-Бельского, написанной в 1895 году, изображена деревенская школа, а учитель - профессор Московского университета С.А. Рачинский. Что характерно, мы не видим ни компов, ни калькуляторов, ни парт, ни прочих наворотов. Не говоря уже о том, чтобы гуглить ответы смартфоном.

Вот как раньше мучили учеников! Задачки заставляли решать стоя и в уме! Самая настоящая средневековая пытка!

Если ты считаешь себя кул-хацкером или программером, попробуй вычислить в уме примерчик со школьной доски.

10² +11² + 12² + 13² + 14²
365

Между прочим, сделать это не так уж и сложно. Теткоракс вычисляет этот примерчик тупо в лоб, поскольку до сих пор помнит таблицу квадратов двухзначных чисел до 25. Знание её даёт возможность легко вычислять в уме произведения двухзначных чисел.

Вот поэтому, у людей раньше было всё в порядке со зрением и мозгами. Они даже не знали что такое почечуй! 😎

Что касается лапотников и оборванцев, то они решали правильно. «Ответ: равняется двум». Современные школьники не решат этот примерчик даже на компьютере. 🙂

Все афоризмы об учёбе см. на странице